blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

ЖИВЫЕ МЕРТВЕЦЫ

 ■ Безмолвный город, с мусором на пустынных улицах, дорога с брошенными автомобилями... Но вот слышится нечеловеческое рычание и из подворотен появляются они - зомби. Можно назвать несколько десятков фильмов, в которых с разными вариациями присутствует этот образ. Почему современность так любит страшную сказочку про "живых мертвецов"? Ведь не случайно же она так захватывает? Может быть потому, что она говорит о чем-то важном?

Кинематограф похож на мутноватое зеркало, в котором отражается наш мир. Но зеркало не просто копирует, дублирует реальность; с древних времен оно наделялось способностью показывать невидимое. В мутной, грязноватой киномифологии тоже отражается нечто, чего мы в не видим в окружающем нас мире.
Образ зомби в фильмах ужасов имеет вполне определенные черты: по своему социальному составу - это служащие, домохозяйки, рабочие, одним словом, простые обыватели. В фильмах зомби сбиваются в толпы, как городская масса. Но кинематографические мифы о живых мертвецах имеют и другую сторону: вампиры, в отличие от медлительных, тупых, лишенных сознания зомби, подвижны, наделены способностью передвигаться по воздуху, они очень умны, индивидуалистичны. Они, как правило, гордые одиночки, аристократы по духу, и не случайно Дракула - граф. Таким образом, можно сказать, что вампиры - это элита мира "живых мертвецов". Если мифология 'фильмов ужасов" и является чистой выдумкой, то нельзя не отметить, что эта выдумка имеет довольно выдержанную внутреннюю логику, она рисует нечто вполне конкретное. Она говорит о гибельном недуге, поразившем человечество. Если вампиризм носит харак-
тер элитной болезни, ограниченной определенной средой, то зомбирование рисуется как эпидемия, захватывающая громадные массы. Но и в том, и в другом случае, итогом болезни становится превращение человека в "живого мертвеца". О чем идет речь?
В Энциклопедии сверхъестественных существ говорится: "Зомби-это люди, лишенные с помощью кол довства ДУШИ и пре врашенные тем самым в безвольных рабов. О таких людях ГОВОРЯТ, что их "пожрали". Зомби беспрекословно подчиняются тем. ' кто их "пожрал", выполняют любые поручения, без тени смуше-ния совершают тяжкие преступления".
Кто "пожирает" человеческие души?
На телевидении недавно появился рекламный ролик, кажется, "Билайна": на заборе сидят странные существа - челюсти с лапками, которые лепечут что-то нечленораздельное. Ролик выглядит забавным, но если задуматься, то его глубинный смысл -пугающий. Челюсть с лапками - это идеальный образ потребителя телефонной услуги, в нем отброшено все лишнее (как говорил Ницше, все "слишком человеческое") и осталось только необходимое - рот, чтобы говорить, и
лапки, чтобы держать телефон и набирать номер. Мы думаем, что являемся хозяевами вещей, не замечая того, что они подчас не только имеют свою волю, но починяют нас, формируют, переделывают под себя...
Зомби - это утрированный, гротескный образ идеального потребителя. В нем угасла личность, воля, осталась лишь примитивная жажда потреблять, которую невозможно насытить. Вещи пожрали его ДУШУ...
Посмотрите на рекламный видеоблок, которым постоянно прерываются телепередачи: в нем не просто рекламируются товары, а обещаются чудесные превращения, обещается приобщение к иному, более высокому миру. Все вещи в рекламе предстают, как носители магической силы. Съешь творожок "Даниссимо" и у тебя откроются глаза, ты окажешься в другом измерении! Сядь за руль новой марки автомобиля, и ты чудесным образом преобразишься! Разве мобильник - это просто средство связи? Нет, - это подобие фетиша, окруженного вполне религиозным почитанием. Это волшебная палочка, которая может все, или почти все...
Вещи открывают перед нами новые возможности, но при этом все сильнее захватывают нас. Словно бы за счет высосанных из нас сил души, вещи сами видоизменяются, становятся все более живыми, одушевленными. Дистанция между вещами и людьми сокращается, вещи жадно тянут щупальца электродов, чтобы проникнуть в наш мозг: мы покрываемся металлом, они - обрастают плотью...
Магии такой оживающей вещи противиться практически невозможно. Как-то в криминальном блоке рассказывали историю про подростка, который часами просиживал за компьютером, увлеченный виртуальными играми. Когда его матушка однажды попыталась нарушить это времяпрепровождения, мальчик бесстрастно взял топор и зарубил ее. А потом, как ни в чем не бывало, вновь уселся за компьютер. Его так потом и застали родственники - увлеченно играющим.. . У мальчика какая-то страшная сила "пожрала" душу, превратив в зомби, без тени смущения совершающего тяжкие преступления.
Подобно тому, как над средневековым городом доминировал храм, над современным городом доминирует торгово-разлекательный комплекс. Это вовсе не магазин, в который стоит пойти, чтобы сделать покупки - это особый мир, заключающий в себе устремления современного горожанина. Попав внутрь него, трудно отделаться от ощущения, что ты оказался проглоченным гигантским чудовищем, из чрева которого уже невозможно выбраться.
Какая-то нечеловеческая воля захватила, околдовала нас магией вещизма, чтобы увлекать по гибельному пути все дальше и дальше, и кто сможет воспротивиться ей? Ведь эта нечеловеческая сила открывает перед нами невероятные возможности, она обещает превратить камни в хлеба, свести огонь с небес, другими словами, сделать нас подобным богам...
Subscribe

  • Духовная полиция

    Лишенный сана священник РПЦ Андрей Кураев в эфире НСН прокомментировал смычку силовиков и РПЦ, в частности, указывая на погром Среднеуральского…

  • Свирепость

    «В Волгограде задержан студент Кирилл Ежов, станцевавший в середине февраля на Мамаевом кургане около монумента «Родина-мать»…

  • Клиентоцентричность

    От российского государства остался только гимн, герб и флаг. "Новые Известия" пишут: «Масштабный и долгий конфликт между…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments