blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Отец или Творец?

Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) пишет в статье «Тварь и Тварность»:

«Мир тварен. Это значит: он произошел из ничего, а это значит, что не было мира прежде, чем он возник. Он возник вместе со временем, ибо самого времени не существовало, когда не было мира. Этот "переход" от пустоты к существованию непостижим для мысли. Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. В самом тварном мире нет ни основания, ни опоры для возникновения. Самым существованием своим тварь свидетельствует о своей тварности, о своей произведенности.
Причина и основание мира вне мира. Вещи творятся и полагаются вне Бога.
Рядом с Богом возникает вторая, иносущная Ему природа. В творении полагается и созидается совершенно новая, внебожественная действительность.
Есть бесконечное расстояние между Богом и тварью, и это - расстояние природ. Всё удалено от Бога и отстоит от Него не местом, но природой, по выражению Дамаскина. И это расстояние никогда не сближается. Как говорил блаж. Августин, в твари "нет ничего относящегося к Троице, кроме разве того, что Троица ее создала".
И на последних высотах молитвенного восхождения и сближения всегда остается непереходимая грань, всегда усматривается и открывается живая двойственность Бога и твари. "Он - Бог, а она - не Бог", - говорил преп. Макарий Египетский о душе. Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством". И всякое "смешение" и "слияние" природ исключается.
Отцы IV века, побуждаемые необходимостью ясно и отчетливо определить понятие твари, прежде всего подчеркивали иноприродностъ твари Творящему. "Всё сотворенное, - писал свят. Афанасий Великий, - по своему сущности нисколько не подобно Творцу, но находится вне Его," и потому может и не существовать. Тварь "приходит в бытие, составляясь отвне," и нет никакого сходства между возникающим из ничего и вечно Сущим Творцом».

Флоровский четко разделяет «рождение» и «творение». Он пишет: «Творению предшествует хотение, оно есть деяние воли и потому резко отличается от Божественного рождения, как акта природы. Подобное же различение проводит свят. Кирилл Александрийский. Рождение совершается "из сущности" и "по природе." Творение же есть действие, которое совершается не из сущности, и потому тварь инородна Творящему. И, завершая отеческое любомудрие, преп. Иоанн Дамаскин дает такие определения: "Рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности. Творение же и создание извне и не из сущности творящего и созидающего, и совершенно неподобно (по естеству)". Рождение совершается по "естественной силе рождения," а творение есть акт хотения и воли. Сотворенность определяет полное неподобие твари Богу, иносущие, и потому - самостоятельность и субстанциальность».

Итак, сотворенное – чуждо Богу, а рожденное – Ему близко, является родным. Но тогда почему Спаситель в своих проповедях упорно называет Бога «Отцом Небесным»? Ведь отец – это тот, кто не творит, а именно рождает.

«1. Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
2. Матф.6:14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
3. Матф.6:26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
4. Матф.6:32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
5. Матф.7:11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
6. Матф.15:13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
7. Матф.18:35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
8. Мар.11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
9. Мар.11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
10. Лук.11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него».

Мир рожденный Богом – есть организм. Мир сотворенный Богом – есть механизм. Отличие организма от механизма в навязывании цели. Организм является результатом развития цели, заключенной внутри него. Эта цель его рождает. А цель механизма  находится вне его – во внешнем творце.
Здесь возникает проблема теодицеи: может ли механизм обладать свободой воли и ответственностью? Конечно нет. Механизм выполняет программу, заложенную в него творцом. Выбор механизма предопределен, в рамках креационизма прав Кальвин, который считал, что участь людей изначально предопределена, и человек не обладает свободой воли. В этой философии мир выглядит театром марионеток, заведением Карабас-Барабаса.
Природа творения по креационизму – есть пустота, ничто. Форма, цель навязана внешним Богом. Но пустота не исчезла, она внутри мира – как страсть к возвращению изначально состояние небытия, ведь бытие, навязанное извне, мучительно для небытия. Это похоже на состояние трупа, оживленного доктором Франкенштейном, или загипнотизированного из рассказа Эдгара По, который завис между жизнью и смерью.
Мефистофель говорит о себе:

Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
 Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Я верен скромной правде. Только спесь
Людская ваша с самомненьем смелым
Себя считает вместо части целым.
Я – части часть, которая была
Когда-то всем и свет произвела.
Свет этот – порожденье тьмы ночной
И отнял место у нее самой.


Каково определение зла в церковной традиции? Флоровский пишет: «Зло имеет отрицательный характер, есть отсутствие и лишения благобытия. И вместе с тем, "в самом небытии оно имеет свое бытие," как выражался свят. Григорий Нисский».

Т.е. основа зла – ничто. Но и основа мира – тоже ничто. Поэтому получается, что человек греховен по своей природе, будучи тварным, т.е. созданным из ничего, будучи не божественным по природе, чуждым Богу. Странно не то, человек грешит, странно, если он не грешит. Креационистская доктрина холодная, ледяная. И сдается, что именно идея творения из ничего (ex nihil) и является подлинной базой всяческого последующего нигилизма (nihilism). Уже сама по себе эта идея настолько разлучает Бога и человека, что вполне логичным следствием становится заявление «Бог умер», т.е. признание того, что чуждый миру Бог уже в такие области, которые никак нашему восприятию и разумению недостижимы. Креационизм и есть основа атеизма.

Subscribe

  • Не проснувшись

    Тяжёлое утро гаснущих снов Серая занавес неба, старушки Девушки, тени, собаки, вороны. Поднимете мне веки! Я не вспомню кто я. Усталое тело…

  • Я живой!

    Ты поймешь мои мысли и чувства? Я ведь вижу, что ты не поймешь… Что наивно считаешь искусством – Только тусклая, мертвая ложь. Я…

  • Мощный союз

    Гэбэшник к себе прижимает Как доллар вдову Солженицына, Год памяти он учреждает: Предательство нынче - традиция. Гэбэшник плешивый прощается С…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments