blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Два полюса



Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

До всяких тонкостей, до всякой детализации важно обозначить некую полярность. Это подобно тому, как мифы творения начинаются с того, что единый, нерасчлененный Хаос сначала делится на какие-то дуальности - на верх и низ, на небо и землю. И нам, чтобы понять острие исторической проблематики настоящего момента, - надо обозначить эту полярность, этот плюс и минус, два полюса.
Я подыскивал хорошие названия для этих плюсов и в какой-то момент понял, что тут, пожалуй, не желательно использовать привычные названия. Например, назвать один полюс фашистским, а другой коммунистическим. Я сейчас объясню - почему. На самом деле в каждом таком явлении, обозначающим себя определенным именем, всегда всё не очень просто.
Тот, кто знаком с историей, знает, что даже внутри НСДАП было всё не очень просто, именно поэтому понадобилась определённая резня внутри этой партии, чтобы уже потом - чуть позже - заняться серьёзными делами. Пришлось вырезать какое-то левое крыло, и можно спорить - какое оно было по качеству, кем были Эрнст Рём и Грегор Штрассер, хуже или лучше Гитлера, но их пришлось устранить, они не соответствовали определенным задачам...
И очень не просто было в большевистской партии, там тоже была острая внутрипартийная борьба и тоже пришлось отсекать разные течения, прежде чем образовалось нечто внешне однородное. Но после смерти Сталина сразу поднялось другое и это всё творилось под одним названием.
[Spoiler (click to open)]И все очень непросто внутри церкви, очень разные течения сражались тайно и явно. Были, к примеру, нестяжатели и иосифляне, а в итоге Раскола конфликт внутри русского православия приобрел очень свирепый характер. И всё это находится в таком динамическом взаимодействии, хотя и все скрывается под обманчивой внешностью единства, монолитности: выглядят все одинаково, ходят в одних облачениях, все носят одни и те же распятия, называются одним именем.
Поэтому если просто сказать, что там вот одно, а тут - другое, то можно опять запутать именами.
И, может, лучше всего указать на определенную полярность, а название потом подыщем – наиболее подходящие. И мне кажется, главный признак, позволяющий что-то понять и различить - это отношение к человеку. Главный вопрос - что есть человек? По ответу на него можно определить эти два разнонаправленных вектора, сражающихся друг с другом.
И тут можно приводить множество высказываний, но я укажу на имя, которое, возможно, кому-то в данной теме покажется странным и неуместным.
Это Михаил Булгаков. На нас в перестройку вылили много нового, что было «хорошо забытым старым», того, что было запретным в СССР, в том числе и "Мастера и Маргариту". А в 1988 году Бортко снял "Собачье сердце". Неплохой фильм, с хорошими актерами... И было столько каких-то вздохов вокруг этой всей булгаковщины, всяких охов и ахов, но в какой-то момент это наваждение сошло и вдруг стало понятно - какой же всё-таки пакостный, гнусный этот Булгаков! Вдруг начинаешь видить, что его "Собачье сердце" - это определенного рода манифест той гнустности, которая в последующем стала разворачиваться в нашей стране.
Нам надо было быть всем сильно контужеными, чтобы не понимать - что нам такое предъявляют в этой художественной форме. А ведь эта художественная форма, которая была нам вброшена, указывала на то, что находилось в ядре вот этого всего, что начало разворачиваться виде перестройки и реформ.
Там, в этой стае перестройщиков и реформаторов, - дышало что-то страшное, темное, полное ненависти.
Что нам показал Булгаков? Ну, вот профессор Преображенский вытягивает зверье на новый культурный уровень, превращает его в человека, а зачем? А ведь ясно, что за образом собачки - простонародье, там показывается социальный эксперимент, по очеловечиванию  полуживотных. Дескать, ну вытащили мы это животное, цивилизовали его, а оно не только осталось скотиной, оно стала более  худшей скотиной, чем когда была четвероногой собачкой. Так зачем же это делать? Надо признать - эксперимент оказался неудачным. Так давайте вернемся обратно на исходную позицию и Шарикова опять  сделаем собачкой. Это же настоящий манифест, и тут все предельно откровенно. И особенно прекрасно это все выглядит из ситуации нашей "пандемии".
Символ старого насилия, хард-насилия по Лимонову - это военный в сапогах и в мундире, такой Гитлер или Пиночет, а здесь творит насилие, вершит судьбы милый ученый, врач в белом халате, который возвышается над миром двуногих полуживотных - шариковых, и который почему-то обладает правом ставить социальные эксперименты - что-то там пересаживать, манипулировать чужой физиологией и сознанием, он прямо бог какой-то. Как мы это не видели, что фигура профессора Преображенского - очень зловещая. И кто-то говорил через этого профессора Преображенского,  через Булгакова, что-то нам кричала - вся эта сатанинская воландовщина, вся та яростная «злобная духовность», «новое мышление» перестроечной, либеральной интеллигенции.
И главное, что указывает на суть большевизма, - это то, что когда большевики пришли к власти, то одним из первых дел стала борьба с неграмотностью. И есть документы Крупской, которая объясняла - почему надо заниматься образованием в тех условиях, когда вообще ничего не хватало, не было ресурсов, стояли разрушенные заводы по всей стране. А она писала, что образование необходимо, чтобы человек мог сознательно заниматься политикой.
И можно сколько угодно говорить, что это был тоталитаризм, однопартийная система и вообще всё что угодно, но суть была в том, что человека - простого, обычного - поднимали на какую-то высоту, на новый культурный уровень. И вся система образования в стране строилась под это, средняя школа логично соединялась с  высшей, а все это было позаимствовано из того, что в дореволюционной России предоставлялось только высшему классу. Это было взято и дано всем, была проделана огромная просветительская работа. Говорить после этого, что большевизм кого-то принижал - значит быть слепым. Ну, если хочешь стать слепым и не видеть очевидного, то, пожалуйста, всегда можно себе каким-либо образом нарушить зрение, ослепить себя. Есть желание, то почему бы и нет? Но это же очевидно, что мы тут наблюдаем эти два разнонаправленные вектора: то, что проявилось в сатанинском булгаковском манифесте, и то, что, возможно, несовершенно, но воплощалось в большевизме. И все сводится к главному вопросу - что есть человек? Сторонники одного вектора отвечают - человек есть животное. Двуногая животинка. «Белокурая бестия» Ницше - что такое? Bestia с латыни - это зверь. Ницше говорил о смерти Бога, и считал, что человек - испорченное христианством животное, которое надо вернуться к естественному животному, здоровому состоянию через реализацию воли к власти.
А, с другой стороны, что говорит в своей проповеди Христос? Что человек есть семя Духа (горчичное зерно), вброшенное в наш мир. И понятно, какая стратегия возникает из этих ответов.
Если человек есть животное, тогда что вы его окультуриваете? Зачем его этой культурой портите? Ну пусть животное будет животным, а Шариков остается милой собачкой, а не будет читать газеты и лезть в политику («Отнять и поделить» - вот ведь до чего может додуматься!). Надо не тянуть его ввысь, а пасти его как скотину, различным способом стимулируя. Стимул - это с латыни заостренная палка, которой погоняли животных.  Так давайте эту двуногую скотинку просто стимулировать разными способами - информационными, экономическими и полицейскими. Тыкать  острой палкой в чувствительные места, чтобы эти людишки, эта темная скотинка бегала куда надо, не задавая лишних вопрос. Зачем кого-то просвещать?
А вектор, озвученный в проповеди Христа, говорит о великой работе, что должна быть сделана в мире (Владимир Соловьев сказал перед смертью: "Трудна работа Господня"): надо, чтобы семена вброшенные в мир, - проросли. Но это пашня, как она описана в Евангелии, не такая уж беспроблемная, здесь есть некий «враг человеческий», все время старающийся эти семена погубить. Значит, главная задача самому расти, избавляясь от этого губительного яда, что норовит остановить рост. И при этом помогать расти другим. Почему Макаренко так сражался за казалось бы уже навсегда потерянных для общества беспризорных детей? Потому, что в каждом есть семя духа, которое нужно спасти, как бы не было сильно воздействие сатанинского яда. Есть за что бороться. К этой искре Божией надо пробить путь сквозь все наслоения. В этом смысл борьбы.
Чем отличается человеческое общество от животной стаи или пчелиного улья? Животное совпадает с собой. Родиться тигром - значит быть тигром. С человеком все не так. Человек не совпадает ни с собой, ни с обществом, ни с миром. Всегда остается некий зазор. И родиться человеком - это еще не значит стать человеком. Человек может не состояться как человек. И если между пчелой и ульем не может быть конфликта, ведь улей это и есть пчела, то между обществом и человеком на всем протяжении истории возникают яростные конфликты, взрывающие устоявшийся порядок вещей. И каждый из двух векторов предлагает различные способы разрешение это проблемы. Если человек есть по сути животное, то надо его вернуть в животное состояние и конфликт будет навсегда снят. Не в дикое состояние лесного зверя, а в состояние стойловой скотины. В диком животном есть еще какая то красота. Достоевский в "Записках из мертвого дома" описывает, как каторжане подобрали из жалости раненого орла. И хоть они его кормили, он так и не стал ручным. А, однажды, когда его все таки отпустили на свободу, то покалеченная птица не задумываясь заковыляла на свободу - на встречу верной гибели. Но нас хотят превратить не в это свободное, дикое зверье, а в подобие фермерских баранов и курочек, клюющих зернышки, без всякого оглядки на то - где они находятся и что их ждет. И надо сказать, в этом деле превращения нас в стойловую скотинуы - хозяева скотного двора сильно преуспели.
А вектор Христа направлен на то, что человек настолько раскроется, настолько воспылает духовным светом, что отчуждение внутри общества будет преодолено и человек перестанет быть врагом для человека. Раскроются новые горизонты, начнется новая эра....
Tags: видео, статьи
Subscribe

  • Духовная полиция

    Лишенный сана священник РПЦ Андрей Кураев в эфире НСН прокомментировал смычку силовиков и РПЦ, в частности, указывая на погром Среднеуральского…

  • Свирепость

    «В Волгограде задержан студент Кирилл Ежов, станцевавший в середине февраля на Мамаевом кургане около монумента «Родина-мать»…

  • Клиентоцентричность

    От российского государства остался только гимн, герб и флаг. "Новые Известия" пишут: «Масштабный и долгий конфликт между…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments