blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Не спасения в одиночку



«Каждый побрел в свою сторону
И никто не спасет тебя».

       (Исайя)


Не могу сказать, что мне нравится поэзия Зинаиды Гиппиус. Листая ее сборник я находил стихотворения интересные и не очень. Но вдруг нашел одно, поразившее меня, даже не столько поэтической формой, сколько своим смыслом. Оно называется "Ограда".

В пути мои погасли очи.
Давно иду, давно молчу.
Вот, на заре последней ночи
Я в дверь последнюю стучу.
Но там, за стрельчатой оградой
Молчанье, мрак и тишина.
Мне достучаться надо, надо,
Мне надо отдыха и сна...
Ужель за подвиг нет награды?
Я чашу пил мою до дна...
Но там, за стрелами ограды
Молчанье, мрак и тишина.

[Spoiler (click to open)]Стучу, кричу: нас было трое,
И вот я ныне одинок.
Те двое выбрали иное,
Я их молил, но что я мог?
О, если б и они желали,
Как я любили... мы теперь
Все трое вместе бы стучали
Последней ночью в эту дверь.
Какою было бы отрадой
Их умолить... но все враги.
И вновь стучу. И за оградой
Вот чьи-то тихие шаги.
Но между ним и мной ограда.
Я слышу только шелест крыл
И голос, лёгкий, как прохлада.
Он говорит: «А ты любил?
Вас было трое. Трёх мы знаем,
Троим вам быть здесь суждено.
Мы эти двери открываем
Лишь тем, кто вместе и одно.
Ты шёл за вечною усладой,
Пришёл один, спасал себя...
Но будет вечно за оградой,
Кто к ней приходит не любя».
И не открылись двери сада;
Ни оправданья, ни венца;
Темна высокая ограда...
Мне достучаться надо, надо,
Молюсь, стучу, зову Отца
Но нет любви, темна ограда,
Но нет любви, и нет Конца.


Мы живём в эпоху распада. Мы как камни разрушенного собора: каждый валяется по отдельности, и свою отделенность почитает за благополучие. И даже духовность наша пронизана этим духом отделенности. Тот, кто ещё спасается, уже этот факт считает за великий подвиг и спасается в одиночку, словно бы выгребая на своей персональной лодочке от обреченного "Титаника", уходящего в темную пучину. И даже не задумываясь о том, что спасения в одиночестве, быть может, есть всего лишь форма утончённого эгоизма.
«Махабхарата» — это индийский эпос о героях и богах. Один из ее героев — старший из братьев-Пандавов, сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду, царь Индрапрастхи и, позднее, Хастинапура – Юдхиштхира.
Когда пришло время для великого исхода Пандавов, то облачившись в одежды отшельников, пятеро братьев вместе с Драупади покинули навсегда Хастинапур. Они дошли до гор Хималая, за ними открылась обширная пустыня, а за пустыней - гора богов Меру, упирающаяся вершиной в небосвод. Миновав пустыню, они стали подниматься в гору тропой, ведущей на небо. Вскоре, не вынеся тягот пути, упала Драупади, и дух ее отлетел. Потом упал мертвым Сахадева, потом настал черед Накулы, следующим пал Арджуна, а после него - Бхимасена. Только Юдхиштхире, царю справедливости, удалось взойти на вершину, где его встретил Индра, чтобы доставить на своей колеснице в рай.
Юдхиштхира ступил было на колесницу, но Индра сказал оставить его спутника пса, создания, которому вход на небеса не был позволен. Юдхиштхира не пожелал оставлять в одиночестве существо, однажды взятое под его опеку. Индра спроисил: «Ты можешь оставить братьев позади без кремации… И ты отказываешься покинуть бродячего пса!» Юдхиштхира ответил: «Драупади и братья покинули меня, не я их» и отказался пойти далее без собаки. В этот момент пёс превратился в бога Дхармы, испытывавшего Юдхиштхиру в образе животного. Старший из Пандавов с честью выдержал последнее испытание.
По прибытии в рай он не нашёл ни одного из своих братьев или жены Драупади. Полубоги объяснили ему, что его братья в аду за свои грехи. Юдхиштхира отправился в ад, чтобы увидеть своих братьев. Там его ужаснули стоны и реки крови, пролившиеся в битвах, но овладев собой он услышал голоса любимых братьев и жены. Они звали его и просили разделить с ними страдания. Юдхиштхира рассудил, что лучше остаться в аду. В этот момент все преобразилось, оказавшись иллюзией и ещё одним испытанием сына Дхармы.
Готовы ли мы, ценой своего спасения, принять ад ради любви? И можно ли спастись, если жажда спасения больше любви.
Помните притчу о луковке, рассказанную в «Братьях Карамазовых»?
Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели.  Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.
И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.
Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись.
И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.
А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“.
Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день.
А ангел заплакал и отошел.
Так и нас наверное покинул ангел-хранитель из-за того, что остыла в нас любовь…

И каждый прочь побрел, вздыхая,
К твоим призывам глух и нем,
И ты лежишь в крови, нагая,
Изранена, изнемогая,
И не защищена никем.


(М. Волошин, «Родина)
Tags: статьи
Subscribe

  • Безумие

    Я ни капли не профессионал ни в области медицины, ни в области вирусологии, мало что в этом понимаю. Но кто-нибудь мне объяснит, что случилось с…

  • Зависимый фашизм

    Что у нас такое устанавливается? Нам уже в лицо заявляют, что нас хотят убивать. Нас хотят расстреливать, конечно же - ради нашего спасения.…

  • В целях безопасности

    Похуже танков Гудериана Как вы знаете, в Казани запустили обкатывание системы с кукареку-кодами на общественном транспорте. В первый же день…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments