blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Неизвестное

"Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку". (Гераклит Эфесский)



Сократ сказал: "Я знаю, что я ничего не знаю". Мне кажется, что это очень смелое заявление... Подозреваю, что даже это мы с полной уверенностью не может утверждать. Можно с тем же основанием сказать "Я не знаю, что я всё знаю". Единственное, что можно сказать - есть Неизвестное. Это можно было бы назвать Великим Неизвестным, но подлинному величию претит всякий пафос, это удел разных клоунов бытия.
Впрочем, даже название Неизвестное - ошибочно. "Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао". Трудно мыслить то, чему нет имени и что находится за рамками всякого понятия. Как мы чаще всего представляем Пустоту? Как пустоту комнаты. Чтобы помыслить пустоту нам необходимо обрамление понятным. В одной энциклопедии мне попалась интересная, кажется, буддистская скульптура, изображающая пустоту: это было подобие рамки зеркала на ножках, но без зеркала. Чтобы помыслить бесконечное, нам требуется включить его в рамку конечного. Неизвестное предстает как фигура в плаще с сокрытым лицом.
[Spoiler (click to open)]Помню, как в детстве меня ставила в тупит бесконечность Вселенной. Я представлял себе кирпич, сброшенный с Земли, который падает, падает и не может остановиться. А если есть преграда, граница? Значит будет бесконечность границы, толщина стены, никогда не кончающаяся? Или она кончается? И вот кирпич вновь летит и никак не может упасть... Образность, понятийность встречаясь с превосходящей ее Неизвестностью, либо пытается свести ее к конечному, либо мечется, как пойманная муха в банке, сходя с ума... При этом Неизвестное не что-то далекое, запредельное. Это все вокруг. Вот поэтому в Дзен предпочитали не объяснять, а указывать на Это...
В "Наутилусе" капитана Немо был девиз : «Mobilis in mobile» - "Подвижный в подвижном". Ну... не знаю. Я бы сказал, что более уместен девиз "Неизвестное в неизвестном".
А что же такое наше знание? Это предложение игры, с которым мы обращаемся к Неизвестному. Мы предлагаем Неизвестному сыграть с нами во что-то, например, в науку и создаем соответствующую игру с определенными правилами. И заманиваем Неизвестное. У игры есть правила и имена. Если Неизвестное заинтересовывается, то игра начинается, и открытия случаются. Можно предложить другую игру - под названием магия. И постараться втянуть Неизвестное в этот вид игры. Если игра заинтересует, то магические формулы и ритуалы заработают. Вы садитесь на берегу Великого океана и забрасываете удочку с наживкой "Научный эксперимент" или, например, "Зевс" и ждете, когда нечто клюнет, и поплавок, нырнув, пустит вокруг себя круги по воде...
Возможна любая игра?
В книге Михаила Елизарова "Земля" есть интересный диалог: "Отдельно Алину зацепила своей мрачной выразительностью аббревиатура “МРОТ”, которую я услышал от Юры (минимальный размер оплаты труда, но в контексте какого-то очередного похоронного указа по кладбищенским услугам – перенос оградки или демонтаж памятника).
Алина долго смаковала этот “МРОТ”:
– Звучит как имя хтонического божества! Вслушайся: Мро-о-от! Почти Морена или Мара. Влёгкую можно запузырить в оккультную блогосферу! И поверили бы как миленькие! – Хихикнула. – Ритуалы слагали, вызывали, заклинали!
– Забавно. Только какой толк поклоняться тому, чего нет? – И тут же поправился: – Я хотел сказать, если вообще ничего такого нет. Сверхъестественного... Какой прок поклоняться богу Мроту?
– Не больший и не меньший, чем Ктулху. Но если начать активно призывать бога Мрота, то рано или поздно Нечто, – она растопырила пальцы, словно удерживала невидимый арбуз, – откликнется на призыв. Правда, неизвестно, что именно – первородный ли хаос, лярва или юнгианский архетип из коллективного бессознательного. Потустороннее – всегда кот в мешке. ...я в каком-то журнале читала, что встречаются гигантские грибницы площадью больше тысячи гектаров. Они очень древние, и миллионы грибов на их пространстве – это, по сути, один и тот же гриб. Вот так и Яхве, Кали, Один – просто разные личины хаотичной, первородной силы, которая по коллективному запросу принимает определённую форму культуры. Вся нечисть выдуманная и невыдуманная, старые боги, бесы, демоны и особенно Карл Густав Юнг – это действительно остатки смыслов. И опасность они представляют, только если с ними начинают заигрывать".
Опасность или возможность? Где возможность, там и опасность. Да и есть ли у нас выбор?
Алистер Кроули пишет в книге "Магия в теории и на практике": "Для того, чтобы вызвать Дьявола, нужно лишь позвать его всем своим желанием. Так сказал Волшебник Юрских Гор, и это универсальная магическая истина, применимая не только к Дьяволу, но и ко всем прочим существам. Ибо полное желание каждого человека в действительности является полным желанием Вселенной.
Однако вызвать демонов не составляет труда, ибо они всегда вызывают нас — и нам достаточно лишь вступить на их уровень и побрататься с ними. Когда им будет нечего делать, они разорвут нас на части. Но это случится не сразу: сперва они дождутся, пока мы полностью разорвем всякую связь со своим Священным Ангелом-Хранителем, и только тогда набросятся на нас — если мы не сбежим от них в последний момент".
Относительно сбежать в последний момент мне вспоминаются строчки из любимого стихотворения Иннокентия Анненского:

Прыгнет тень и в травы ляжет,
Новый будет ужас нажит…
С ней и месяц заодно ж —
Месяц в травах точит нож.
Месяц видит, месяц скажет:
«Убежишь… да не уйдешь»…
И по травам ходит дрожь.

«Убежишь… да не уйдешь»... Убежать невозможно.
Но это же безумие - верить, что маленький, ограниченный субъект может влиять на Неизвестное! Да, если только не понимать, что маленькое, замкнутое Эго - это порождение игры, которую Неизвестное ведет само с собой. Так, что ошибки быть не может, и между волей отдельного субъекта и ответом Неизвестного нет разрыва. Ведь Неизвестное и порождает эту волю... «Ибо полное желание каждого человека в действительности является полным желанием Вселенной».
Ницше сказал: "Если долго вглядываться в бездну, то бездна начнет вглядываться в тебя". На самом деле Бездна постоянно вглядывается в нас. И наивно это представлять, например, чем-то вроде бездны ночного звездного неба (хотя бездна ночного неба безусловно вглядывается в нас). Бездна вглядывается в нас каждый раз, когда мы смотримся в зеркало... И когда в нас является желание сыграть с Неизвестным в игру, то это на самом деле Неизвестное зовет нас сыграть с ним. И зачастую шутка заключается в том, что когда нам кажется, будто мы всеми силами защищаем рациональность и суверенность своего Я, мы на самом деле отвечаем на вызов и включаемся в игру. Ведь мы и есть игра.
А зачем эта игра? Не буду корчить из себя умника, употребляя непонятные термины (да и не знаю я их), а порассуждаю на метафизические темы с наивностью ребенка.
Что интересно, когда есть все? Вообще все и нет страхов. Все наше бытие отравлено страхом. И жадность – это аффект страха, последствие опыта нехватки. Всегда хочется «про запас». В рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни» спасенный человек уже избавился от голода, стал наращивать жирок, но все равно набивал подушку сухарями. Тщеславие - аффект страха непризнания. Мы все время боимся потерять и поэтому нам хочется большего. Но что может желать абсолютная полнота? (Да, да, я понимаю, насколько некорректно слово желание в отношении Абсолютного, но я же предупреждал, что буду рассуждать, как ребенок. Вы же не обидите ребенка?)
Есть у Тютчева известное стихотворение:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Царь Небесный ходит в рабском виде, благословляя смиренную наготу бедных селений и скудной природы! Помните эти истории о королях и султанах, что в простом платье тайно прогуливались по городу, и, видимо, не только для получения информации, но и испытывая какое-то наслаждение от ситуации… игрового самопринижения.
И герой «Подростка» Достоевского, мечтающий разбогатеть, говорить нечто интересное и важное: «Будь только у меня могущество, рассуждал я, мне и не понадобится оно вовсе; уверяю, что сам, по своей воле, займу везде последнее место. Будь я Ротшильд, я бы ходил в стареньком пальто и с зонтиком. Какое мне дело, что меня толкают на улице, что я принужден перебегать вприпрыжку по грязи, чтоб меня не раздавили извозчики. Сознание, что это я сам Ротшильд, даже веселило бы меня в ту минуту. Я знаю, что у меня может быть обед, как ни у кого, и первый в свете повар, с меня довольно, что я это знаю. Я съем кусок хлеба и ветчины и буду сыт моим сознанием». Подлинное могущество наслаждается этим нисхождением в убогость и бедность. Безграничному интересно сыграть в то, чего у него нет – в ограниченность, бессмертному – в смертность, всемудрому - в глупость. Поэтому вечное вполне забавно сыграть в дурака, в старую безумную бабушку или вздорную девицу. Даже черту это забавно, если судить по «Братьям Карамазовым», где бес признается: «Ты вечно сердишься, тебе бы все только ума, а я опять-таки повторю тебе, что я отдал бы всю эту надзвездную жизнь, все чины и почести за то только, чтобы воплотиться в душу семипудовой купчихи и Богу свечки ставить». Разумеется не на веки вечные, а на время… на время… Вечность играет в временность.
И наше я рождается как результат игрового очарования. Уэйн Ликерман (Рам Цзы) пишет в книге "Просветление – не то, что ты думаешь": "Когда я говорю о ложном чувстве авторства, я не думаю о нём как о низшем состоянии в противоположность высшему, называемому Просветлением. В моём определении ложное чувство авторства фактически не делает ничего. Его единственная функция – присваивать себе функционирование Вселенной, происходящее через определённый организм, как «моё» деяние. Рамеш придумал выражение «божественный гипноз», чтобы описать это ложное чувство, что «я» — автор всего. Это чувство часто присутствует, даже если интеллект полностью понимает, что никак не может быть автором. Вот почему термин «божественный гипноз» так изящен. Если всё божественно, если всё – Одно, тогда даже присутствие ложного чувства авторства должно быть его частью. Это не самогипноз, «я» не может создать его. Оно может только утверждать, что создало его, но это также ложное притязание. Это ложное притязание личного авторства".
Помните слова молитвы? "И не введи меня в искушение..." Искуситель - Бог. Но надо помнить, что надувательство - это тоже часть забавной игры... У вас не бывает ощущения, когда сбывается желание, что словно случается какое-то надувательство? До того, как конфетка была съедена, когда ей еще только махали перед носом – она казалась намного-намного слаще. А потом – чпок! – и пузырик лопается…
Но с игрой одна проблема - она надоедает. Поэтому игры кончаются и боги умирают. Есть игры большие и маленькие. Отдельный человек - эта малая, короткая, игра, а Вселенная - большая. Когда кукла надоедает - ребенок отрывает ей голову. И каждому из нас по окончанию определенного срока отрывают голову, чтобы выбросить в помойное ведро. Великая тайна в том, что Великий Разрушитель - это и есть наше подлинное Я, рассеивающее туман сна. О! На эту тему есть старый, бородатый анекдот, но который настолько в тему, что его нельзя не повторить: «Скачет ковбой по прерии. Скачет себе, как вдруг замечает, что за ним гонится целое племя индейцев. Естественно, он "дает газу", пытаясь от них оторваться, а сам думает - "Ну все, мне конец!". Тут раздается внутренний голос: "Наклони голову влево!". Ковбой недолго думая наклоняет. И тут у него над правым ухом просвистела стрела. "Ничего себе!",- подумал ковбой и поскакал ещё быстрее, про себя думая - "Мне конец!". И тут опять раздается внутренний голос - "Наклони голову вправо!", - и в тот же миг над левым ухом пролетело копьё. Ковбой скачет дальше, а индейцы все ближе. И он думает: "Мне точно конец!". А внутренний голос говорит: "Нет, ещё не конец! Наклони голову вперёд!". Ковбой наклоняет - и прямо над макушкой пролетает томагавк. Скакал бы ковбой и дальше так, да только перед ним возник обрыв. Стал перед ним ковбой и думает: "Ну теперь-то мне точно конец!". А внутренний голос - "Нет, и теперь ещё не конец!". И продолжает: "Слезь с коня и подойти к вождю!". Ковбой слазит и подходит к вождю. Внутренний голос говорит: "Плюнь вождю в лицо!". Ковбой плюёт. Внутренний голос: "Вот ТЕПЕРЬ тебе конец!"
А еще есть у БГ песенка "Три сестры":

А в саду благодать, пахнет медом и сиренью.
Навсегда, навсегда, навсегда - я шепчу - приди, приди.
Кто зажег в тебе свет - обернется твоей тенью
И в ночной тишине вырвет сердце из груди

Три сестры, три сестры черно-бело-рыжей масти,
В том далеком краю, где не ходят поезда.
Три сестры, три сестры разорвут тебя на части:
Сердце вверх, ноги вниз, остальное что куда...

Нас в любом случае разрывают на части - были мы мистическими хулиганами или благопристойными гражданами.
Легкость игры в том, что она прекращается. Дети бросают свои построенные замки в песочнице и бегут обедать. Если бы игра стала бы бесконечной, то она перестала быть игрой. Вот почему мир - театр явлений и исчезновений, рождений и разрушений.

Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

И самое главное: надеюсь, читатели понимают, что этот текст носит чисто игровой характер? Жаль, что вы не видите – как хитро я вам подмигиваю…
Tags: статьи
Subscribe

  • Причины роста смертности

    Давай внимательно посмотрим на факторы роста смертности Я не успеваю отвечать на комментарии к своим статьям. На бегу на смартфоне…

  • Метод ассоциаций

    Читаю, сообщение с сайта «Медвестник» от 08.02.2021 г.: «С коронавирусной инфекцией в прошлом году было связано 162,4 тыс.…

  • О смерти В. И. Филина

    Черные крылья смерти над нашей Родиной. Скоропостижно, якобы, от инфаркта скончался Владимир Иванович Филин. Довольно остро выступавший…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment