blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Кризис в РПЦ

Церковь окончательно превращается в коммерческую фирму по оказанию ритуальных (и иных) услуг.

Даже до «пандемии» ситуация в РПЦ был, мягко говоря, не простая…
Я предлагаю вашему вниманию выдержки из материала с сайта Znak.com от 28.07.2019. Он назывался «Почему вместе с ростом влиятельности РПЦ из нее уходят верующие?»
«28 июля — очередное празднование крещения Руси. Прошло более тридцати лет с момента, когда еще в СССР с большим размахом отпраздновали тысячелетие этого события. Тогда многим казалось, что Россия возвращается к своим истокам и вместе с возрождением православия наладится жизнь и в других сферах. Однако сегодня Церковь скорее стала играть роль траблмейкера и поставщика скандальных новостей, которые с азартом распространяют СМИ. Возможно, где-то в глубине церкви и ведется скромная и нравственная жизнь. Но слышно об этом немного. В то же время в среде наиболее просвещенных и деятельных прихожан растет оппозиция церковной иерархии. Верующие все чаще смелее высказываются против начальников РПЦ. Об атмосфере в РПЦ, ее отношениях с властью и о будущем этой организации рассказал в интервью Znak.com бывший священник Волгоградской епархии, а ныне главный редактор сайта Ahilla.ru Алексей Плужников.
— Как бы вы описали деятельность вашего сайта?
— Наша задача — дать слово тем людям, которых никогда не опубликуют на официальных, «благословленных» РПЦ ресурсах. На «церковных» ресурсах запрещена всякая критика священноначалия, а на светских ресурсах эта критика очень часто неадекватна или поверхностна. Наш ресурс предоставляет слово тем, кто хорошо знает ситуацию в РПЦ изнутри: священникам, монашествующим, прихожанам, семинаристам — как нынешним, так и тем, кто уже распрощался с церковной жизнью.
— Расскажите, какие «партии», круги и движения есть сегодня внутри в РПЦ? Какое место среди них занимает внутрицерковная оппозиция или диссиденты? Насколько они влиятельны?
[Spoiler (click to open)]
— Вы знаете, я не слишком верю в партии и круги — скорее, можно разделить в РПЦ людей на тех, у кого есть все (власть, деньги, положение), это епископат и их ближайшая обслуга, и всех остальных, которые, конечно, могут делиться на всякие течения по самым разным способам классификации, но это не так принципиально, как указанное выше. Две партии — те, кто решает, и те, от кого практически ничего не зависит, кроме того, что они должны кормить первых и слушаться их. То есть помещики и крепостные.
сами начальники категорически с подобным разделением на две части не согласны, по крайней мере, публично. Публично, в проповедях и СМИ, они «смиренно» рассказывают о своем «глубинном» единстве с церковным православным народом, мол, мы одна Церковь — и клир, и миряне, — поэтому мы должны хранить наше единство, чтобы перед лицом врагов, ополчившихся на нас с Запада и из Стамбула… Ну, примерно все то же, что и в государстве проповедуют.
А на деле начальники цинично и прямо так и говорят своим подчиненным, простым священникам: «я — всё, вы — никто! Церковь — это армия, я — генерал, вы — говно!» Может, не всегда этими словами, но ведут себя ровно в соответствии с подобным подходом.
— На ваш взгляд, какое сегодня реальное количество прихожан у РПЦ?
— Патриарх Кирилл уверен, что у него в РПЦ 150 млн человек по всему миру. Я же брал статистику МВД по посещению храмов на Рождество в этом году, и из этой статистики выходит, что в России реальных прихожан не более 1-1,5 млн человек, то есть не более 1% населения. Количество прихожан держится довольно давно на одном уровне, храмов строится все больше, но прихожане просто «размазываются» по ним, и создается обманчивое впечатление, что и новые храмы наполняются. Просто люди раньше ездили в храм на автобусе, а как появился в их районе поближе, то они и перешли в него.
— Как вы думаете, есть шансы, что эта цифра будет расти?
— Прогнозы не люблю, но думается, что эта цифра будет держаться еще долго — 1-2% от населения РФ.
— Не густо для «главной» религии России. И уж тем более не повод называть Россию православной страной. А почему за почти 30 лет с момента «возрождения» православия эта цифра застыла? Ведь наверняка церковные иерархи мечтали привести в лоно церкви всю Россию, как это было в былые монархические времена. Не зря же и праздник называется «Крещение Руси».
— Мечта была и есть до сих пор. Но если в девяностые народ хлынул в церковь и стал интересоваться духовностью, то за тридцать лет уже «накушался», рассмотрел хорошенько, чего стоит это «возрождение», и все чаще говорит: спасибо, унесите, не вкусно.
Сейчас патриархия, скорее, не Россию хочет привести в церковь, а церковь ввести во все возможные «щели» России: впихнуться нагло в образование, армию, культуру, рулить обществом, указывать, какие постановки в театре ставить, какие кресты рисовать или не рисовать на асфальте, отбирать скверы у горожан и прочее. И народ уже просто тошнит от подобной нахрапистости.
— От «православного диссидента» Сергея Чапнина мне довелось слышать, что «среди сотен епископов РПЦ нет ни богословов, ни ярких проповедников». Что касается молодых епископов, то он добавил: «очевидно, что молодой епископат РПЦ достаточно инфантилен, в целом предан патриарху Кириллу, малообразован и не умен». То есть их качество в плане образования и интеллекта низкое. Так ли это?
— Я не могу отвечать за всех бесчисленных уже епископов, но просто надо учесть главное: для епископа не важны такие качества, как ум, честь и совесть, тем более проповеднические или богословские таланты. Будь во всем «за», расточай одобрение политике партии-патриархии и лично патриарху Кириллу, отсылай нужное количество денег наверх — все, этого достаточно. Поэтому и попадают наверх соответствующие граждане.
Тут опять вопрос: как именно изменить мнение об РПЦ? Никакой, даже самый умный и замечательный священник-проповедник никак не изменит того, что делают патриарх Кирилл и его присные. В этом беда всех хороших современных священников, миссионеров — они привлекают людей красотой православия через свои проповеди, книги, лекции, а приходят люди в фактическую жизнь приходов РПЦ, где часто встречаются не с красотой и любовью, а с совсем другими вещами — хапужничеством, грубостью, глупостью, унижением, требованием отключать свой разум и безоговорочно слушаться полубезумных «старцев»…
А если человек еще глубже узнает внутреннюю епархиальную и патриархийную кухню в РПЦ, то еще больше разочаруется, поняв, что там вообще порой места Христу не осталось.
Есть умные медийные священники, они всем известны — отец Георгий Митрофанов, отец Петр Мещеринов, отец Алексий Уминский; есть и другие, менее известные, но они не могут публично до конца сказать все, что могли бы и хотели сказать, всегда включается самоцензура, потому что знают, что иначе включат цензуру сверху, а то и «инквизицию» подгонят. Некоторые люди, когда уходят из РПЦ, бывает, что и обвиняют этих умных проповедников: вот вы нас звали в православие, а мы попали в итоге в РПЦ! Поэтому теперь плюем под ноги вам и уходим совсем и из РПЦ, и из православия.
— То есть размежевание неизбежно или вы согласны на некое примирение с ними?
— Размежевание и сейчас максимально, дальше уже некуда. Никакого примирения не предвидится, потому что это не пересекающиеся реальности. … РПЦ, избавленная от тотальной власти патриархии и епископов-феодалов, вполне смогла бы обойтись средствами прихожан, скромно бы жили и Богу служили. Но РПЦ патриархов, синодов, заводов «Софрино», всей махины епархиальных управлений, архиерейской челяди, всяких отделов, комиссий и прочей консистории — им, конечно, трудно выдюжить без мощных денежных вливаний. Но вот поэтому и не будет никакого обновления.
— То есть нет смысла помышлять о том, что церковь как-то изменится после завершения периода режима Владимира Путина?
— Нет никакой особой РПЦ при путинизме, РПЦ всегда была при власти, просто будет другой правитель, и при нем РПЦ будет играть по тем правилам, какие предложат, но принцип не изменится. … РПЦ поведет себя ровно так же, как сто лет назад: присмотрится к тому, кто побеждает, и выразит свою полную лояльность — хоть монарху, хоть «временному правительству», хоть самым оголтелым «большевикам». Ну, или быстренько переиграет, если победит внезапно другой. Но соблюдет свой главный принцип: «несть власти не от Бога, и нам с ней рядышком тепло».
…Если бы в России была возможность конкуренции православных Церквей, как в Европе или в США, то была бы другая ситуация, где прихожане могли бы ногами проголосовать и уйти в более приличную церковную структуру. А в условиях тотальной монополии РПЦ это нереально. В итоге многие просто уходят из РПЦ совсем, порывают с православием, или переходят в католицизм, например, если не хотят совсем уходить из христианства».
Вот еще материал с сайта «Сноб» от 25 ноября 2019 г.: ««Что будет дальше?» — в последнее время этот вопрос священники и прихожане Русской православной церкви задают друг другу чуть ли не ежедневно. В этом вопросе звучат и боль, и тревога, и растерянность, и надежда.
Священники и прихожане готовы признать, что фаза «в РПЦ что-то пошло не так» уже пройдена. От последних новостей из Московской патриархии становится совсем не хорошо. Полное ощущение, что нынешнюю фазу можно назвать «поезд летит под откос». Конфликт с греками из-за признания Украинской автокефальной церкви углубляется, авторитет патриарха Кирилла падает, финансовые требования патриархии к приходам постоянно растут, а содержательной, собственно церковной повестки дня у РПЦ нет. Патриарх увлечен политикой, но его преследуют одни неудачи.
Люди, которые недовольны тем, что происходит в Русской православной церкви, просто из нее уходят. Секулярное общество уже давно не требует от своих членов четкой религиозной идентификации. И те, кто уходит из РПЦ, как правило, уходят без публичных деклараций. Чаще всего для них это внутреннее, нередко выстраданное решение. Кто-то продолжает считать себя православным, но без четкой институциональной привязки, а кто-то заявляет о себе как об агностике. Палитра мировоззренческих самоопределений здесь очень широкая.
Важнее разобраться в причинах выхода из церкви или, как это метко назвал несколько лет назад игумен Петр (Мещеринов), расцерковления. Причем это касается не только мирян, но и духовенства. Количество тех, кто снял сан (или был его лишен) и с облегчением пошел на светскую работу, постоянно растет.
Словом, количество прихожан будет сокращаться за счет тех, кто привык думать и не отключать мозги, когда речь идет о церковной жизни. В результате это приведет к маргинализации РПЦ. Уже давно выбор для молодого человека не стоит так, как еще лет 20-25 назад. Тогда вопрос «куда поступать?» был таким: «В духовную семинарию или на филфак университета?» Сегодня вопрос «куда поступать?» стоит иначе: «В духовную семинарию или ветеринарный техникум?» Но даже в этом случае всё чаще выбирают ветеринарный техникум. Уже не первый год набор в некоторые семинарии не превышает 5-6 человек при полном отсутствии конкурса.
Священников, способных серьезно работать с людьми, в РПЦ всегда было не очень много, но теперь с каждым годом их становится все меньше и меньше.
Сокращение численности постоянных прихожан — это растущая тенденция на протяжении уже нескольких лет. Она не столь ощутима статистически, так как на их место довольно часто приходят новые прихожане. Однако все очевиднее, что РПЦ перестала быть Церковью большинства.
РПЦ, упустившую возможность сохранить прихожан, ждет угасание, и только административная и медийная поддержка государства может сделать этот процесс менее катастрофичным.
…Десять лет назад патриарх Кирилл пришел к власти на волне ожидания реформ. Однако его действия не оправдали ожиданий — он провел довольно радикальную административную реформу, значительно усилив роль церковной бюрократии, выстроил жесткую иерархическую вертикаль, лишил приходы остатков самостоятельности и резко повысил церковные налоги».
А потом наступила «пандемия».
РБК, 27 апр 2020 г.: «Патриарх Кирилл установил наказание за нарушение священнослужителями указаний, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Распоряжение главы РПЦ опубликовано на сайте Московской патриархии. «Виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности в связи с намеренным игнорированием мер, позволяющих уберечь людей от массового заражения смертельной болезнью», — говорится в документе».
Соблюдение этих мер привело к финансовому кризису в РПЦ.
РБК, 22 мая 2020 г.: «Ограничения, введенные для борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, сделали финансовое положение Русской православной церкви (РПЦ) чрезвычайно сложным. Об этом заявил на онлайн-слушаниях Общественной палаты 22 мая глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Религиозные организации оказались в чрезвычайно сложной ситуации <...> Всем понятно, что религиозная организация живет за счет пожертвований: людей нет — нет пожертвований», — сказал Легойда (цитата по «Интерфаксу»).
О падении доходов РПЦ из-за сокращения пожертвований вынужденных сидеть дома прихожан Легойда сообщил еще в середине апреля. Тогда он рассказал, что тяжелая экономическая ситуация в стране сказывается и на храмах, а священники и их семьи живут на средства, которые жертвуются на поддержание прихода. «Общецерковный бюджет тоже складывается из пожертвований», — пояснил Легойда.
Патриарх Кирилл в конце марта призвал верующих временно воздержаться от посещения храмов из-за распространения коронавируса и молиться дома. В начале мая глава РПЦ попросил состоятельных прихожан финансово поддержать священников.
«С большой скорбью мне далось решение обратиться к вам с призывом временно не посещать храмы <...> И боль эта в моем сердце всякий раз, когда я думаю о том, что миллионы православных людей жаждут приобщиться Святых Христовых Тайн и не могут переступить порог родного храма; когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки», — говорилось в послании патриарха.
В начале мая на сайте патриархии была опубликована подборка ответов на вопросы священников, возникающие в связи с проблемами из-за сокращения доходов.
«Поскольку источником финансирования деятельности религиозных организаций являются добровольные пожертвования верующих, а в связи с приостановлением доступа граждан в храмы в рамках ограничительных мер, установленных государственными органами, поступление таковых пожертвований либо существенно снизилось, либо прекратилось, уже возникают и могут возникнуть ситуации, когда религиозные организации Русской православной церкви не будут иметь средств для оплаты труда работников», — отмечалось в документе, а как один из возможных вариантов было названо увольнение тех, кому платить уже невозможно.
Позднее настоятель храма великомученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский рассказал «РИА Новости», что даже в этом храме, расположенном в самом центре Москвы, скоро будет нечем платить зарплату.
«Мы еле разобрались с зарплатами сейчас, а в будущем не сможем платить. Также речь и о коммунальных платежах. Поэтому крах будет ощущаться летом и в первые дни осени, когда у нас накопятся миллионные долги», — посетовал настоятель».
Но последовал не только финансовый эффект от пандемических мер. Они вызвали возмущение.
Pravmir.ru пишет: «В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.
В Церкви это вызвало ажиотаж и бурные рассуждения. Так, к примеру, скептически к этому нововведению отнеслись протоиерей Георгий Максимов, известный миссионер и проповедник, скептически в своих блогах высказывался популярный ныне блогер священник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Протоиерей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразиться, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.
Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:
— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;
— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;
— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.
Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве».
"Независимая газета" 2 июня 2020 г. опубликовала материал под заголовком «После пандемии РПЦ угрожает двойной кризис». В нем говорится: «Локдаун нанес существенный урон репутации Русской православной церкви как независимого от действия светских властей института. К такому выводу пришли исследователи Агентства стратегических коммуникаций (АСК), которые, проанализировав влияние пандемии и карантинных мер на РПЦ, подготовили по итогам доклад.
Авторы считают, что именно COVID-19 обнажил все те проблемы, которые в Московском патриархате долгое время пытались не замечать, а потому с выходом из пандемии «РПЦ вступит в эпоху серьезного церковного кризиса, который будет проходить как по внешнему, более заметному, контуру, так и внутри». Внешним контуром названо выстраивание взаимоотношений между религиозной организацией и государством, внутренним – разрыв между «партией власти» и церковными «диссидентами».
…«Через административное давление, угрозы штрафов, предписания санитарных врачей, апелляции к сохранению подвергающихся опасности жизней сограждан при неубедительной позиции епархиальных архиереев удалось загнать таинство и празднество Пасхи в формат онлайн». Этот факт еще больше увеличил разрыв между церковными «захожанами» и прихожанами. Если первые сполна удовлетворились форматом интернет-проповедей, то вторые стали открыто осуждать светские власти, запретившие посещение храмов и не позволившие отпраздновать торжество по всем полагающимися канонам.
Чиновникам эта критика со стороны верующих пришлась не по душе, и процесс охлаждения отношений между РПЦ и властью, обозначившийся еще в 2014 году, возобновился. «Отсутствие у церкви активной социальной и публичной позиции по многим насущным для ее паствы вопросам сделало ее положение в российском социуме крайне уязвимым. Сегодня церковь проявляет активную социальную позицию в публичном пространстве лишь при имущественных спорах либо при активном противодействии населения строительству культовых объектов. Все это не может не усиливать антиклерикальных настроений в обществе, которые теперь поддерживаются не только агностиками, атеистами, безбожниками и последователями тоталитарных сект, но и значительной частью населения из категории «прохожан» РПЦ», – резюмируют авторы исследования.
Что касается внутрицерковного раскола, то, по мнению авторов, тут свою роль сыграло несколько факторов. Прежде всего внутренняя политика Московского патриархата, которая с принятием в 2009 году нового устава РПЦ не только свела к нулю полномочия приходских собраний, но и завершила процесс «абсолютизации архиерейской власти в церкви». «Это привело к нарастанию внутренних противоречий между клиром и паствой. При росте доли православного взрослого населения с 31% в 1991 году до 72% в 2008 году, доля среди них посещающих хотя бы один раз в месяц церковные богослужения сначала выросла с 2% (1991 год) до 9% (1998 год), а затем снизилась до 7% (2008 год). Все это отражает глубинные закономерности в российском обществе, в котором после идеологического краха коммунизма и связанного с ним государственного атеизма возникли обратные, компенсирующие процессы воцерковления населения, пошедшие, правда, по облегченному сценарию, который можно описать как «вера и принадлежность без поведения», – отмечается в докладе АСК.
Еще одним вызовом, уже во время нынешней пандемии, стали ковид-диссиденты из среды духовенства, которые утверждали, что принятые правительством карантинные меры не больше чем заговор с целью запугивания верующих, создания мирового правительства и попытки вытеснить церковь и веру на обочину общественной жизни. Поскольку у утверждающих подобное нашлись свои последователи, а священноначалие, по их мнению, не смогло, а может быть, даже не захотело защитить своих верующих не только от коронавируса, но и от «несправедливых» действий светских властей, то все это привело к тому, что внутри Московского патриархата зародилась «оппозиционная» по отношению к «правящей», возглавляемой патриархом Кириллом, партия. Политологи АСК приходят к выводу: «Не исключено, что на этом фоне появится новая «катакомбная» церковь как альтернатива аффилированному с властью клиру Московской патриархии».
По мнению исследователей, и сама РПЦ в обозримом будущем может «трансформироваться в некую квазирелигию, имеющую с христианством и православием только внешнее сходство, на деле же проповедующую непререкаемый авторитет верховной светской власти»».
Вот еще один, совсем свежий материал с сайта 360tv.ru от 23 марта 2021 г.: «Верующих в России становится все меньше, особенно среди молодежи. С 2017 года число атеистов выросло вдвое, а среди тех, кто относит себя к православным, 71% не соблюдают ни одного поста, 45% не знают, когда начинается Великий пост. Причинами оттока верующих могут быть образование, имидж церкви и отсутствие ярких пастырей. Доктор наук, психолог Андрей Зберовский заявил, что причиной увеличения числа неверующих могла стать позиция церкви, которая непосредственно отталкивает людей. Практически полное слияние церкви с государством, по мнению психолога, сводит функцию церкви к «ритуальному молению». Зберовский отметил, что православная церковь стала довольно пассивной, легко отдает духовное пространство, и это тоже не остается незамеченным».
Я в заключении могу добавить только предсказание, которое хорошо известно и приписывается преподобному Лаврентию Черниговскому (1868-1950): «Приходит время, — рассказывал о. Лаврентий, — когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все уже, наступит время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха».
Tags: статьи
Subscribe

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…

  • Кто же нас "лечит"?

    Кто вдохновляет на странные схемы "лечения" от ковида? Мне любопытно – как именно в наших больницах лечат от пресловутого…

  • Торжественное оскорбление

    В Волгограде над педагогами поставили социальный эксперимент? Недавно у нас в Волгограде решили поощрить педагогов. Вероятно, не только в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…

  • Кто же нас "лечит"?

    Кто вдохновляет на странные схемы "лечения" от ковида? Мне любопытно – как именно в наших больницах лечат от пресловутого…

  • Торжественное оскорбление

    В Волгограде над педагогами поставили социальный эксперимент? Недавно у нас в Волгограде решили поощрить педагогов. Вероятно, не только в…