blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Вино

«In vino veritas!» - «Истина в вине!». Слово «спирт» происходит от латинского «spiritus» - «дух». В суфийской традиции «алкоголем» (слово арабского происхождения) называют тайное учение.
Дугин пишет: «Если человек ступил на путь, он никогда не останется прежним. Это необратимый процесс».
Исламский образ устройства реальности: окружность – шариат, внешнее. Центр окружности – истина, хакикат. Луч от окружности к ее центру – тарикат (путь). Этот луч на языке традиции и именуется вином.
Индусы называют инициатические доктрины тантризма «путем вина».
Опьянение подобно сну. Сон и опьянение типологически близки. Человек входит в них, как область своей души.
В традиционных цивилизациях алкогольные ритуалы проходили по строгому сценарию и под наблюдением проводника-учителя.
Алкоголь растворяет материальную иллюзию непреодолимой телесности. Но при этом в отличии от сна, человек сохраняет определенный волевой контроль на физической реальностью. Но для сохранения контроля необходимо обладать очень концентрированным вниманием и развитым сознанием. В противном случае растворенная плоть только поднимает тину промежуточного пространства между телом и душой. Именно в промежуточной сфере корабль алкоголя сбивается с курса и попадает в спиралевидный водоворот. Задача – добраться до противоположного «берега души». Там – новая жизнь, рождается новый человек. (Дугин).
* * *
Вино древнейший религиозный символ, засвидетельствованный в ближневосточной традиции, в греческом культе Диониса, у гностиков и т.д. где вино соотносится с человеческой кровью. В одном из главнейших христианских таинств – евхаристии – верующий, вкушая хлеб и вино, причащается тело и крови Христовых («и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя…» Мф. 26.27-28). Многие авторы прибегают к образу вина в описании своего мистического опыта. Так Макарий говорит о священном опьянении божественными тайнами. Опьянение любовью к Богу – частый мотив суфийской литературы.
* * *
Образы в Евангелии:
Мф. 9.17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Иоанн. 6,53. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
Иоанн. 15.1-8. Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есьм лоза, а вы ветви: кто пребывает во мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
* * *
Образ виноградной лозы и ее ветвей вполне налагается на схему сердца и кровеносной системы, к тому же в Евангелии вино и кровь сливаются в единый символ. В исихазме авва Дорофей – в отличие от индийской йоги, помещает «косточку бессмертия» «зародыш души» не в основание позвоночника, а в сердце. Предсердие – змей свернувшийся вокруг сердца. Сердце – душа, предсердие – промежуточное пространство, которое препятствует входу. Поэтому учителя Умного деланья предостерегали от развития жидкости предсердия. От этой причины два эксцесса – ярость и похоть.
* * *
Алкоголь называют «огненной водой», т.е. чем-то, что парадоксальным образом сочетает в себе противоположные качества. Один из синонимов aqua doctrinae – vinum ardens (пылающее вино). Символизм Каны Галилейской: Христос превращает воду в вино, т.е. воспламененную жидкость. Спаситель, обитающей в сердце превращает обычную кровь, подобную воде, в подобие вина, воспламененного Духом. (Некто из старцев сказал: «Дай кровь и прими Дух». Третья операция Великого деланья называется «Красный труд». Это сияние Духа, символом которого является Король, выходящий из философского яйца). Ипполит говорит о чуде с вином в Кане: оно «продемонстрировало Царство Небесное», ибо Царствие Небесное находится в нас, подобно вину в кубке.

 Живая вода 

 «Кто верует в меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Иоанн). Кто бы не испил этой воды, она в нем станет источником воды, текущей в вечную жизнь, как говорит Ориген. Это – «высшая» вода, aqua doctrinae, реки текущие из чрезва Христа, и божественная жизнь, противопоставленная «низшей» воде, aqua dbyssi (вода пропасти), где пребывает тьма, где обитают Князья мира сего, и вводящий в заблуждение дракон, и его ангелы. Река воды – и есть сам Спаситель.
К.Г.Юнг: «Водный символ постоянно сращивается с Христом, а Христос – с внутренним человеко. Христос в своем качестве «Слова» и в самом деле выступает «живой водой» и, в то же время, символом «завершенного» человека, т.е. самости».

Subscribe

  • Наплевать!

    Какие процессы идут в общественном сознании 1 марта 2021 г.: «Кремль не согласен с выводами издания Bloomberg, которое отнесло Россию к…

  • Ликвидком

    К 90-летию Горбачева. Вчера под вечер, уставший, стал просматривать соцсети, и вижу – что-то Мишку Меченного поминают. Думаю:…

  • Клиентоцентричность

    От российского государства остался только гимн, герб и флаг. "Новые Известия" пишут: «Масштабный и долгий конфликт между…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments