Если принять такую точку зрения, то можно вздохнуть с облегчением, ибо наше воображение – это то, над чем мы властны, чем распоряжаемся в полной мере. Но мы имеем житейский опыт, который противоречит такому представлению.
Дело в том, что мы, даже не будучи продвинутыми философами, все же вынуждены поневоле философствовать – пусть даже на профаническом, примитивном уровне. Боэций некогда в тяжелой ситуации написал «Утешение философией». И каждый из нас, сталкивая с суровостью жизни, поневоле начинает искать своим умом утешения или объяснения – так, как это у него получается…
Наша реальность, в которой мы живем совсем не похоже на наше воображение, с которым можем делать, что угодно. Реальность предстает нам, как нечто внешнее, и очень часто чуждое. Еще со школьной скамьи нам известно определение: объективная реальность – независима от нашего сознания. И здесь следует поразмышлять – что же в нашей жизни предстает, как независимое от нашего сознания? Независимость явления – означает некий вызов бросаемый нам извне, некое внешнее агрессивное давление.
Когда мы находимся в равновесном, спокойном состоянии, то мы не чувствует реальность, как нечто чуждое нам – ее границы расплываются. В еще меньшее степени мы воспринимаем реальность, как нечто отличное от нас, когда мы испытываем удовольствие – внешнее и внутреннее словно бы сливается. Но когда мы сталкиваемся с болью, то начинаем ощущать нечто внешнее, чуждое нам, навалившееся на нас, разрушающее нас. Наше сознание рвется, оно всеми силами желает прекращения пытки, но эта внешняя сила не подчиняется нам. И в этом плане боль вполне соответствует определению объективной реальности, не зависимой от нашего сознания.
Боль испытывают многие живые существа, например, - животные. Но человеческое сознание делает опыт боли особенным. Ведь сознание позволяет рефлектировать, глядеть на ситуацию со стороны.
Чем меньше боли, тем меньше осознания реальности и границ собственного я. Мы утрачиваем форму, перестаем замечать – где мы начинаемся и где заканчиваемся. Но когда боль накатывает на нас, мы вдруг с особой пронзительностью осознаем себя, и ощущаем в этой точке пространства, в этот момент словно приколотыми, как бабочка в коллекции энтомолога. Как никогда мы ощущаем свое существование – личное, ограниченное. Мы пригвождены внешней силы, мы мучимы ею и ничего не можем поделать.
Производное от боли – страх. Память о перенесенных страданиях заставляет нас бояться. Мы боимся боли в разных проявления – психологической, физической. А апофеоз страха это страх смерти. Причем этот страх – предчувствие смерти при жизни, т.к. когда смерть приходит, то все связанное с жизнью остается позади.
Здесь можно вспомнить и о словах Будды, который сказал, что жизнь по своей природе – есть страдание. Т.е. можно сказать, что объективная реальность – есть страдание. Она в каком-то смысле есть агония, которая ясно символизируется распятием – изображением умирающего в страшных муках Бога.