blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Утрата смыслов и цели

Доклад Андрея Баумейстера «Сумерки идолов или утрата смыслов и целей».

Мне на Ютубе попался небольшой доклад Андрея Баумейстера (28 минут с небольшим) под названием «Сумерки идолов или утрата смыслов и целей».


Проще всего было бы поделиться ссылкой, но я знаю, что видео смотрят неохотно, поэтому решил сделать некое приглашение к прослушиванию, коснуться главных тем и добавить несколько своих комментариев.
Сначала небольшая информация о выступавшем: Андрей Олегович Баумейстер  проживает в г. Киеве, он доктор философских наук. Специалист по античной и средневековой философии, онтологии, метафизике, философии права и философской текстологии.
В своем докладе Андрей Олегович говорит о том, что для него главнейшей современной проблемой является утрата смыслов и цели. Фукуяма заявил о конце истории, и Баумейстер с этим полностью согласен: по его мнению история заканчивает своё развитие именно потому, что иссякают большие идеи, заканчиваются великие сюжеты. Течение времени превращается просто в ход сменяющих дней, событий и лет. Истории как развития какого-то сюжета больше нет. Баумейстер сравнивает нашу ситуацию с последней, четвертой частью оперы Вагнера «Гибель богов».
[Spoiler (click to open)]
После уничтожения СССР и социалистической мировой системы казалось наступило время полного торжества Запада, либерального порядка, однако сейчас наблюдается крах первой волны глобализма. Баумейстер говорит: «Уже несколько лет назад вышла книга Киссинджера, где красной нитью проходит идея о том, что привычный мировой порядок исчезает у нас на глазах. Мы не знаем каким будет следующий шаг, мы только наблюдаем поднимающиеся силы, которые начинают соревноваться с Западом. Наше поколение переживает потерю Западом гегемонии, Запад утрачивает бразды правления, утрачивает механизмы влияния».
Этот крах глобализации напрямую связан с разочарованием в либеральной модели свободного рынка и рыночного мышления. Возникли большие сомнения в том, что либеральный порядок является справедливым, способствует развитию, движению вперед. В докладе приводятся такие данные: вице-президент консультативного комитета совета по правам человека ООН Жан Циглер говорит, что цена глобального экономического порядка -- это 60 миллионов жертв ежегодно! При этом 800 млн человек страдает от хронического недоедания и 30 млн человек умирает от голода. Баумейстер восклицает: «Это несколько холокостов!» Более 1 млрд человек живут на грани бедности и около 6 млн ежегодно умирает вследствие изменения климата.
Либеральный порядок сейчас очень часто называют «революцией богатых против бедных».  Говорят об увеличивающемся разрыве между богатыми и бедными, пропасть между ними растет. 1% людей планет обладает более 50% мирового богатства.
Многие аналитики на Западе подвергают сомнению либеральные мантры о невидимой руке рынка, о том, что рынок все знает, все видит, что рынок может выстраивать нужную стратегию. Разворачивается дискуссия о границах рынка, о том, что нельзя монетизировать те ценности, что нельзя купить за деньги: «Свободный рынок - это прекрасно, экономика - это очень хорошо, но мы не должны от рыночной экономики переходить к рыночному мышлению, рыночное мышление в масштабах человечества, в масштабах политики, культуры, личных отношений угрожает нашему будущему».
Под вопросом и демократические ценности. Баумейстер говорит: «В 20 веке массовая демократия стала источником власти… Но сегодня все труднее контролировать большинство из каких-то центров: новые технологии, новые центры влияния делают эту игру по манипулированию азартной и опасной».
Особую роль в этом играют социальные сети, которые, по словам Баумейстера, будут ограничивать – развернулась целая дискуссия на эту тему: «Контроль над сетями, контроль над средствами информации - это неизбежные следующий шаг, но как это сделать, сохранив открытую систему с базовыми свободами, которые провозглашает либерально мир, - это большой вопрос».
Одновременно идет дискуссия о том, что имеет большие преимущества – демократия или автократия? Автократия даже на Западе начинает казаться более эффективной для быстрого решения проблем. Да и грань между демократией и автократией стирается. С начала ХХ века ведется спор: демократия - величайшая иллюзия или реальность? И есть традиция, которая считает, что демократия - это иллюзия и главная задача элиты - это создание каналов воздействия,  иллюзии демократии. Править должны небольшие элиты через СМИ, через элитарные клубы, но элита должна действовать на большинство таким образом, чтобы его неявно контролировать, и при этом в политике используется метафора «невидимого управления» подобно тому, как в экономике  говорится о «невидимой руке рынка». Такая власть действует через лидеров мнений, через определенные каналы влияния. Баумейстер приводит высказывание неолиберального политического философа: нужно сбрасывать на граждан поток информации, чтобы у них возникла иллюзия информированности. Но все эти игры в автократию и манипулятивную демократию небезопасны, т.к. сохраняется угроза потеря контроля и восстания масс.
Баумейстер говорит: «Мы сегодня в зоне незнания. Все наши футурологические выкладки, все попытки говорить о будущем - это некое моделирования за завесой неведения. Мы попали в фазу когда старый измы умерли или умирают на наших глазах, а новых измов не открыли, то есть наш старый словарь не работает, а новый словарь мы не получили, он еще не выработан. И очень часто многое из того, что вокруг нас происходит, мы даже не знаем как назвать».
В заключительной части Баумейстер касается украинской идентичности, а мне хочется сказать пару слов о России. Наш российский кризис разворачивается внутри этого большого, мирового кризиса. И состояние некой нарастающей пустоты, отсутствия смыслового содержания напрямую связано с тем, что происходит в мире. После ликвидации СССР и капитуляции в холодной войне, главным содержанием российской политики была интеграция в мировую либеральную систему – все подстраивалось под эту задачу, характер внутренних реформ диктовался именно этим. Вся риторика представителей власти подчинялась этому смыслу. Но с мировой либеральной системой что-то произошло. К тому же с Западом возник конфликт и весь сюжет с интеграцией зашел в тупик. Стало непонятно куда интегрироваться, да и как? Надо было искать новую сюжетную линию, но она так и не была найдена. Все повисло в пустоте. Используется одновременно и риторика конфликта, и риторика интеграции, чем создается абсолютно шизофренический фон. Гибель богов, о которой говорит Баумейстер, приняла в России какие-то гипертрофированные черты. Серьезной дискуссии на государственном уровне не ведется, многое просто табуировано, возможно лишь повторять дозволенные мантры. И мы движемся в зоне незнания к тому, что скрывается за завесой неведения…
Tags: видео, статьи
Subscribe

  • Слушая лекцию о Бердяеве...

    ...тот, кто упрегает философию Бердяева в бесвязанности, в осутствии стройности, как мне кажется, не вполне ее понимают. В ней и не могло быть…

  • Женщины

    Мне интересны женщины. Это как инопланетяне, которые живут рядом...

  • Оставлять пространство...

    Принцип японской живописи суми-э (влияние дзен): чаще намекать, чем декларировать. Оставлять пространство, которое должно заполнять воображение...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments