blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Непримиримая духовная оппозиция

Не хочу, чтобы мой материал выглядел, как нечто обвинительное. Я пытаюсь разобраться, а не выносить обвинительные приговоры, но рассматривать проблему всесторонне в газетной статье очень трудно, к тому же на это не хватает времени, статьи приходится писать едва ли в последний момент. Можно, например, попытаться понять власть, которая затеяла в 17 веке церковную реформу. России было необходимо упрочить свои позиции в международных отношениях, предстать силой, приемлемой для всего православного мира. К тому же изменялось само российское государство. Все эти цели были, возможно, правильными, но в итоге реформы (о ее характере мы уже писали) привели к глубочайшему конфликту, который не удалось загасить.
Внутри России возникла непримиримая оппозиция, но не просто политическая, а к тому же и религиозная, духовная. Ее эсхатологический характер задал крайнюю степень отторжения противников, воспринимавшихся, как тотальное зло, с которым не может быть никаких компромиссов. (Надо отметить, что это размежевание было взаимным: соборы 1666—1667 годов отлучили «расколоучителей» от Церкви).
Старообрядческая песня так описывает состояние мира: «В сластолюбии которые — тех почтили все, На седалищах первыми учинили, А собор нищих возненавидели. Лихоимцы все грады содержат, Немилосердные — в городах первые, На местах злые приставники». Причина торжества злого начала виделась в действии антихриста: «Страх антихристов мир устрашил». Здесь мы наблюдаем тесное переплетение социальных и религиозных мотивов.
В письмах Аввакума описывалась такая картина: государство в союзе с церковью выступило против народа. Никон и действующий с ним заодно царь –  слуги диавола. Они — два рога апокалипсического зверя; царь и патриарх пьют кровь святых свидетелей Исусовых и пьяны от нее. Царь и Никон и все власти поклонились антихристу и следуют за ним. Причем Аввакум довольно живописно рисовал антихриста - он нагой, «плоть-та у него зело смрадна, зело дурна, огнем дышит изо рта и из ноздрей, из ушей пламя смрадное выходит, за ним царь наш и власти со множеством народа». (К слову надо сказать, что Аввакум был довольно новаторским деятелем: он даже изобрел для тиражирования своих карикатур своеобразный ксерокс – рисунки сделанные точками, прокалывались иголкой, и сквозь них просыпался уголь).
Ученик Аввакума, диакон Федор, пошел дальше – он отождествил царя и патриарха с антихристом. Он говорил: антихрист — это нечистая троица, состоящая из змия, зверя и лживого пророка; змий — диавол, зверь — антихрист, «сиречь царь лукавый», лживый пророк - патриарх. Зло пришло в мир и воцарилось в Москве. Наступили последние времена, осталось немного потерпеть и придет спасение. И в этой страстной проповеди со всей силой звучит и социальный мотив: рай обретут только те, кто трудился и скорбел на земле, а толстобрюхие никониане в него не пролезут. Царство небесное не для сытых и белых, а для изможденных жизнью. Так рождалась социально-религиозная революционная доктрина русского подполья…
Власть попыталась подавить возникшее сопротивление безжалостными репрессиями: 14 апреля 1682 протопоп Аввакум вместе с 3 своим соузниками был казнен сожжением в срубе. Усиливающееся западничество российского государства проявилось даже в способе казни, которое было явным подражанием аутодафе…
Регентша, царевна Софья, издала указ, которым запрещалось само существование религиозного инакомыслия в России. За выдачу раскольников назначалась денежная премия; пойманных предписывалось пытать на дыбе, раскаявшихся отправлять в тюрьму, нераскаявшихся сжигать. Но такие репрессии не могли потушить эсхатологическую оппозицию, которая в жестокости власти увидела лишь подтверждение своих тезисов о торжестве антихриста в Москве. К тому же люди, восставшие против реформы, не боялись огня и шли в него добровольно. На казни они ответили гарями – самосожжениями. И в России возникла действительно апокалипсическая картина: как пишет историк Ключевский: «тысячи старообрядцев жгли себя ради спасения своих душ, а церковные пастыри ради того же жгли проповедников самосожжения». То есть – за попытку самосожжения церковь карала сожжением на костре… До конца 17 столетия покончило с собой больше 20 тысяч человек. Самосожжения продолжались вплоть до начала 19 века, а коллективные самоубийства раскольников другими способами документированы и в 20-м. Однако, далеко не все избрали такой путь…
Александр Эткинд пишет в книге «Хлыст»: «Некоторые организовывали сопротивление. Другие продолжали жить в обществе, имитируя православное благочестие и скрывая свою подлинную веру. Третьи надеялись убедить в своей правоте царя, страну и мир. Все они ждали Царствия Божия; многие верили, что Конец Света уже произошел; иногда желанный Конец виделся результатом сознательных и даже организованных усилий. К концу 17 столетия «раскол» доминировал по окраинным областям России, и особенно в Поморье, среди казаков Дона, Средней и Нижней Волги, на Украине и в Сибири. Монастыри и скиты, «корабли» и «полки» раскольников поддерживали между собой связи благодаря странствующим монахам и юродивым, среди которых были и влиятельные фигуры. Несмотря на видимую распыленность по разным согласиям и по огромной территории, сообщества были связаны между собой.». 
То есть, по России раскинулась сетевая, законспирированная структура религиозного подполья.
Петр I в какой-то момент решил по мирному разобраться со старообрядческим сопротивлением: он решил раздавить его идейно. В 1722 году в Выговскую старообрядческую безпоповскую общину для проведения «разглагольства о вере» был отправлен иеромонах Русской Православной церкви Неофит, написавший сборник из 106 вопросов, составленных часто в провокационной форме и подразумевающих лишь единственный, выгодный «правящей церкви» ответ. Ответы на эти вопросы были составлены под руководством братьев Денисовых (в основном, Андрея Денисова), основателей поморской Выгорецкой пустыни, около 1723 года. Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к 21 июня 1723 г. и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в Олонце: для «господина присланного учителя иеромонаха Неофита» и «для хранения в Канцелярии заводов». Поморские ответы были составлены на таком высоком уровне, что стало очевидно – миссия Неофита провалена. Старообрядцы его разгромили. Оказалось, что они смогли внутри своих общин обезпечить очень высокий уровень образования и идейной подготовки. Официальной церкви нечего было этому противопоставить.  Более того, старообрядцы создали свои типографии и книжные лавки, и в конце 17 и в 18 веке в России умножилась старообрядческая литература…
И при отсутствии веских аргументов Церковь прибегала к не вполне приличным методам. Е.О. Шацкий ("За что сожгли протопопа Аввакума?") пишет: «Для обращения старообрядцев была изготовлена и использована подделка. В 1709 году нижегородский епископ Питирим привел раскольникам копию «Соборного деяния», которое якобы «недавно отыскали в Киеве». Один его раздел был посвящен Киевскому собору 1157 г. и назывался «Соборное деяние Киевское на армянина еретика на мниха Мартина», который «велие содела в Руси смущение христианином паче же неискуснии писания». Собор будто бы еще тогда осудил обычаи, отмененные Никоном: ереси Мартина соответствовали взглядам старообрядцев. Старообрядцы списку "деяний" не поверили и попросили посмотреть оригинал. В 1717 году оригинал был «найден» в одном из киевских монастырей. На поверку оригинал оказался неумелой подделкой, написанной современным почерком и языком. Вторая подделка известна под названием «Требника митрополита Феогноста» (якобы принадлежавшего этому митрополиту 14 в., но опять-таки исполненного современных выражений). В нем ревнители благочестия не постеснялись сочинить послание иерусалимского патриарха Софрония, которым тот якобы еще в 1327 г. заклеймил учение, аналогичное старообрядческому. В 1718 году «Соборное деяние» было опубликовано. Старообрядцы подвергли оба подлога основательной критике. В 1722 году миссионер иеромонах Неофит вновь сослался старообрядцам на «Деяние» и «Требник Феогноста». Старообрядцы подали солидно аргументированные ответы, камня на камне не оставившие от подделок. Тогда Синод вынужден был убрать эти книги, запечатать и навсегда упрятать в синодальной библиотеке. По позднейшему признанию митрополита Филарета: «Святейший Синод, найдя сей документ подверженным сомнениям и спорам и зная, что раскольники, по их нерассудительности, оспаривание оного документа могут принять за оспаривание всей правоты церковной… рассудил устранить сей документ от продолжения споров…» Тем не менее, до конца 19 в. «Деяния» и «Требник» официально считались подлинными».
Subscribe

  • В сгущающихся сумерках

    Хороших сценариев пока что не нет… Как известно, в Сочи произошла стрельба: 61-летний Вартан Кочиян встретил судебных приставов огнем -…

  • Руины

    Некоторые комментаторы к моей статье о демографической катастрофе вполне справедливо указали на то, что причина вымирания населения находится…

  • Убийство, как объективная причина.

    «Естественная убыль населения» имеет черты геноцида. Сообщение от 31 марта: «Демографическая ситуация в России находится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments