Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Пылающее сердце

Деконструкция символов

Почему нельзя отмечать 9 мая с этой властью.



Есть много способов разрушения. Особенно, если речь идет не о сносе старого дома или утилизации старого автомобиля, а о разрушении ценностей. Можно просто тупо ломать. Стоял памятник Ленину, подогнали кран, погрузили в грузовик, постамент разрушили. Делов-то! Но проблема в том, что можно так просто разрушить памятник, а вот так просто разрушить идею, стоящую за памятником, не получается. Более того, само разрушение памятника может эту идею только оживить, добавив в нее энергию возмущения и протеста…
Но есть другой метод деконструкции, более умный и хитрый. Он не бьет в лоб, он действует иным путем и направлен на то, чтобы не сразу крушить памятники, а разлагать саму идею. А как это можно сделать? А надо соединить в единое целое противоположные, взаимоисключающие идеи, чтобы получилась адская смесь, приняв которую человек погружается в подобие шизофрении и вообще теряет ориентацию – где низ, где верх, где святое, а где проклятое.
[Spoiler (click to open)]Допустим, некие сатанисты хотят уничтожить христианскую церковь. Можно прийти и с хохотом разнести храм, на его развалинах устроить шабаш. Что получится? Все христиане мобилизуются. Если у них не хватит сразу сил для отпора, то они уйдут в катакомбы, там будет пылать яростная вера, которая затем вырвется наружу. Ядро будет не уничтожено.
А можно ведь сделать по-другому. Можно оставить все – и храм, и литургию, и даже кресты на куполах. Но занавесить в алтаре иконы Христа. И вообще убрать имена Спасителя из храмовой службы, из Священного писания. И все.
- А зачем вы так сделали?
- Ну, понимаете, Христос личность – неоднозначная. Мы уважаем, конечно, мнение верующих, но есть много тех, кто относится к нему иначе, и чтобы избежать ненужных споров, чтобы не обострять конфликты, мы оставим его за скобками такой нужной всем церковной жизни.
- Да как же Христа можно оставить за скобками? На нем основана вся церковь!
- Ну, это далеко не так. Церковь - это не мифический персонаж, а прежде всего люди, которые ходят в храм, именно они и создают церковь. И это хорошо, что они так ходят, это очень важно. Просто мы не будем касаться спорных тем и стравливать людей.
И если верующие с этим смирятся, то они окажутся участниками странной литургии, важней частью которой будет занавешенный лик Христа. И это будет не просто сокрытие, а демонстрация смыслового переворота – отрицания Спасителя. И верующий, принявший это странное, шизофреническое противоречие, пойдя на такой компромисс, примет нечто подобное разрушительному яду, который раздробит внутри него все принципы, все христианские ценности. И он уже не удивится и не возмутится, когда в очередной раз придя в такой храм, увидит в алтаре икону святого Иуды или изображение Бафомета.
Ельцин был грубый разрушитель, «злой следователь». Потом пришел «добрый следователь» – Путин. И он нам вернулся гимн СССР. Не вполне вернул, осталась музыка, слова подправили. Ах, ах, ах! Но что такое этот гимн в сочетании с триколором и двуглавой птицей? Это не синтез, это деконструкция, смесь в котором все символы соединены в саморазрушительное сочетание. Это как в химии: берешь две пробирки, с невинным на первый вид содержанием, сливаешь в одну – получается взрыв.
А что такое Парад Победы 9 мая с замаскированным Мавзолеем? Мавзолей не прячут, нам демонстрируют нечто другое – отрицание смысла,  олицетворяемого Мавзолеем, который являлся не просто усыпальницей Ленина, а одним из базовых символов СССР, не даром он превращен в трибуну, на которой стаяло руководство страны. Таким образом, Путин отмечает 9 мая одновременно отрицая СССР. А что тогда это за праздник, если в нем до такой степени выхолощен смысл Победы? А некоторое время спустя (чуть больше месяца) власть отмечает другой государственный праздник – День независимости России, который по своей сути является днем разгрома СССР. И Путин то возлагает венок к могиле Неизвестного солдата, то к подножию памятника Солженицына, писателя, объяснившего нам, что СССР был мрачным ужасом человеческой истории. И что это за сочетание получается? Принимая все это вместе словно проглатываешь разрушительный яд, испепеляющий последние остатки здравого смысла.
Здравый человек никогда не будет отмечать 9 мая вместе с этой властью, являющейся по своей сути властью предателей, уничтоживших нашу Родину - Советский Союз. 9 мая нужно отмечать, но только не с ними. Уже просто идти в одной колонне с представителями этой власти – значит отрицать смысл той Победы. Праздновать надо дома, в кругу семьи, в кругу друзей, в кругу соратников, с горьким пониманием того, что мы вспоминаем ту Победу в состоянии поражения, разгрома. Это действительно должен быть праздник со слезами на глазах, нам сейчас радоваться совершенно нечему.
Пылающее сердце

Песня Песней и баня с пауками

Мы переживаем коллективный опыт преисподней.

Наше Я – это результат взаимодействия. Это не статичная данность, как кажется, это результат встречи с другими. Наше Я - есть результат динамики взаимоотношений, мы постоянно творим друг друга. Ощущение собственной реальности обретаешь, видя свое отражение в чужих глазах. В большей мере его обретаешь, когда взгляд – любящий. Взгляд матери и зачинает зерно будущей личности. И окончательно оформляет взгляд возлюбленной или возлюбленного. В этой связи отношений и оформляется человек. Смысл любви не только в том, что от нее рождается третий, ее смысл в том, что от нее рождаются сами влюбленные – обретают друг друга и сами себя одновременно. "Self made man" – злая сказка, никто не создает себя в одиночку. Мир не сумма одиноких, обособленных атомов, повисших в пустоте, это поле непрерывных взаимосвязей.
Но чтобы обрести бессмертие в этом текущем, непостоянном мире, нужен взгляд бессмертного существа. Бессмертие возможно только тогда, когда Бог смотрит на тебя, и в его глазах видишь свое бессмертное отражение. Что такое «вечная память» в церковных песнопениях? Кто вечно помнит? Именно Тот, кто вечен. Бог помнит о тебе вечно, поэтому ты тоже вечен. Бог вечно смотрит на тебя и поэтому ты бессмертен. Не случайно именно всевидящее око становилось символом Бога.
Что такое история? Как возможна история? Может ли историю охватить отдельный человек? Нет, он слишком недолго живет, он – фрагмент истории. А как мы тогда можем верить в историю? Шекспир пишет в пьесе «Как вам это понравится»:
[Spoiler (click to open)]
.. Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы
И каждый не одну играет роль.
Мы участвуем в представлении, мы актеры. Но кто зритель? Зритель Бог. Так лишь возможно представление истории - только если на него смотрит Бог, тогда разрозненные события сливаются в одну пьесу, в одну историю.
Неподготовленному читателю трудно понять, почему в Ветхом завете оказалась «Песня Песней»:
1 Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
2 От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя.
… 1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; …
5 два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.
Это кажется странным, неуместным, если не понять, что весь Ветхий завет одна история любви – Яхве и избранного народа. Эта история пронизана эротизмом, который «Песня Песней» лучше всего выражает. Яхве – страстный любовник, который обращается к еврейскому народу, как к возлюбленной. Он любовник пылки и ревнивый, с яростью карающий свой неверный предмет вожделения. Но в этой кровавой ревности проявляется все та же пылкая любовь.
Мне друг передавал разговор старух. Они сидели и обсуждали своих стариков, жаловались, как те колотят их. А одна с непередаваемой грустью, глядя с тоской вдаль сказала: «А мой меня не бьет. Наверное не любит…»
Яхве любил избранный народ и потому бил его.
Все авраамические религии – ожидающие. Возлюбленный дал обещание, обетование, Он так или иначе должен вернуться и тогда все изменится. Это должна быть счастливая история любви, которая искупит все страдания ожидания. И если что-то придавало смысл существования, то только мысль – что возращение неизбежно, уже скоро и вот тогда все преобразится. И в этом ожидании шли столетия.  И с каждым новым столетием в этом ожидании было все больше сомнений, горечи и надрыва.
Есть бесконечно грустная история Сольвейг из пьесы Генрика Ибсена, которая до самой старости тщетно ждала своего возлюбленного. Она мне кажется особенно трагичной, возможно, благодаря печальной музыкальной теме Грига, звучащей в «Песне Сольвейг»:


Зима пройдёт и весна промелькнёт,
И весна промелькнёт;
Увянут все цветы, снегом их занесёт,
Снегом их занесёт.
И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит,
Мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,
Тобой лишь буду жить.
Мы не можем в полной мере понять всей глубины трагедии ожидающих религий, которые обманулись в своих надеждах. Мы очень часто свою душевную кастрированность, опустошенность принимаем за умудренность.
Как пишет Элиот:
Мы полые люди,
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе -
Труха в голове,
Бормочем вместе
Тихо и сухо,
Без чувства и сути,
Как ветер в сухой траве
Или крысы в груде
Стекла и жести…
Мы полые люди… Нам не понять эту религиозную влюбленность, это страстное ожидание Возлюбленного, в которое вкладывались силами своей души, которым горели. И что означало ощущение, что надежды обмануты. Нам, с трухой в голове, не понять всей меры отчаянья.
У Леонида Андреев есть повесть «Жизнь Василий Фивейского» о человеке, который в невыносимой, безысходной атмосфере весь вложился в веру, полностью отдался ей, но его надежды не оправдались и вот он погружается в беспросветный мрак и бежит в состоянии ужаса: «И тогда с диким ревом он бежит к дверям. Но не находит их и мечется, и бьется о стены, об острые каменные углы -- и ревет. С внезапно открывшеюся дверью он падает на пол, радостно вскакивает, и -- чьи-то дрожащие, цепкие руки обнимают его и держат. Он барахтается и визжит, освободив руку, с железною силою бьет по голове пытавшегося удержать его псаломщика и, отбросив ногою тело, выскакивает наружу.
 Небо охвачено огнем. В нем клубятся и дико мечутся разорванные тучи и всею гигантскою массою своею падают на потрясенную землю -- в самых основах своих рушится мир. И оттуда, из огненного клубящегося хаоса, несется огромный громоподобный хохот, и треск, и крики дикого веселья. На западе еще светлеет голубая -- полоска, и, задыхаясь, он бежит к ней. Ноги его путаются в длинной каляной ризе, он падает, крутится по земле, окровавленный, страшный, и снова бежит. Улица безлюдна, как ночью -- ни у домов, ни в окнах ни одного человека, ни одного живого существа: ни зверя, ни птицы».
И так бежит он, пока не падает замертво: «О. Василий упал в трех верстах от села, по середине широкой и торной дороги. Упал он ничком, костлявым лицом в придорожную серую пыль, измолотую колесами, истолченную ногами людей и животных. И в своей позе сохранил он стремительность бега; бледные мертвые руки тянулись вперед, нога подвернулась под тело, другая, в старом стоптанном сапоге с пробитой подошвой, длинная, прямая, жилистая, откинулась назад напряженно и прямо -- как будто и мертвый продолжал он бежать».
Есть реальная история Шабтая Цви, который 31 мая 1665 в Газе публично провозгласил себя Мессией. Эта история вызвала волнения, закончившись, впрочем, очень позорно. И можно долго думать, чего тут было больше – безумия, расчета или еще чего-то. Но возможно, что здесь было надрывное ощущение, что если Возлюбленный не возвращается, то надо что-то делать. Пусть и нечто безумное, Бог должен увидеть и вмешаться, проявить себя. Когда чудо не случилось, то все тут же  сдулось и наверное потому, что уже было «все равно»: в самых основах своих рухнул мир…
Но мысль «надо что-то делать» продолжила развиваться. То, что можно делать в такой ситуации, описал Александр Грин в «Алых парусах». Ассоль верит обетованию старого Эгля: «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца… Я приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство – скажет он…». И Ассоль вполне могла бы разделить судьбу Сольвейг, состарившись в тщетных ожиданиях, но Артур Грэй воплощает ее мечту.
Главная мысль «Философии общего дела» Николая Федорова в том, что мы не должны ждать Возлюбленного, мы должны пойти Ему навстречу. И в этом пути восхождения, мы так должны преобразиться, что когда мы наконец встретимся с Возлюбленным, то узнаем в Нем себя. Эта идея слилась в России с марксизмом и породила советское государство, там, в глубинах, горела эта пламенная мысль, эта любовь. Сольвейг вышла из своей коморки и пошла навстречу Любимому.
А потому случилась катастрофа и все рухнуло. И обнажилась полная пустота…
Что значит человек, на которого больше не смотрит Бог? Человек начинает исчезать и рассыпаться…
Я однажды прочитал необычное определение преисподней, которое запомнил навсегда. Не помню, кому оно принадлежало, но суть его в том, что преисподняя – это всего лишь место удаления от Бога. Там нет ничего, что характерно для фресок с изображением ада, разнообразия пыток и чего-то подобного. Это просто пространство полной богооставленности и в этом заключается невыносимая пытка.
Свидригайлов говорит: «Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится».
Мне кажется, что мы сейчас переживаем коллективный опыт преисподней, мы оказались запертыми в этой закоптелой баньке с пауками…
Пылающее сердце

Крах легитимности Бога

Кризис может поразить абсолютное ценностное ядро

Космос в мифологии различных народов предстает достаточно хрупким островком в океане хаоса. Мы имеем представление о том, как рушится социальный космос в случае кризиса. Например, достаточно хорошо описано такое явление, как кризис легитимность власти. Что такое легитимность? Согласие с государственной властью, вера в ее благо. Когда подобная вера подрывается, начинается процесс расщепления общества с последующим распадом. Давно сказано: «Разделившееся царство не устоит». Но кроме кризиса легитимности мирской власти может случится и нечто иное – кризис легитимности Бога… И я не знаю – насколько эта проблема изучена и рассмотрена. Тех, кто сморщит нос, думая, что речь идет о чем-то сугубо религиозном, я попрошу не торопиться.
Для христианского вероучения всегда была большой проблемой теодицея, оправдание Бога. Надо было каким-то образом примирить благость Бога с несовершенством существующего мира. Этой задачке подыскивали в различной степени изящные решения, даже Лейбниц написал по этому поводу основательную работу. И, как мне кажется, одним из выходов из этого религиозного тупика стал хилиазм, т.е. учение о грядущем царствие Бога на земле. Кроме того, можно вспомнить и учение об «апокатастасисе», т.е. восстановлении мира и всеобщем спасении. С этой точки зрения признавалось, что мир несовершенен, лежит во зле, но и принималась искупительная, позитивная динамика – мир идет к совершенству. Идея динамического, исторического преображения мира была заложена и в учении цистерцианского монаха Иоахима Флорского, разделившего историю на три эпохи самораскрытия Бога в мире – эпоху Отца, эпоху Сына и эпоху Святого Духа. А в новой истории появился Гегель с учением об истории, как самораскрытии Мирового Духа, который действует через людей, через диалектику общественных противоречий. А потом это оформилось в марксизме. Прогресс – это деятельное искупление и изменение мира, лежащего во зле. Проблема теодицеи разрешалась через деятельную практику совершенствования, преображения – мира, общества, человека.
[Spoiler (click to open)]Так вот, возникший в условиях кризиса античного мира гностицизм всю эту проблематику теодицеи в принципе отметал, так, как заявлял, что мир потому несовершенен, что является творение злого, уродливого божества. Тут нет таких противоречий, какие существуют в христианстве, тут все однозначно и непротиворечиво. Мир, сотворенный таким злым, несовершенным божеством – есть отвратительная, поганая тюрьма, в которой заключены искры света. В этой тюрьме ничего невозможно изменить, усовершенствовать, она неисправима. Из нее можно только сбежать. У гностиков даже встречается весьма характерное, и очень впечатляющее представление о звездах, которые мы видим на ночном небе: они представляли их как свет прорывающийся сквозь дырки в стенах нашей космической узницы. Надо понимать глубину переворота в античном восприятии, чтобы возникла подобна картина! Греки воспринимали мир скульптурно, космос для них был совершенной скульптурной формой, объектом эстетического созерцания, наслаждения, и вдруг он в гностицизме стал подобием удушливой тюрьмы! Это просто беспрецедентный надлом античного сознания!
Так вот: гностицизм и является ярким примером краха легитимности Бога. Сломалась не просто архитектоника античного социума, трещина, разлом достиг самых глубоких оснований.
Тому, кто думает, что я говорю о каких-то странных, отвлеченных от жизни глупостях, попытаюсь кое-что объяснить. Человек сконструирован так, что для его существование требуется не только удовлетворение насущных физиологических потребностей, но и смысл. Деятельность лишенная всяческого смысла является самой эффективной и изуверской пыткой, это хорошо понимали, например, нацисты, которые заставляли заключенных концлагерей выполнять бессмысленную работу – перетаскивать тяжелые камни с места на место и т.д. Но смыслы в человеческом сознании не хаотичны, они встроены в некую иерархию ценностей – чтобы существовал и был оправдан малый смыл, он должен быть включен в большой. И все выше, выше.
У Владимира Соловьева есть прекрасная аналогия, которая суть этой смысловой пирамиды разъясняет. А.Ф. Лосев так ее излагает в своей книге о Соловьеве: «Что такое точка? Ведь сама же геометрия учит о том, что точка не содержит в себе никакого измерения. А ведь это значит, что она никак не изобразима и является голой абстракцией. Изобразима она и понятна только в результате соотношения с тем, что не есть она сама и что есть уже линия. Если нет линии, например, пересечения линий, то нет и никакой точки. Точно так же и линия является голой и малопонятной абстракцией, если она не соотнесена с тем, что не есть она сама, с плоскостью. Также и плоскость нельзя получить из линии, потому что сама линия уже предполагает существование плоскости».
Малое не существует само по себе, оно определяется через большее. И так все поднимается до того, что мы называем Абсолютом. Таким образом, все вырастает из Абсолюта. И существует древний символизм перевернутого Древа, чьи корни находятся на небесах (Древо Сефиротов в Каббале или Ашваттха в Ведах). Я не хочу говорить об отвлеченных мистических, смутных темах, я говорю о том, как организовано человеческое сознание. А оно организовано так, что человек разворачивает весь свой космос смыслов из Абсолюта, который в его картине мира может принимать самые различные названия и образы. Очень легко обнаружить Абсолют в атеистическом марксизме – это сила эволюции, развития, он скрыт под этой маской. Вы можете взять любую философию, любое мировоззрение, и отыскать там базовое, абсолютное значение, на котором все держится, строится, эманируется космос ценностей. Но если кризис поражает это базовое, абсолютное значение – то распадается весь построенный на нем космос. Вы понимаете – о чем я хочу сказать? Что подобный крах Абсолюта, кризис легитимности Бога порождает?
У Мирче Элиаде есть небольшая книжка «Священное и мирское», я закончу свой материал цитатой из нее: «Ничто не может быть начато, предпринято без предварительной ориентации, а всякая ориентация предполагает наличие какой-то точки отсчета. Чтобы жить в Мире, необходимо его сотворить, но никакой мир не может родиться в хаосе... Обнаружение или проекция точки отсчета - «Центра» - равносильна Сотворению Мира.
Тесная взаимосвязь, существующая между космизацией и освящением, отмечается еще на самых элементарных уровнях культуры, например у австралийских кочевников, хозяйство которых строилось на сборе плодов и мелкой охоте. По традициям ахилпа, одного из племен, населявших пустыню Арунта, божественное существо Нумбакула «космизировало» в мифические времена их будущую территорию, создало их Предка и основало их общественные институты. Из ствола эвкалипта Нумбакула вырубил священный столб (kauwa-auwa) и, прикрепив его основание к земле кровью, вскарабкался на него и исчез в Небе. Этот столб представляет собой некую космическую ось, так как именно вокруг него начинается обживание территории, которая преобразуется в «мир». Отсюда и важная ритуальная роль священного столба: в странствиях ахйлпы таскали его с собой, выбирая направление пути по наклону столба. Это позволяло им беспрерывно перемещаться, оставаясь при этом в «их мире», и в то же время давало возможность общаться с Небом, где исчез Нумбакула. Если же столб сломается - это настоящая катастрофа, что-то вроде «конца Света», возврат к Хаосу. Спенсер и Джайлен свидетельствовали, что согласно мифу, если ломался священный столб, все племя охватывала тоска, его члены скитались еще некоторое время, а затем садились на землю и умирали».
Пылающее сердце

Впереди — Исус Христос.

Доктрина спасительной революции против князя мира сего


Моментами, когда я увлекаюсь политикой, меня вдруг охватывает странное чувство: вообще что это такое происходит? Где я? И мне хочется взглянуть на всё это политическое поле с высоты птичьего полета. Помните, как в фильме «Солярис» точка восприятие как бы взвивается в небеса и мы видим, что наше земное, вроде бы обычное существование - это такой остров в безбрежном океане бытия. Вот и хочется увидеть - что собой представляет этот маленький политический остров, где его место в этом океане бытия? Чтобы распутать, понять злободневность,  хочется обратиться к последним, «проклятым вопросам».
Но разве я обладаю ответами на «проклятые вопросы»? Конечно же нет. У меня есть только свое мнение, чисто субъективное. Кстати, вы заметили что всякое познание является и самопознанием? Я не могу познавать только рационально, заглатывать знания, как жесткий диск, безотносительно к содержанию. Я чувствующее существо, эмоциональное и принимаю знания пристрастно: что-то отвергаю, а что-то принимаю, что-то мне дорого, а что-то тотально чуждо. Но почему? Для меня это загадка. Я не понимаю почему проявляю такую пристрастность. Какая-то часть моей души, определяющая мой выбор, мои наклонности - скрыта от моего ума.
Я вам расскажу краткую историю формирования моих религиозных взглядов.
Первый раз с содержанием Библии я познакомился  в школе. Это были советские, безрелигиозные времена. Я ходил в библиотеку и мне там попалась "Забавная Библия" Лео Таксиля. Книжка была издана хорошо, обложка была стилизована под настоящую Библию и проиллюстрирована замечательными рисунками Бродского. Книжка мне тогда очень понравилась, я хохотал над издевательскими комментариями Таксиля, который демонстрировал блестящее чувство юмора. Поэтому, когда я увидел другую книжку этого автора в букинисте - "Забавное Евангелие", - то купил не задумываясь. Я приготовился к тому, что и в этот раз чтение будет не менее весёлым, но впечатление от книжки было другим. Несмотря на глумливость автора, образ Христа мне показался довольно обаятельным. В моем представлении он показался тогда каким-то не вписавшимся в общество хиппи-бродягой, хорошим парнем, которого несправедливо замучили власти. А потом, уже на первом курсе института, я познакомился с рок-оперой "Иисус Христос суперзвезда". Нас отправили тогда в колхоз на помидоры, мы жили в бараке с множеством кроватей, и парень с нашего курса - Федя - познакомил меня с западной музыкой, в том числе и с оперой Вебера. Это был 1984 год, мы слушали кассетный магнитофон, а кассета с оперой была довольно побитая, но каким-то чудом играла. Я не знал английский, понятия не имел, о чем они там поют, но проецировал свои фантазии, которые в моем сознании образ Христа, как такого хиппующего  бунтаря, ещё больше укрепляли. И он мне откровенно нравится. Но надо ли говорить - до какой степени это было далеко от церковных представлений, с которыми, я впрочем, тогда не был знаком. Мой друг примерно в те же времена тушью перерисовал из какой-то книжки плакат с Иисусом и подписью на английском "Христианская революция". Соединение Христа и революции мне так понравилось, что повесил этот рисунок на стене над кроватью.
[Spoiler (click to open)]
…Ну а потом началась перестройка со всеми свободами и прочими прелестями. И мне в руки наконец попалась настоящая Библия. Это было такое компактное издание, на очень тонкой бумаге, маленький томик с гибкой обложкой. И я начал читать, стараясь быть не предвзятым. Читать, как полагается – с первой страницы. Моего благочестивого настроя надолго не хватило, не помню – где меня взорвало. Наверное на книге «Исход». Там есть один просто удивительный в своей чудовищности момент. Цитата: «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» и далее « Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых».
То есть, бог посылает Моисея к фараону с требованием отпустить евреев, но при этом бог намеренно ожесточает сердце фараона, чтоб он евреев не отпустил. А потом за все это жестоко карает весь египетский народ насылая разные гнусные казни.
Это не единственный странный и возмутительный момент, который привел меня сначала в замешательство, а потом вызвал возмущение: «Как эту кровожадную книгу можно считать священной?» Я тогда завел себе тетрадку, стал писать свои комментарии к Ветхому завету, у меня получился очень толстый томик рукописного текста. Я долго со всем этим мучился, пока у Гумилева в книге «Древняя Русь и великая степь» не прочитал о Маркионе. А там было написано довольно лаконично, что Маркион был ученым-филологом, который проанализировал Ветхий и Новый завет и сделал заключение, что в них описываются различные боги. Для меня большим облегчение было узнать это. Ведь Евангелия вызвали у меня совсем иную реакцию. Конечно, были и в них моменты, которые неприятно скребнули по сердцу (например, «не правильно же будет забрать хлеб у детей и отдать собакам»), но в целом я их принял. Особенно мне понравилось Евангелие от Иоанна. У меня был дешевое издание Евангелий, каждое отдельное брошюрой, так вот Иоанново Евангелие я все исчеркал красным карандашом, выделяя понравившиеся места.
И вот когда я однажды прогуливался по улице, думая о том, о сем, меня вдруг пронзила одна мысль: Бог - самое близкое существо на свет. Что между людьми может быть непонимание, отчуждение, а Бог - это Тот, кто близок, и всегда понимает. Еще мне очень нравились легенды о Христе, который в скрытом виде ходит по земле… Он где-то здесь, рядом с нами.
Параллельно со всем этим я пытался знакомится с православием. Это было время, когда вокруг церкви был еще такой восторженный ажиотаж, люди шли храмы, массово крестились. Мои друзья, сослуживцы говорили: «Ты не крещен? Крестись, как же так». А я листал православную литературу, поглядывал на все эти православные ритуалы и чувствовал, что это все дышит таким… странным холодом. Дело было не только в том, что в православии каким-то невероятным образом соединялся ветхозаветный гневный, кроважадный Яхве и проповедник Бога Любви Христос. Я чувствовал, что все эти иерархи, все эти священники, все эти бесконечные странные ритуалы и прочее, прочее бесконечно отдаляют от меня Бога, который казался мне самым близким существом на свете. Мне словно бы предлагали встать в очередь в какую контору, чтобы подать прошение Господу Богу, в соответствии с существующими инструкции. Иными словами, церковь мною стала восприниматься, как религиозная бюрократия, почему-то взявшаяся представлять Бога на земле.
В «Идиоте» Достоевского особое место отводится картине Ганса Гольбейна Mладшего «Мертвый Христос», на которой трупное окоченение Спасителя изображено столь убедительно, что кажется разрушительным для веры.



На меня в этом плане сильное впечатление оказала другая картина. Мне тогда очень нравилась северная, живописная школа, например, Ян ван Эйк. У него такая удивительно тонкая, прозрачная живопись. Но в моем любимом альбоме была репродукция росписи Гентского алтаря, где Христос изображен в папской тиаре, восседающим на троне. Все это нарисовано безусловно красиво. Но проблема была в том, что в этом изображении я абсолютно не узнавал того Христа, которого любил. Это было изображение кого-то другого, выражение той силы, мощи, на которую и опиралась земная власть.

И так, словно кирпич за кирпичом, у меня складывалось понимание, что существует некая религиозная бюрократия, которая хоть и ссылается на Христа, но опирается не на Любовь, а на силу и богатство. Таким примером для меня, например, был кальвинизм, который просто отождествил богатство и благодать. Или другой, близкий для нас пример, это цезарепапизм или по-русски «царебожие», когда император превращается в образ божий, в зримую, земную икону бога. Т.е. эта религиозная бюрократия так или иначе всегда освящает, сакрализирует богатсво, власть, она говорит, что Бог с сильными мира сего и правит посредством их.
Но я не мог при этом не вспоминать, что в Евангелиях говорится, что властью и богатством наделяет таинственный персонаж, которого Христос называет «князем мира сего». И более того, Христос постоянно подчеркивает, что Он находится в состоянии жестокой брани с этим князем мира сего. И что Он сам – не от мира сего. За века существования Евангелия эти слова различным способом толковались, интерпретировались, и я не хочу все это повторять. Но картина то получается удивительная. Представители религиозной бюрократии все время хотят представить дело так, что Бог с властями, что Бог освящает власть. А если почитать Евангелия без помощи толкователей, то выходит, что Бог… великий революционер, подрывающий основы «мира сего». Помните слова Христа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся». Это о чем? Христос оказывается - поджигатель… «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». А это о чем? Это же религиозная революционная доктрина. Подлинное, не перекроенное христианство – учение о всеобъемлющей революции. Вот почему Александр Блок пишет:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Пылающее сердце

О СТРАННОЙ СИМВОЛИКЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ

Я всегда интересовался символикой, скупил по возможности словари символов, которые мне попадались в книжных магазинах, все, что можно, скачал из сети. Значение символики в истории человечества настолько огромно, что нет никакой возможности даже вкратце его обрисовать в этой статье. Укажу лишь главную черту: символ никогда не совпадает сам с собой, он есть указатель на нечто большее, на то, что не передается простым рациональным языком. Т.е. символ похож на дверцу, открыв которую начинаешь путь в неведомое.

Не случайно в ХХ веке символизм приобрел такое значение в психологии. По Юнгу наше бессознательное говорит с нами не рациональным, а символическим языком. И чтение символов – это не просто наука, здесь одной эрудиции не достаточно, это особое искусство, требующее чуткости и интуиции. Символизм – почти практическая магия, которую используют различные силы для манипуляции сознанием, ведь если символизм - язык бессознательного, то с помощью него можно воздействовать на человеческую психику, минуя рациональность. Известно, например, что есть два мощных бессознательных импульса – Эрос и Танатос, и давя на эти кнопки можно оказывать воздействие на подсознание.

И, конечно же, по своей природе символизм неразрывно слит с темой конспирологии, различных скрытых сил истории. В этой теме тайный язык символов – непрерывное сопровождение тех закулисных течений, что скрыт бутафорским фасадом публичной политики.

Я достаточно критично отношусь к конспирологии, особенно к тем ее лихорадочным формам, что превращаются в болезненную паранойю. И, тем не менее, глупо отрицать существование тайных обществ и скрытых исторических сил.

И вот после такого вступления, перейду к главному – к странному символизму Чемпионата мира по футболу. Я ставлю себя на место разработчиков этой символики: что я должен по идее был сделать? Символика этого мероприятия должна быть изящной, простой, легко прочитываемой, узнаваемой и однозначной в содержательном плане, не допускать сомнительных ассоциаций. Разве нет?

[Spoiler (click to open)]

Теперь посмотрим на главный символ ЧМ-2018.

Взгляните на это отстраненным взглядом и скажите, что данное изображение вам напоминает? Что-то русское, фольклорное? Совсем нет. А что?

Это напоминает какую-то страшную красную маску. Если быть точнее – маску смерти.

Красная маска смерти – это же что-то очень знакомое, не правда ли?

««Маска Красной смерти» (англ. The Masque of the Red Death) — рассказ известного американского писателя Эдгара Аллана По, написанный и опубликованный в 1842 году. История повествует о принце Просперо, который, чтобы избежать чумы под названием Красная Смерть, заперся с царедворцами в своём замке. Пока люди умирали от чумы, Просперо устроил маскарад в семи залах, раскрашенных в разные цвета. В конце маскарада появляется незнакомец в маске, изображающей лицо умершего от Красной Смерти. Разозлённый принц пытается противостоять неизвестному, который беспрепятственно проходит все разноцветные залы до самого зловещего, чёрного с кроваво-красными окнами. Принц умирает, не добившись ничего, а за ним и все гости. Как выясняется, под саваном незнакомца нет физического тела».

Это натяжка, я притягиваю факты за уши и навожу тень на плетень? Хорошо… Но, если вы помните, до ЧМ в городах России установили часы обратного отсчета. Их дизайн был тоже шокирующий:

Что это напоминает? Могильный памятник.

Причем, обратите внимание, насколько точно в «этих часах» повторяется именно надгробный памятник: циферблат стилизован под фото, а ниже мы видим квадрат, на котором, как правило, значатся годы жизни. Это что за странная дизайнерская причуда? В городах России стояли странные могильные часы с обратным отсчетом времени (как в часовой бомбе) – до какой даты? До Чемпионата мира? Не только. В назначенный день стартовало и еще кое-что – пенсионная реформа, которая, по мнению некоторых экспертов, может обернуться катастрофическими последствиями. Например, Сергей Кургинян высказал мнение, что повышение пенсионного возраста – часть сценария, ведущего к дестабилизации ситуации в стране и распаду России. Часовая бомба сработала?

Кроме того наши города украсили такие вот изображения с красным змеем, очень напоминающим деталь с иконы Страшного суда.

О том, что этот красный змей или красных поток, исходящий из пасти адского дракона, означает - можно почитать в толковании православных авторов: «Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам. Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана. Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.)».

И вот мы видим по всей стране плакаты с изображением огненной реки или змия, в котором тонут российские города. Что это такое? Я особо хочу подчеркнуть огненный характер, почему – поясню чуть ниже.

Талисманом чемпионата сделали Волка Забиваку.

Милая игрушка? Потом начинаешь приглядываться и видишь несуразности и странности. У волка кажется местами вылезла шерсть, он облезлый. Он больной? Волк играет в футбол в лыжных очках? Почему? Или это намек на классическую полумаску Незнакомца, который пытается скрыть свою личность?

А с чем у нас ассоциируется волк? С колыбельной?

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток,

Где волки воют…

Можно вспомнить картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Но вот, что можно прочитать о волке в «Энциклопедии символов» Ганса Бидерманна: "ВОЛК — вплоть до Нового времени в Центральной Европе очень опасный хищный зверь; неудивительно, что он играет большую роль в сказках как враждебный человеку звериный образ и что кровожадные люди превращаются в волков (оборотень — человек-волк).  В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. Преобладала негативная оценка волка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае волк воплощал алчность и жестокость; «волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Сама «адская пасть» изображается то как пасть дракона, то как пасть того же волка. В поздне античном раннехристианском «Физиологусе» волк «есть хитрый и коварный зверь», который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. «Святой Василий сказал: «Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства». Школа К. Г. Юнга в общем плане рассматривает образ волка как указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил, которые выступают столь же «рассудительными», сколь и бескомпромиссными".

Но есть кое-что очень мрачное… Вы знаете кто такой Волк Фенрир?

Процитирую из Википедии: «Фе́нрир (др.-сканд. Fenrir, Fenrisúlfr, Hróðvitnir) — в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Локи и Ангрбоды. Враг богов Фенрир (Ужасный Волк, Бог Ужаса) был вторым из детей Локи. Первоначально боги посчитали его недостаточно опасным и позволили жить в Асгарде. Волк вырос среди асов, и стал настолько велик и ужасен, что кормить его отваживался только Тюр (бог воинской храбрости). Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи (Лединг и Дромми). В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир».

А знаете что такое Рагнарёк? Это гибель богов и всего мира, говоря по нашему – Конец света. Возможно вам приходилось слышать очень мрачный траурный марш из оперы Вагнера «Гибель богов».

Пророчество о Рагнарёке, согласно мифологическим источникам, было произнесено мёртвой провидицей Вельвой, которую специально для этого на время вызвал из могилы Один.

Предвестием Рагнарёка явится смерть бога Бальдра, о котором стоит сказать несколько слов.  Бальдр — сын Одина и Фригг. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — самый светлый среди асов, с его приходом на земле пробуждается жизнь, и всё становится краше.

И смерть Бальдра – переломный момент в структуре повествования эддических текстов. Ведь после гибели прекраснейшего из асов наступает Фимбульвинтер, «великанская зима». Многие отмечают параллель между образом Бальдра, сына Одина, и Иисусом Христом, сыном Божьим.

Предвестником Рагнарёка так же являются - нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир освободится от своих пут. Его сын, громадный волк по имени Сколь (др.-сканд. Sköll — «предатель»), преследующий Солнце, наконец догонит его. Второй сын Фенрира, волк по имени Хати (др.-сканд. Hati — «ненавистник»), схватит месяц. А когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд, море выйдет из берегов. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, повелительница загробного царства Хель и коварный бог обмана Локи вместе с великанами. Из Хельхейма приплывёт корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма проскачет по радужному мосту Биврёст, который при этом разрушится. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света.

Я напоминаю в связи с этим образ огненной реки, которая вырывается из адских глубин и поглощает города.

К странным ассоциациям я пришел? Но я на этом не остановился. В связи с образом волка вспоминается еще и Вервольф (нем. Werwolf — волк-оборотень) — немецкое ополчение для ведения партизанской войны в тылу наступающих войск противника, созданное в самом конце Второй мировой войны. Волк-оборотень, волк скрывающий свою природу, можно сказать – скрывающийся под маской, с целью партизанской подрывной деятельности.

Символом Вервольфа была вот такая штучка:

Она вам ничего не напоминает? Нечто подобное можно увидеть на символике печально известного батальона «Азов»:

И никак тут нельзя обойти вниманием известное евангельское высказывание: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7:15)».

Здесь тоже речь идет об оборотнях, которые наряжаются в овечьи шкуры, прячут свою подлинную, волчью природу…

Например, как? Буквально сегодня мне в ЖЖ попался такой текст в блоге burckina_new: «Прочитал книгу Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера", где та описывает атмосферу кремлевской тусовки времен Ельцина и начала путинского правления. Атмосфера так себе, ибо все описанные людишки, правившие нами тогда и продолжающие править сейчас являются натуральными отбросами рода человеческого и негодяями.

Есть там эпизод, где Путин косвенно признает, что он был завербован, как шпион или разведчик западных спецслужб:

"Получив подтверждение своих догадок, я почувствовала какое-то горькое удовлетворение. И углубилась в смакование великолепных суши и сашими. Пожалуй, насчет вечных опозданий я ошиблась. В этот момент у нас с Путиным обнаружилась и еще одна общая черта: искренняя страсть к пожиранию сырой рыбы и умение быстро орудовать деревянными палочками.

Между сяке (нежнейшим сырым лососем, который я готова поедать просто тоннами) и угрем мы продолжали какой-то легкий, не мешающий чревоугодию table talk, тщетно пытаясь нащупать еще хоть какие-нибудь общие темы, кроме политики.

Перекинулись двумя словами по-немецки (выяснилось наше третье общее качество: в тот момент ни я, ни он практически не говорили по-английски, зато хорошо знали немецкий). Во время беседы про его шпионскую службу я спросила, работал ли он на Западный Берлин – имея в виду вел ли он разведку с территории Восточной Германии на территорию ФРГ. И он неопределенно кивнул".

Напоминаю, что в тот момент Путин был главой ФСБ при Ельцине. Видимо, тогда это не было преступлением признать, что работал на Запад во времена СССР. Скорее наоборот - это было доблестью. И памятуя всю его деятельность после 1991 года, то охотно верится в ренегатство во времена службы в КГБ».

Сколько таких вервольфов в нынешней российской власти и что они нам готовят? Рагнарёк в отдельно взятой стране?

Хотя, возможно, все это ни на чем не основанные предположения, не заслуживающие внимания серьезных людей….

Пылающее сердце

Бандеровцы для Украины, власовцы для России...

___________________________________
12 марта 2017, "Известия"
РПЦЗ призвала убрать тело Ленина с Красной площади
Русская православная церковь за рубежом считает, что это станет символом примирения народа с Господом
Русская православная церковь за рубежом призвала убрать тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом сказано в заявлении ее Архиерейского синода. «Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников», — цитирует «РИА Новости» сообщение. Кроме того, по мнению синода, следует переименовать города, области и улицы населенных пунктов, где встречается упоминание Ленина. Также в заявлении звучит призыв осмыслить историю и понять причины, по которым западный мир ненавидел Российскую империю и почему на страну пали такие жестокие испытания.
____________________________________

Я вот думаю: может быть настал момент убрать куда подальше РПЦЗ, которая запачкала себя сотрудничеством с Гитлером? Чтобы осмыслить нашу историю и наконец создать условия для национального примирения?
Митр. Евлогий (Георгиевский), октябрь 1937 г.: «...если правительство германского Рейха пожелает привлечь русские православные церкви к сотрудничеству в борьбе с коммунистическим безбожным движением..., то правительство Рейха найдет с нашей стороны полное согласие и поддержку».[Spoiler (click to open)]



Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский; 6 (18) августа 1873 — 9 (22) мая 1965) — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй, после митрополита Антония (Храповицкого), председатель Архиерейского Синода РПЦЗ.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к главе германского правительства Адольфу Гитлеру с благодарственным письмом по поводу закона об имуществе РПЦЗ в Германии и выделения денег на сооружение собора в Берлине, которое, в частности, гласило: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».
После начала войны Германии с СССР воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своём пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют своё избавление как бы из самого ада преисподнего».



Пылающее сердце

Проклятый храм: история о том, как создавался Храм Христа Спасителя

Как относились к храма в России до 1917 года.

В начале Храма Христа Спасителя собирались строить по проекту 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Были разные варианты его размещения. Император желал разместить его на Швивой горке (где ныне находится высотное здание на Котельнической набережной, недалеко от впадения Яузы в Москву-реку). А московский архиепископ Августин был уверен, что Храму стоять только в Кремле. И поторопился расчистить для него место: приказал снести древнюю церковь Николая Гостунского, стоявшую рядом с колокольней Ивана Великого. Церковь эта была построена после свержения золотоордынского ига на месте бывшего ханского подворья. В ней служил ранее дьяконом русский первопечатник Иван Федоров. Было и предложение разместить Храм на месте Симонова монастыря.
Проект Витберг однако не был осуществлен.
Поэтому Храм стали строит уже при Николае I по проекту Константина Тона.
При строительстве Храма Христа Спасителя возле Боровицкого холма царь распорядился снести тамошние постройки, в том числе и Алексеевский женский монастырь - памятник XVII столетия, который в 1836 г. перевели в Красное Село. Вот что пишет И.М.Любимов в книге «Малознакомая Москва»: «...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили. Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет!”»
То есть, настоятельница прокляла будущий храм...
Пылающее сердце

...не возражает



- …Бог не возражает.
- Против чего?
- Против всего. Он не против. Не против взрывов на площадях. Не против расстрелов и катастроф и прочих житейских неприятностей.
- Почему ты так думаешь?
- Потому, что если Он был против, то всего этого бардака не было.
- Но Он их попускает…
- Данная фраза всего лишь «Он не против» другими словами…
- Это все запутанные проблемы теодицеи.
- Которые никак не разрешаются. Это хорошее развлечение – говорить абстрактными словами на подобные темы, отстраненно. Но есть, так сказать, прикладная теодицея, когда ты сталкиваешься с житейской жутью, кошмарами, но должен при этом думать, что мир прекрасен, а Бог благ, дескать, все ужасно, но все прекрасно. Кого может это устроить?
- В конечном итоге – это не предмет рационального размышления, а веры. А вера есть волевой акт.
- Верую, ибо абсурдно?
- Верую, ибо позитивно, - я улыбнулся.
- Блин! Да я же не против, совершенно не против быть пластиковой куклой с вечной улыбкой на лице, всегда довольной и счастливой, обнаруживающей гармонию под каждым кустом. Но знаешь в чем особый садизм? Бог создал меня именно таким – вечно недовольным и неудовлетворенным. Зачем? Почему Он не сделал меня добрым христианином, который ходит в церковь каждый день и ставит там свечки?
- Твое недовольство является частью общей гармонии.
- Получается - что не сделай, все будет частью общей гармонии.
- Если глядеть с очень высокого холма, с нечеловеческой точки зрения.
- А нам, смертным, с обычной кочки зрения суждено задаваться вопросами и метаться?
- Видимо так…
- Тогда успокоенность и благочестие гроша ломанного не стоят.
- Хм… Ну... Как сказать?… Ты знаешь, меня очень смущает вся та райская история с грехопадением, за которую, якобы, легла тень проклятия на весь род человеческий. Вся ситуация очень сильно попахивает провокацией. Бог создал древо познания добра и зла, подводит к нему Адама и говорит: «Не ешь ни в коем случае! Запомни!» Если такое сказать ребенку, это будет лучшей формой рекламы. Ребенок непременно не удержится и попробует, и пока не попробует – будет мучиться. Но Адам не поддался на провокацию с первого раза, и тогда пришлось включить в дело Еву и непонятно откуда взявшегося в Раю хитрого змея-искусителя. Яхве сердится, топает ногами и изгоняет прародителей, но явно, что Он их спровоцировал. Он запустил мировую историю.
- Бог получается – провокатор?
- О! Еще какой!
- И искуситель?
- Даже страшно говорить… Лучше процитировать пролог из Фауста, где Господь говорит о Мефистофеле:
Свободен ты во всем, и знай, тебе подобных 
Без гнева слушаю, и Я прощаю смех,             
Из духов отрицанья злобных 
Мне дух насмешливый враждебен меньше всех. 
Чтоб человек всю жизнь в бездействии не прожил, 
Ты не даешь уснуть ни сердцу, ни уму. 
Я демона послал в товарищи ему, 
Чтоб спящих он будил и звал их, и тревожил.  

 Во как! Демон есть стимул к действию! И это именно Бог говорит у Гёте – Я послал демона в товарищи человеку!
- Если же Бог желает динамики и действия, то получается, что единственный грех – прозябание и бездействие?
Я припомнил, как люблю полежать на диване летним полднем, прикрыв лицо своей раскрытой книгой:
- …Бог не возражает и против лености... Мы тоже участвуем в общей гармонии.
Пылающее сердце

О монархических играх

В политической жизни России то и дело прорываются странные нотки – монархическое «ля-ля-ля, шу-шу-шу».


 
Монархический зуд
Прелестную статью Игоря  Друзя под заголовком «Царский Крестный ход возрождает Русь» опубликовала «Русская линия». Приведу наиболее яркие и вдохновенные фрагменты:

«В ночь с 16 на 17 июля 2016 года в Екатеринбурге прошел традиционный Царский крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных Великомучеников. В этот день свершилась Голгофа не только Царской Семьи, но и началась Голгофа для всей России. Каким надо быть мерзавцем, чтобы оправдывать цареубийство… Но и ныне находится немало обывателей, не говоря уж о коммунистических и либеральных политиканах, которые его восхваляют… Тем не менее, Русский народ приходит в чувство, включает историческую память, что было ясно видно в эти Царские Дни… Я был свидетелем и участником этого замечательного события, и должен с радостью сказать, что еще никогда оно не имело такого масштаба и такого уровня, как в этот день. Так, литургию возглавил лично митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в сослужении аж восьми архиереев с разных концов Русского мира, чего еще никогда не бывало. Впервые в Храме – на – Крови на богослужении прозвучала столь вдохновенная и откровенная проповедь. Священник твердо объяснил, что необходимо всенародное покаяние в грехе революции и цареубийства. Впервые в богослужении и крестном ходу участвовало столь огромное количество людей – до ста тысяч человек. Огромный поток православных монархистов растянулся по дороге на много километров.
Если столь много фактов происходит на некоем мероприятии происходят в первый раз, значит, это мероприятие переходит на качественно новый уровень. Данный  монархический крестный ход, самый массовый в России, стал самым ярким и важным православным мероприятием года. На новый уровень переходит и монархическое движение в России, постепенно становясь намного более массовым и престижным».


Ну, ладно «Русская линия», - странно, если бы она писала что-то другое. В монархические песнопения включилось и такое серьезное информагенство, как ТАСС, которое опубликовало интервью  с Поклонской. Вот небольшой фрагмент из него:

«Прокурор Крыма Наталья Поклонская, известная своим почитанием Николая II, оказывает постоянную помощь в сохранении памяти Романовых в Крыму, где находилась летняя резиденция русских царей - Ливадийский дворец. 9 мая этого года она прошла в "Бессмертном полку" с иконой государя Николая, потому что постоянно вспоминает слова святителя Иоанна Шанхайского: "Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, он знал, любил и почитал русский народ, он был образцом целомудрия".
В интервью ТАСС Наталья Поклонская, как юрист и человек, хорошо знающий историю царской семьи, рассказала о юридических, этических и человеческих аспектах екатеринбургских событий.
- Вы делаете очень много для сохранения истории царской семьи. Чем объясняется такое внимание к данной теме?
- Это очень личная для меня тема. Это всегда живет в моей душе – почитание святого государя Николая II и всего, что связано с царской семьей. В "Бессмертном полку", когда я прошла с чудотворной иконой государя Николая Александровича, люди приветствовали - не меня, а святой образ. Многие женщины со слезами говорили "государь-батюшка", крестились. Я увидела, как радуются тому, что в "Бессмертном полку" появился объединяющий образ, который везде и всегда с нами. В душе у каждого православного человека, у каждого русского будет радость и понимание того, за что принял смерть государь. Он положил душу за други своя, за всех нас, за свою любимую Россию».


[Spoiler (click to open)]«Объединяющий образ, который везде и всегда с нами»! Не буду пытаться разобраться – сама ли уважаемая Наталья Поклонская так красиво вдохновилась царской темой или ей кто-то помогает, главное – что постоянно звучит некая музыкальная вариация на тему «Боже, Царя храни!». И в газете «Завтра» уже прорывается что-то совсем поразительное:

«Вброс о том, что российский президент якобы принял монашеский постриг во время пребывания в Валаамском монастыре, почти полностью соответствует действительности, утверждают инсайдерские источники, только на самом деле он принял не монашеское пострижение, а царское помазание, и не на Валааме, а на Афоне…».

Как говорят тинейджеры: «Ну ничёсе!»
Может быть, это дурная шутка? Читаю на сайте «Nation-news.ru»:

«Президент России Владимир Путин на Афоне был «помазан на царство», пишет в статье, опубликованной на «Zavtra.ru» политолог Владимир Винников. По мнению автора, тот факт, что российский лидер стоял в «стасидии византийских императоров» в присутствии православных монахов и священников, говорит о возможном случившемся или готовящемся «помазании его на царство». По мнению политолога, свидетельством последнего являются политические шаги, предпринятые Россией накануне визита президента на Афон. «Похоже, статус Путина как руководителя государства, как руководителя РФ, после визита на Афон теперь становится совсем другим», - говорится в публикации.  «Если ему действительно был вручен или в ближайшем будущем будет вручен imperium от всего православного мира (не надо забывать, что вскоре должен состояться Вселенский православный собор), то самые невероятные изменения не только в политике, но и в актуальном статусе российского государства оказываются не просто возможными, но даже неизбежными», - говорится в статье».

Что я могу сказать? В нашей туманной атмосфере уже трудно понять, где серьезные намерения, а где игра или информационный вброс. Но создается ощущение, что, по крайней мере, часть российской элиты на фоне разворачивающегося кризиса, которому не видно конца (ни дна), видимо, начинает испытывать ностальгию по тем стародавним временам, когда власть в силу своего божественного статуса не была обременена необходимостью что-либо объяснять своим подданным. И, может быть, есть намерение это оформить в виде ответа на «многочисленные просьбы трудящихся», а, вернее, верующих, которые со слезами на глазах крестятся на «объединяющий образ, который везде и всегда с нами».
Насколько серьезный проект скрывается за наблюдаемым монархическим зудом – судить трудно, пожуем – увидим. Но коли пошла такая пьянка – хочется немного поговорить и о монархии, и о монархистах…

Об истоках
Для начала хочется задаться вопросом, которым, как мне кажется, задаются недостаточно серьезно – а откуда вообще пошла эта история с Царем, как неким уполномоченным представителем Бога на земле? Обосновать подобную власть на проповеди Христа невозможно, Спаситель сказал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Т.е. Христос очень четко разделил эти сферы: кесарево не есть Богово. А как же их тогда можно было соединить? Я несколько поверхностно в этом разбирался, но, как понял, для обоснования божественности царской власти прибегают к отдельным высказываниям апостола Павла, но самое главное обоснование – это Ветхий Завет. Но даже там избрание царя подается как вполне богоборческий акт. Яхве сказал Самуилу: «Послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». При этом сам народ еврейские указывает, что не изобретается ничего нового, а всего лишь перенимается то, что существовало у других народов: «Пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и вести войны наши».
Таким образом, монархия - это древняя, вполне языческая традиция, которая была всего лишь адоптирована и декорирована христианством. Например, по кельтским мифологическим представлениям, Землю представляла богиня, а Солнце - бог. Однако, у Солнца на Земле был свой заместитель – король, который был в браке со страной. И, кстати, зубцы на главном царском символе – короне – означают лучи Солнца. Понятно, что с древних времен такая власть «наместника бога-Солнца» на Земле воспринималась не только как сугубо политическая. Представитель бога на земле был чем-то вроде мага, шамана, творившего различные чудеса – например, исцелял от болезней, призывал дождь и т.д. Дж. Дж. Фрэзер описывает в своих трудах типичное для первобытного общества «представления о сверхъестественном характере королевской власти». Но и в христианской Европе, например, французы верили в способность королей, начиная с династии Капетингов, исцелять больных прикосновением руки. Такие верования были характерны и для Англии. В «Истории Франков» Григория Турского в рассказе о короле Гунтрамне, сыне Хлотаря I, говорится: «Верные ему подданные повсюду рассказывали, что какая-то женщина, у которой сына трепала четырехдневная лихорадка, так что находился он в тяжелом состоянии, приблизилась в толпе народа сзади к королю, незаметно оторвала бахрому от королевской одежды, положила ее в воду и дала выпить сыну. И тот час лихорадка оставила его, и он выздоровел». Далее Григорий Турский сообщает, что часто слышал об обращениях кающихся в своих преступлениях к королю и к имени короля за помощью в исцелении. Гунтрамн слыл целителем. Его одежда, различные сопутствующие вещи «пропитывались», «перенимали» чудесную способность и могли излечивать сами по себе.
Михаил Потяев пишет: «Чудотворная мощь, которую люди приписывали лидерам изначально считалась, как правило, направленной на достижение всеобщего благополучия, благоденствия всего племени, а не отдельных его представителей; задача правителей заключалась в том, чтобы вызвать дождь или обеспечить хороший урожай». Т.е. царь, как уполномоченный представитель бога на земле был обязан отвечать и за болезни, и за погоду. А если вдруг, несмотря на присутствие такого царя, страну поражали различные несчастья? То из этого в древности делали вполне конкретные выводы…
В ирландских болотах находят тела древних людей, которые умерли очень нехорошей смертью – их пытали и обезглавили. Так, человек, найденный в местечке Олд Кроган, был заколот кинжалом, обезглавлен и разрублен на части. Его предплечья были просверлены острым орудием, а сквозь отверстия продеты тонкие гибкие ветки орешника, которыми руки стягивались вместе. У Клоникаванского человека следов пыток не было замечено, ему топором раскроили череп. Это же оружие также сломало его нос. В животе зияла огромная рана, через которую вытащили его кишки. Что в данном случае интересно? Что эти замученные люди были королями, принесенными в жертву. Приведу небольшую цитату: «За 500 до нашей эры древняя Ирландия была населена кельтами. На территории острова существовало более ста государств. Жизнь их королей была легка и приятна - праздный образ жизни, пиры, тщательный уход за своей внешностью, преклонение подданных. И все бы прекрасно, если бы не одно «но» - с определенной и довольно высокой периодичностью, правители сменялись на троне, потому что приносились в жертву богине земли довольно жестокими способами, а части их тел служили пограничными метками. Земля была женским началом, а король олицетворял мужское, то есть, по традиции, считался мужем своей страны. Когда же случались плохие урожаи, погодные катаклизмы и другие природные неприятности, люди считали, что их богиня-земля одряхлела, и для омоложения ей нужен новый муж. При этом, старого болезненным образом умерщвляли, а тело отправлялось в болото».
По мнению исследовательницы М. Мэррей, когда (вплоть до XVIII в.) говорили о божественной власти короля, о том, что монарх - живое олицетворение Бога на земле, эти слова понимались в самом прямом, буквальном их смысле, ведь на протяжении столетий верили, что король как воплощение божества должен быть принесен в жертву богу плодородия для блага своих подданных.
Таким образом, представление о наместнике бога-Солнца на Земле шло, так сказать, в одном пакете с верой в необходимость периодического приношения его в жертву. Это, если можно выразиться, такой цельный архетип. Понимаете? Когда какого-то человека называют царем, он надевает на себе головной убор с солнечными лучами и все время с ссылается на некие особые полномочия, якобы, полученные им от самого бога, то он обязан не просто быть «эффективным менеджером». Он обязан реально проявлять некие божественные качества. Если он их не проявляет, то у подданных на неком глубинном уровне либо возникает подозрение, что «царь-то не настоящий», либо создается впечатление, что ситуацию можно поправить, если проломить царю-батюшке голову топориком, а потом бросить его тело в болотце… Я не говорю, что это именно так прямо и работало (хотя М. Мэррей и утверждает, что под внешностью христианства в Европе сохранялись языческие традиции, в том числе и традиция жертвоприношения короля). Но я лишь хочу указать, что легитимность царя носит принципиально иной характер, чем, например, легитимность президента. К царю совсем иные «предъявы»…

«Бог отвернулся»
А теперь я скажу несколько слов о последнем российском императоре. В годы его правления было много чего, что могло - как бы это сказать? – разочаровать его подданных: Ходынка, Цусима, Кровавое воскресение, реформы Столыпина и многое другое. Для людей, которые к тому времени уже перестали верить в божественность царской власти, – этого было вполне достаточно, чтобы задуматься о смене существующего строя. Но для тех, кто подобную веру сохранил, был, вероятно, еще один веский аргумент. Если царь был наместником самого Бога на Земле, то это подразумевало некое божественное шефство, благоволение. Главная государственная миссия царицы  - рождение наследника. И вот рождается в царской семье первый ребенок. Дочка. Упссс! Ну ладно – первый блин комом. Рождается второй ребенок – опять дочка. Однако Николай II не теряет надежды и продолжает трудится на ниве продолжения династии. Рождается третий ребенок – снова дочь. За ситуацией следят с напряжением. Рождается четвертый ребенок и снова дочь! Впору впасть в отчаянье. Наконец, пятым рождается сын! Ура-ура! Наконец-то! И тут обнаруживается, что царевич был неизлечимо болен – гемофилией… Фактически он был не жилец.
Я не хочу сказать, что это было последней каплей. Но это не могло не произвести самого тяжелого впечатления: это словно было знаком, что Бог отвернулся от династии и не хочет ее продолжения. И, как мне кажется, это сыграло определенную роковую роль в последующих событиях. Как сказали бы кельты: богиня-земля одряхлела, и для омоложения ей нужен новый муж…
Рассказывают страшные истории про казнь последнего самодержца, про то, что ему, например, отрезали голову. Все это странным образом напоминает кельтские жертвоприношения…

Секта
Теперь я хочу немного поговорить о монархистах. Для подробного, обстоятельного разговора – со всеми полагающимися цитатами - у меня сейчас нет времени, да и статья уже и так большая. Поэтому ограничусь своими впечатлениями.
Мне приходилось спорить с представителями разных политических движений. Но монархисты – это особый случай. У меня сложилось мнение (может быть, несправедливое), что это некая секта. Причем секта не вполне христианская. Я уже давно понял, что самоназвание и даже соблюдение определенных ритуалов – еще ни о чем не говорит. Внутри одной конфессии могут создаваться течения с противоположным характером. Поэтому не достаточно скользить по поверхности, удовлетворяться внешними признаками, а надо глядеть вглубь и расшифровывать скрытые коды.
Я без враждебности отношусь к монархическому периоду Русской истории, можно долго говорить на тему – почему именно такой строй возник в нашем Отечестве, чем было это вызвано. Но современные монархисты – это особая песня. Дух этой секты абсолютно чужд евангельской любви, она дышит ветхозаветной яростью. Антисемитизм, который свойственен монархистам, объясняется, как мне кажется амбивалентностью чувств влюбленности-ненависти, при которой одно легко переходит в другое. И ненависть, и влюбленность – есть форма привязанности. В.В. Розанов так объясняет явление мимикрии: червячок так влюблено смотрел на веточку, что в итоге сам на нее стал похож. Мне приходится быть лаконичным, но в мифологии монархизма легко угадываются знакомые черты: русские – это богоизбранный народ, Российская империя – земля обетованная, революция и казнь царя – это разрушение Иерусалимского храма, период после крушения монархии – это рассеяние, галут, совки, отрицающие Божественный характер царской власти, – это гои, акумы. У монархистов есть даже своя Стена Плача – место расстрела царской семьи. Дух современных монархистов настолько близок иудаизму, что их можно было бы признать «субботствующими», «русскими Моисеева закона», «жидовствующими». И, возможно, антисемитизм монархистов продиктован ревнивой борьбой за первородство…Но самое главное в этом скрытом монархическом коде – это ожидание «последнего царя», в котором угадываются черты Машиаха.
Некоторые здравомыслящие батюшки, понимающие, что монархисты представляют собой нехристианскую секту, пишут довольно злые статьи о «ереси царебожия». И тут опасность для церкви кроется в том, что не в последнюю очередь именно благодаря активности монархических сектантов, в народе поднимает градус неприязни к православию. Но, видимо, на эту секту пытается сделать ставку та часть российской элиты, которая желает поиграть в монархические игры, именно на ее возбуждение направлены монархические «трали-вали» Поклонской.
Желание наших господ вполне понятно; они устали от необходимости что-то объяснять и мечтают вернуть те прекрасные времена, когда крепостные при появлении барина падали ниц.
Возбудить монархическую секту – не проблема. Мессианская религиозность вполне уязвима для эпидемий массового возбуждения, достаточно вспомнить историю с Шабтаем Цви, который в свое время очень сильно возбудил евреев. Проблемы в подобных массовых аффектах лишь в том, что рано или поздно наступает момент, когда надо раскрыть карты и предъявить что-то соответствующее высокому статусу Машиаха. А предъявлять нечего. И наступает жесточайшая ломка…
Наши господа, возможно, хотят сыграть в игру под названием «Бог услышал ваши молитвы и послал вам царя». Проблема в том, что монархические сектанты ждут не просто дядьку в короне, а Машиаха. И он должен прийти в богоизбранную Россию с большим пакетом различных сладостей, в который «все включено и ничего не выключено». И когда эта мечтательность столкнется с серой реальностью очередного кидалова – начнется нешуточная ломка…
Пылающее сердце

Мармеладный. Поп-культура и знаки времени (А.Дугин/К.Лель)



ДИАЛОГ НА ПОЛЯХ ДУГИНА
- Гений! Даже бредит научно и утончённо. Мы смотрели втроём и пришли к выводу что перебредить или затролить Дугина практически невозможно.
- Затролленное не затроллить...
- Отнюдь. Троллить Кургиняна очень легко, Дугина невозможно…
- Как тролить Кургиняна? Наложить его звук на порнографическое видео?  Ну можно взять отрывок лекции Дугина например по этносоциологии и так же  наложить на видео ряд - смешное видео про котиков...
[Spoiler (click to open)]- Совершенно верно. И Дугин от этого станет только глубже. Кстати там про этносоциологию и котиков он и говорит. Субъективность... Я или ты тут ни при чём. Как и личные симпатии или антипатии - ну не Кургинян так Штильмарк. Дугин правильно себя позиционирует в Постмодерне, а потому непобедим. Кургинян заведомо ввязываясь в бой идёт на поражение. Это такой метафизический Дамбас.
Хотя не хотел в это ввязываться. Это похвала Дугину, а не критика Кургиняна-Штильмарка короче. А то я предполагаю ход твоей мысли. И это тоже уязвимость.

 - Кургинян - мне не отец родной. И спора не будет. Но ты сказал одну ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ ШТУКУ. Которую следует подчеркнуть и зафиксировать. Дело даже не в том - нырнул ли Дугин сам в постмодерн или нет. Тут важное другое - тот кто нырнул, тот становится не уязвим для троллинга. Почему? Почему он становистя неуязвимым? Потому что он теряет субъектность, внутренний стержень и внешнюю форму. Это то, о чем Дугин говорит в эссе про Катю нашу Лель. Человек нырнувший в Посмодерн - становится Мармеладным. И кажется у него кружится голова, а может и нет... И субъекта нет ни перед дверью, ни за дверью...
А метафизические ценности вне Постмодерна - ОЧЕНЬ уязвимы. Пусси ворвавшиеся в ХСС и начавшие плясать в алтаре - это как раз понимали. На икону можно плюнуть, помочиться - потому, что святое можно оскорбить. Чистую скатерть можно испачкать. Но нельзя испачкать грязное тряпье, валяющееся на свалке... Вот в чем тут дело, а не в Кургиняне...
Понимаешь?..
- Вопрос шире нежели социальные маркеры. В Храме Христа Спасителя  ежедневно происходят вещи сопоставимые с проделками Пусси, но это не вызывает такого шума. И это тоже Постмодерн.
 - Ты аки ужак на сковородки изворачиваешься.... По твоему действия Пусси не было кощунственным? Или ХСС - не храм? Кстати, приведи мне пожалуйста примеры проделок, которые сопоставимы с деяниями Пусси и происходят там ежедневно? Батюшки сексом за алтарем занимаются?
- И пусси кощунственны и Храм это Храм.  Я много чего могу о жизни "Около церковных стен" рассказать. И конечно  это давно уже не территория "Премодерна"... Это страшнее кривляний. Это не так броско как секс на алтаре, но тем и  чудовищно, что стало нормой.
Заметь, при этом я не хочу заниматься критикой РПЦ. После долгих  исканий я пришел к выводу, что МП не самый худший вариант ИЗ ТОГО ЧТО  ЕСТЬ. Сейчас близкие друзья ходят в приход РДПЦ (Древлеправославной.  Это не Белокриницкие, а другая поповская ветвь в старообрядчестве). Тоже хватает историй поучительных.  Секуляризация, материализм, пострелигиозность это сейчас везде.

 - О! Список разных прегрешений - больших и малых - можно очень долго продолжать. И не надо до ХСС ехать, их в обилии и под боком - и батюшки не те, и литургия подчас не та, и лавки всякие, в которых чем только не тем приторговывают... Но речь же не о том... Осталось что-то святое в церкви? Есть понятие священного? Если в РПЦ уже такого понятия нет, то можно делать все - и плясать в алтаре, и голым литургию проводить. Тогда уже полный Постмодерн. И если торговля и продавщица с непокрытой головой - это, конечно, досадные нарушения правил, то Пусси то хотели совсем другого. Не просто нарушить, а сознательно что-то растоптать. Как же это можно сравнивать? Что ты мне хочешь доказать...
А я, кстати, понимаю - что ты мне хочешь сказать, при всех своих оговорочках о верности РПЦ и т.д. Ты хочешь сказать, что Постмодерн восторжествовал уже окончательно и полностью, мир испоганился, святыня умерла (в том числе и в Церкви) и адекватны лишь те, кто сам стал в теме - т.е. посмодернистом... Таким бездушным, мертвым, мармеладным циником... И тогда можно спокойно делать и джагу-джагу, и умм! умм! - без всяких там комплексов...
- Эта женщина с непокрытой головой гораздо большее зло. Даже помыслы у Пусси (которых как минимум надо сжечь на костре) и то чище. Пусси пришли доказывать. Тётка приходит зарабатывать.
 - Сказано: не суди и не судим будешь. Ты сидишь вот в теплой квартирке, ни за что не отвечаешь, и судишь о делах церковных. Было понятно, когда церковь существовала в синодальные времена частью государства, да еще верующие десятину платили. А сейчас как батюшке в приходе выживать? Как деньги получить, чтобы храм содержать, чтобы самому прожить? А тут ты приходишь - очень умный, и, видимо, очень святой, - и начинаешь изрекать истины о подлинном благолепии церкви: "Ты почто, скверный пес, торговлю в храме допустил? Да еще торговку не покрытую держишь? А известно ли тебе, что это самый страшный грех, и ты хуже антихриста?"
Ну а Пусси - это конечно девочки, которые не нашли лучше способа бороться за демократию и справедливость. А участники выставки, на которой иконы рубили топором, - художники, которые так видят мир... А педофил - человек, который любит по своему, но ведь тут акцент надо делать на том, что ЛЮБИТ, а не на том, что любит детей, причем даже без их согласия.
Я твою логику понимаю, но не разделяю...
Я согласен, что с недостатками надо бороться, и они есть зло. Но одно дело недостатки, а другое святотатство. Святыня - это сердце любой религии или даже нерелигозной идеологии. Поэтому в нее так и целятся враждебные силы. Надо растоптать святое, тогда церковь сама разбежится (под церковью в данном случае понимаю - вообще сообщество).