blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Флейты Азатота

Последний переход человечества



Из детства в моей памяти сохранились два страшных сна. Первый, самый ранний, мне приснился, когда я, кажется, болел. Он был практически бессюжетен: что-то вроде отвалившихся кусков штукатурки повисают в воздухе рядом со стеной и это сопровождалось таким бездонным ужасом, что я, проснувшись, долго приходил в себе.
Другой сон был о преследовании. За мной по комнатам бабушкиной квартиры ходил человек. Он не то, чтобы мне пытался причинить какой-то вред или как-то угрожал. Проблема была в том, что у этого человека вместо головы был работающий вентилятор. Лопасти быстро вращались, образуя прозрачный диск. От существа веяло чем-то глубоко нечеловеческим и я метался, пока не заперся в туалете. Но дверь в бабушкином туалете не доходила до пола, и я с ужасом ожидал, что существо в эту щель заглянет…
Уже намного позднее, будучи взрослым, размышляя об этом сне, подумал, что по гороскопу мне соответствует стихия воздуха и машинка, производящая ветерок, выглядит вполне символичной. А, кроме того, неустанно работающий ум подобен моторчику, вращающему лопасти мыслей, и, может быть, сон знаменовал тот этап роста, когда мое Эго настигало меня...
[Spoiler (click to open)]Другой этап взросления наступил, наверное, в классе пятом. Я утром собирался в школу, выдавливал на щетку зубную пасту, и вдруг меня поразила мысль, представшая в виде яркой картинки. У нас тогда был магазин под названием "Джем-повидло". И вот мне представилась залитая солнечным светом асфальтовая площадка перед этим магазином и я понял, что когда-то этот магазин и эта площадка будет, а меня не будет. И это образовывало какой-то разрыв в мире, который неизвестно чем можно было соединить...
А до этого смерть была странным, непонятным фактом.
Из этих ранних воспоминаний осталось, как я прохожу через небольшой сталинской застройки дворик, и вижу, как у одного подъезда стоит на табуретках гроб, а в ней высохшая старушка цвета тополиной осенней листвы...
Одно из имен сатаны - Вельзевул (Баал-Зебуб), повелитель мух. А муха всегда, даже в детстве была своеобразным маркером смерти - если она спокойно ползает, например, по лежащей у обочины дороги кошечке, то кошка не просто отдыхает, а спит вечным сном...
Еще одно из детских впечатлений: было какое-то любопытство к возникавшему человеческому собранию около подъезда, почему-то туда тянуло, видно было желание разобраться. Помню, как протиснувшись так, увидел старушку возле гроба со старичком. Запомнилось, что у старичка сложенные на груди руки были перевязаны веревочкой. Старушка то и дело отгоняла муху, норовившую сесть на лоб покойного...
У Михаила Елизарова в "Земле" дается примерно такое описание умершей: полное отсутствие, словно бы на лице кто-то вывесил табличку "Ушла и больше не вернусь".
От всего это на мир и на душу ложилась тень, появлялась особая тоскливость...
У Сергея Рахманинова есть Симфоническая поэма на стихи Эдгара По "Колокола". Если кто-то не слышал, рекомендую послушать.



И когда я читаю стихотворение По, то в голове возникает рахманиновская мелодия:

Похоронный слышен звон,
Долгий звон!
Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон.
Звук железный возвещает о печали похорон!
И невольно мы дрожим,
От забав своих спешим
И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Неизменно-монотонный,
Этот возглас отдаленный,
Похоронный тяжкий звон,
Точно стон,
Скорбный, гневный,
И плачевный,
Вырастает в долгий гул,
Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул.
В колокольных кельях ржавых,
Он для правых и неправых
Грозно вторит об одном:
Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном.
Факел траурный горит,
С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит,
Кто-то черный там стоит,
И хохочет, и гремит,
И гудит, гудит, гудит,
К колокольне припадает,
Гулкий колокол качает,
Гулкий колокол рыдает,
Стонет в воздухе немом
И протяжно возвещает о покое гробовом.

И есть совершенно жуткое стихотворение Анненского "Чёрная весна":

Под гулы меди — гробовой
Творился перенос,
И, жутко задран, восковой
Глядел из гроба нос.

Дыханья, что ли, он хотел
Туда, в пустую грудь?..
Последний снег был темно-бел,
И тяжек рыхлый путь,

И только изморозь, мутна,
На тление лилась,
Да тупо черная весна
Глядела в студень глаз —

С облезлых крыш, из бурых ям,
С позеленевших лиц.
А там, по мертвенным полям,
С разбухших крыльев птиц…

О люди! Тяжек жизни след
По рытвинам путей,
Но ничего печальней нет,
Как встреча двух смертей.

Что-то утрированное, почти карикатурно - жуткий нос, торчащий из гроба, словно пытающийся вздохнуть и замерший в мучительном спазме. Кошмарный студень глаз, весна, представленная, как смерть, жизнь, как рытвины... Это полная безнадежность, в которой нет ничего, кроме разложения, и, кажется, что сами небеса полны гнили, и падающая влага, мутная изморозь – это гниль небес…
И гулы меди... Я помню эти гулы меди.
В советские времена часто хоронили под оркестр. В этом похоронном оркестре был большой барабан и духовые. И именно тяжкими ударам этого барабана, доносившимся издалека, проникавшими сквозь стекла окон, - бум… бум… бум… - проникала эта особая мертвящая аура. А потом слышались эти ужасные «гулы меди»… Я понятия не имею, что за мелодию они пытались исполнять. Но в своей сути это было гениально. Это не была музыка изображавшая распад. Это было прорывом распада в виде подобия музыки. Вызывавшую особую, специфическую доходящую до жути тоску. Будто на душу началась литься мутная изморозь…
Мне одно время долго снились сны с этими похоронными церемониями и гулами хаотичной, безнадежной меди…
Годы спустя вдруг до меня дошло – что это такое. В мрачном пантеоне богов Говарда Лавкрафта есть подходящие образы: «Азатот - верховный бог в пантеоне. Самый частый эпитет применяемый к нему, это «безумный бог». Это слепой бог, который вечно играет на своей флейте весьма медленную мелодию. У него нет формы, это сгусток хаоса. …тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп… Есть те, кто поклоняется Азатоту, но он к ним глух. Его интересует только его флейта. Мелодия флейты медленная, а сам бог находиться в постоянной печали».
И сейчас кажется, что мир проникает не «гармония сфер», а жуткая флейта Азатота под удары барабана. И совершается последний перенос павшего человечества… Последним сюжетом становится угасание, умирание в различных формах.
В России уже не осталось смысла, кроме бессмыслицы распада.
И все ближе этот характерный – бум… бум… бум… под гулы меди.

 
Tags: статьи
Subscribe

  • Наплевать!

    Какие процессы идут в общественном сознании 1 марта 2021 г.: «Кремль не согласен с выводами издания Bloomberg, которое отнесло Россию к…

  • Ликвидком

    К 90-летию Горбачева. Вчера под вечер, уставший, стал просматривать соцсети, и вижу – что-то Мишку Меченного поминают. Думаю:…

  • Невинный

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments