blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Странные песни



В огромном море тошнотворной попсы иногда встречается… что-то странное. Такие особенные песенки… словно бы чем-то помеченные, как будто на них пала какая-то тень. Как «Отель Калифорния» у «Eagles», выделяющаяся в их репертуаре и формой и содержанием. Может быть, такие песни кто-то дарит? Но это уже чистой воды домыслы… Но я не хочу о зарубежном, а о том, что вырастает на нашей поляне.
Мой друг, такой же конспиролог, как и я, любил отслеживать такие особые песни. Он мне однажды поставил песню группы «Секрет» «Ничего не бойся». На слух песенка милая, с неплохой мелодией. Несколько тревожной. А слова сразу и на слух не разобрать, кроме припева. А они интересные:

[Spoiler (click to open)]

На пороге черно-белом между "нет" и "да"
Не видна звезда и темна вода.
А ответа нет и нет, а впереди уже рассвет,
И не вернуться, не обернуться,
Ты шепнешь: "Постой..."

Ничего не бойся, я с тобой.
С утренней звездой ты окно открой.
Ничего не бойся, я с тобой.
Сердце успокой, я всегда с тобой.

Вновь уронит каплю солнца неба синий круг,
И исчезнет вдруг месяц, старый друг.
Утро в дом едва-едва, и это больше, чем слова.
Ночь обещаний, утро прощаний,
Ты шепнешь: "Постой..."

А о чем это все? Итак, ночью герой стоит на пороге чего-то, перед каким-то темными водами, перед решающим выбором. Он кого-то вопрошает? Вызывает? Но ответа нет, а уже рассвет близок. Впрочем, это была ночь каких-то обещаний. Но роковой шаг уже сделан и не вернуться, и не обернуться. Но самое главное – кто ему шепчет? Чей это голос? Этот голос успокаивает. Так успокаивают, когда человек сильно напуган. Сердце требуется успокоить, так, как оно, наверное, учащенно бьется и норовит выскочить из груди. Зачем надо открывать окно с утренней звездой? Чтобы впустить кого-то? А сама утренняя звезда - какой символизм носит в христианской традиции? «Люцифер в римской мифологии — персонификация утренней звезды — планеты Венеры. С позднего Средневековья в христианстве — синоним падшего ангела, отождествляемого с сатаной и дьяволом».
Слова песни вроде бы как написал Николай Фоменко, и, возможно, вкладывал совсем другой смысл, а мне, как конспирологу, просто что-то привиделось. Но «месяц, старый друг» - мне как-то напомнило о строчке из стихотворения одного русского поэта, которую я приведу чуть ниже…
Я не поклонник Аллы Пугачевой, она меня раздражала еще в свои лучшие годы, в советские времена. Но у нее есть несомненно удачная песня, которую она исполнила очень хорошо, без котово-мартовских подвываний. Это «Позови меня с собой»…

Песня печальная, вроде бы как о расставании. Но звучит в ней что-то еще… тревожное. Например, в припеве:

Позови меня с собой,
Я приду сквозь злые ночи,
Я отправлюсь за тобой,
Что бы путь мне не пророчил,
Я приду туда, где ты
Нарисуешь в небе солнце,
Где разбитые мечты
Обретают снова силу высоты.

Почему некий он нарисует в небе солнце? Потому, что там, где он обитает, нет настоящего солнце? И что это за край, где «Где разбитые мечты обретают снова силу высоты»? У Гребенщикова есть страшненькая песня «Три сестры» где говорится: «В том далеком краю, где не ходят поезда».
Но самый интересный куплет в этой песне Пугачевой этот:

Каждый раз, как только спускается ночь
На спящий город,
Я бегу из дома бессонного прочь
В тоску и холод,
Я ищу среди снов безликих тебя,
Но в двери нового дня,
Я вновь иду без тебя.

Этот он есть что такое? Нечто призрачное? Может быть, не случайно судьба автора этих стихов Татьяны Снежиной была так трагична? Она погибла в страшной автокатастрофе в 23 года. Этот некто все-таки позвал ее?
У поэта Николая Гумилева есть стихи, которые называются «Влюбленная в дьявола».

Что за бледный и красивый рыцарь
Проскакал на вороном коне,
И какая сказочная птица
Кружилась над ним в вышине?

И какой печальный взгляд он бросил
На мое цветное окно,
И зачем мне сделался несносен
Мир родной и знакомый давно?

И зачем мой старший брат в испуге
При дрожащем мерцаньи свечи
Вынимал из погребов кольчуги
И натачивал копья и мечи?

И зачем сегодня в капелле
Все сходились, читали псалмы,
И монахи угрюмые пели
Заклинанья против мрака и тьмы?

И спускался сумрачный астролог
С заклинательной башни в дом,
И зачем был так странно долог
Его спор с моим старым отцом?

Я не знаю, ничего не знаю,
Я еще так молода,
Но я все же плачу, и рыдаю,
И мечтаю всегда.

Если бы не однозначный заголовок, то можно было бы подумать, что это стихи про обычную любовь. Но они не про обычную. Мы не всегда верно понимаем демоническое, зачастую сводим все к очень плоским, примитивным формам. А оно, это странное и темное, вполне может принимать формы смутной влюбленности, неясной тоски и стремления куда-то… Николай Гумилев с этой темой играл вполне откровенно. Есть у него стихотворение, начинающееся со строчки «Мой старый друг, мой верный Дьявол». Такие вот друзья и, видимо, вдохновители были у этого поэта…
Есть и более откровенные песни, как, например, у  «Наутилуса Помпилиуса» - «Князь Тишины»:

По лунному свету блуждаю, посвистывая,
Но только оглядываться мы не должны.
Идет, идет, идет вслед за мной
Вышиной в десять сажень добрейший князь -
Князь Тишины.
Добрейший князь - Князь Тишины.

Припев:
Мой князь - Князь Тишины…

И горе мне, если впал я в безмолвие
Или уставился на лик луны.
Стон, треск - растоптал,
Стон, треск - растоптал бы меня,
Растоптал моментально, добрейший князь -
Князь Тишины.

Знакомый мотив – про то, что нельзя оглядываться? И конечно же про старого друга – Луну.  У этой песени своя история, она написана на стихи венгерского поэта Эндре Ади, а уж у того свои были подтексты…
Есть еще одна своеобразная песенка – «Ковер-Вертолет» «Агаты Кристи». Она написана в бодром ритме работы вертолетного двигателя и голос солиста такой… странно веселый. Когда я случайно услышал ее в магазина, то меня именно музыкальный ритм ее зацепил. А уж потом стал разбираться со смыслом. И сначала даже не вполне понятно - о чем идет речь…

Мама, это небыль, мама, это небыль,
Мама, это не со мной!
Неужели небо, неужели небо
Задеваю головой?

Куда это и на чем он летит? А второй куплет уже кое-что проясняет, и от жути начинают мурашки по спине бежать – и именно из-за контраста этой веселой задорности и содержания:

Мама, это правда, мама, это правда,
Мама, я опять живой!
Ты уже не плачешь, ты уже не плачешь,
Мама, полетим со мной!

На ковре-вертолете мимо радуги
Мы летим, а вы ползете, чудаки вы, чудаки!
На ковре-вертолете ветер бьет в глаза,
Нам хотя бы на излете заглянуть за...

И тут я должен сделать отступление. Чтобы кое-то объяснить. Как правило, обыватель думает, что хорошее произведение искусства, хорошая картина – эта та, которая тщательно что-то, подробно изображает, как «настоящее», как фотография. На самом деле такое искусство – очень холодное, оно не пускает в себе. Хорошее произведение не говорит всего, оно всего лишь намекает, позволяя зрителю или слушателю самому достроить пространство произведения, сделать соучастником. Надо намекнуть и разбудить воображение, и тогда не просто увидишь нарисованное озеро, а вдруг начнешь жить в этом мире и почувствуешь его запах. Китайская живопись делится на гунби (тщательная кисть) и се-и (свободная кисть). Се-и считается живописью поэтов и философов. Се-и это и есть живопись намека. Одним мазком создается опора для пробуждения фантазии зрителя…
Так вот… Лаконичные строки песенки «Агаты Кристи» воссоздают образ чего-то страшного. Вдруг понимаешь, что это за «ковер-самолет», стремительно уносящий душу мертвого за горизонт жизни.
Но у «Агаты Кристы» чуть ли не каждая песня – своеобразный манифест:

С неба падшая душа -
Чудо в перьях, задом вниз
А здесь зима, а здесь тюрьма,
А что не так - сама держись.

Или вот еще, где есть и тема Луны и Звезды:

Нас родила непонятная звезда.
В нас оставил след, холодный свет.
Ночь и Луна, потаенная война.
Запрещенная мечта.
Наша красота, подлая судьба
Нас еще погубит навсегда.
Это не беда, не твоя вина,
Ты веди нас за собой, Позорная звезда.

Сайт «Дождь» пишет: «Владислав Сурков известен не только как теперь уже бывший серый кардинал российской политики. Он создал себе репутацию интеллектуала и философа, по крайней мере, этот образ активно поддерживали его сторонники. Известно, что Сурков сотрудничал с группой «Агата Кристи». Вместе с солистом этого коллектива Вадимом Самойловым в 2003 году он записал альбом «Полуострова». В роли продюсера проекта якобы выступил бывший глава Комитета Госдумы по информационной политике Константин Ветров из ЛДПР. Сурков написал почти все тексты для этого диска, впрочем, запись была издана ограниченным тиражом, фактически, это был проект, рассчитанный на друзей и знакомых Суркова. Позже аудиотреки попали в интернет, в частности, с ними можно ознакомиться на сайте «Сурков.Инфо», посвященный биографии и творчеству чиновника. Там же опубликованы и тексты песен, вот, например, цитата из трека «Будем как все»:

Наш хозяин — Денница, мы узнаем его стиль.
К Рождеству вместо снега он посылает нам пыль.
Мы плетемся в обозе его бесконечной орды.
Я буду, как ты,
ты будешь, как он,
мы будем, как все».

Возможно, подобные песенки очень многое могут рассказать про наше время, про дух эпохи…
Подлинный творец не может ничего создать без вдохновения. Но источники его могут быть различными. И в монашестве большее значение имеет искусство различения духов. А в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна дьявол говорит, что бывали эпохи, когда вдохновение давалось свыше, а теперь только от него. Эпоха ночи мира, когда солнце сокрылось, а на небе осталась бледная Луна.

Tags: статьи
Subscribe

  • Они заботятся о нас

    Аттракцион неслыханной щедрости во имя нашего спасения. Недавно… о, есть такое классное русское слово – надысь! Так вот: надысь…

  • Россия в гробу

    Праздник, я кушаю куличек с чайком и думаю, а мысли не праздничные, хотя погодка за окном чудесная. Есть советский фильм по мотивам одноимённой…

  • Пункт назначения

    Мне в свое очень понравился фильм «Пункт назначения» - первый. Произвел сильное впечатление. Это потом стало превращаться в сериал, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments