Разговор о мире, аде и вечном возвращении.

- Я иногда думаю... мне в голову приходят очень смешные мысли... когда бывает горько, то, знаешь ли, порой приходят очень смешные мысли, и иногда смеешься, когда совсем горько становится...
- Я иногда думаю... мне в голову приходят очень смешные мысли... когда бывает горько, то, знаешь ли, порой приходят очень смешные мысли, и иногда смеешься, когда совсем горько становится...
Так вот, я иногда так думаю: а что, если все очень презабавнейшим образом устроено? Так, что если разобраться, то очень от этого смеяться будешь. И что если тюрьму организовать так, что не будешь стараться покинуть ее, а наоборт - главным страхом будет возможность ее потерять? Представляшь? Сидит заключенный в тюрьме и жмется в угол в ужасе, что кто-то придет и выкинет его оттуда. И этот страх - главный тюремщик и самый надежный засов... Если такого заключенного попробуют потащить из темницы, он будет дико орать, глаза у него полезут из орбиты, и ломая ногти он смертельной хваткой вцепится в стены и пол...
- Ты говоришь о чем? О системе? О социуме?
- Это все чушь, это все вторично, тени на стене. Главный гвоздь забит в самую, быть может, сердцевину, чтобы никто и никогда не увидел и не догадался.
[Spoiler (click to open)]Вот кажется в дзен есть такое понятие - "сомнение"... Но только пожалуй там что-то другое, и я неверно его толкую... Но вот так ходишь, смотришь на привычный мир и вдруг появляется от это привычной картины... какое-то сомнение... подозрение... Есть во всем этом что-то такое нарочитое... даже слово подобрать не могу... И словно что-то мелькает стремительное, какая-то догадка, что не можешь схватить. Как во снах иногда посещает догадка, что находишься во сне. И вот будто пытаешься проснуться и не можешь... И ощущаешь себя в каком-то пограничном состоянии, очень мучительном... У Эдгара По есть рассказ, где загипнотизировали умирающего, и вот он в гипнозе умер и остался таким пограничным живым мертвецом, что ни жив, ни мертв... Это ощущение пограничности настолько мучительно, что его невозможно долго выносить... Морок... Как бы ты мог одним словом все это?
- Что именно?
- Ну это все! Жизнь эту...
- Одни словом? Подумаю... Не знаю... Развитие...
- А по ощущениям? Вспомни главное ощущение... Разве ты ощущаешь развитие? В основном мороку... Хорошее слово, отражающее это течение... Есть еще другое - заморачиваться... Жизнь - это все какая -то морока... Подчас нудная, подчас мучительная, а иногда ужасная... Нас словно бы медленно прожаривают здесь... на медленном огне. Иногда жизнь становится похожей на хроническое заболевание.
- Мне кажется, что ты и выражаешь сейчас точку зрения уставшего человека, больного депрессией. Жизнь не только морока. У тебя негативная установка, формирующая мрачную картину мира. И мне кажется, что некоторые люди даже упиваются этой мрачностью...
- Отчего же такая точка не имеет права на существование? А иногда, особенно по вечерам, когда иду по улице, то все пронизывается такой странной тоской, будто я не живу, а давным давно уже умер и в виде гладкого скелета вспоминаю давно прошедшую жизнь... У тебя не было ощущения, что ты в ловушке?
- Это как? Что этот мир ловушка?
- Не просто этот мир, а что ты сам - и есть ловушка? Что твое я и есть проклятье и ловушка?
- Ну это что-то суицидальное.
- Самоубийцы - бесконечные оптимисты!
- Оптимисты?
- Да, конечно! По детски наивные, как мне кажется. Они верят, что все можно закончить вот так просто! Чик и все! И театр абсурда опускает занавес. Хотя кто же им давал такие гарантии? Это должна быть светлая вера, что можно так вот просто выйти из этой ситуации хлопнув дверью...
- Все-таки слова - радостная... светлая... Ты что несешь?
- Ну ты представь, появилась бы дверь такая в стене мира. Через которую можно в любой момент выйти из этого лучшего из миров.
- В небытие?
- Небытие - абсолютно беспроблемное состояние. Даже ни одной грустной мысли не может появиться... Состояние, когда все проблемы остались за рамками. Самоубийцы наивно хотели бы нырнуть в такую беспроблемность. Но если бы у них появилось сомнение... догадка, что тот, кто все так устроил, возможно, позаботился, чтобы побег не был бы таким простым, то, глядишь, они бы и не торопились с такими опрометчивыми решениями.
Есть замечательный фильм Горана Дукича "Самоубийцы: история любви". Парень кончает жизнь самоубийством и попадает в загробный мир, уготованный для суицидников. А это вовсе не котлы с пыточным инструментарием, а такая еще более засранная версия нашего мира - с унылыми барами, гнусной квартиркой, поганой работой... Вот это настоящий кошмар, от которого хочется прям орать во всю глотку: "Ааааааа!" Прекрасная пытка для паршивого дезертира, который пытался смыться. В то же самое говнище мордой: "Получай, тварь!" При этом возникает понимание, что такое и наш мир...
- Блин...
- Ну да... (смеется)... Я знаешь ли люблю почитывать разные страшные истории... такие жуткие бывальщины, истории про путешествия в иной мир. Мне попалась одна история, девушка какая-то рассказала, что однажды, кажется после какой-то травмы (то ли автокатастрофы) она в состоянии клинической смерти встретила покойную бабушку. Там много чего рассказывалось, но был замечательный момент. На вопрос внучки "Бабушка, а ты в раю или в аду?" бабушку ответила: "Так это вы в аду находитесь"...
- Я такие истории могу писать пачками. Зажмурив глаза...
- Да, возможно... Написали зажмурив глаза. Но хороша история. Прекрасный поворот сюжета для триллера.
- По твоему все есть ад и рая нет? Ты это хочешь сказать?
- Нет, вовсе не то. Не совсем то. Ты видел схему космоса по Данте? Я как увидел ее в небольшой такой книжице, так сразу что-то заподозрил... смешное. Символы на поверхности, подсказки тоже. Там в центре находится Земля, а вокруг восходящие сферы планет, а еще выше райская роза. В Земле воронка оставленная падением сатаны, она то и представляет собой нисходящие круги ада. А в самом центре мира находится Люцифер, вмороженный в лед. Т.е. Люцифер - это такой обездвиженный центр мира. Центральная точка. Это есть низший уровень ада...

- И что? Что ты хочешь этим сказать?
- И что? Что ты хочешь этим сказать?
- В чем главный грех сатаны? В гордыни. У него божественные претензии. Из-за этого он опрокинут с небес в эти глубины. А теперь задумайся - что является центром нашего мира?
- Я не знаю... Бог?
- Подумай получше... Где та нулевая точка отсчета, от которой ты танцуешь? Ведь что такое Бог для тебя? Это такой символ в восприятии. В восприятии чего?
- Мира?
- А мир кто воспринимает?
- Я.
- Вот! Именно! Вот оно. Вот она центральная точка космоса с божественными претензиями. Твое Эго - центральная точка мира. Все прочее - периферия. Концентрические круги. И твое Эго имеет поистине божественные претензии, оно выступает, как Творец всего мира. И если сам Бог захочет уничтожить тебя, то Он тем самым уничтожит и Себя в твоем восприятии. Разве это не поразительная мысль? Все, что есть - есть в твоем восприятии! Но именно поэтому Эго сброшено с небес в самые мрачные глубины!
- Ты хочешь сказать, что Эго... есть Люцифер?
- Ага (смеется)... светоносец.
- Меня начинает слегка подташнивать от твоей депрессивной философии...
- Подожди-ка, немного терпения... То ли еще будет! Тут самое интересное, как вся эта адская механика устроена.
Был такой французский ученый XIX века Альфред Мори. У него приключилась интересная история со сном. Приснилось ему однажды, что он участник французской рефолюции, его арестовали и бросили в тюрьму вместе с другими жирондистами. Затем допрашивали, а потом он предстал перед революционным трибуналом, где он видел Робеспьера, Марата и других. Сон был обстоятельный, с подробностями. Он отвечал на вопросы, спорил, но, в конце концов, был осужден и приговорен к смертной казне через гильотинирование. Его привезли к месту казни на телеге в сопровождении огромной толпы народа, возвели на эшафот, положили его голову на плаху, после чего он почувствовал холодное острие гильотины на своей шее. От этого Мори в ужасе проснулся и обнаружил, что ему на затылок упала холодная перекладина постельного полога. Получается, что эта внешнее раздражение породило сон, развернувшийся в целую историю за мгновение, как Мори проснулся от удара перекладины. Практически в одну секунду пролетела целая жизнь.
- И какое это имеет отношение к тем разговора?
- А я сейчас выскажу одну сомнительную гипотезу. Мы представляем жизнь в виде прямого отрезка, с пунктом А и финальным Б. А что если это не отрезок, а замкнутая окружность? С некой точкой, которую я бы пожалуй назвал ... например, "вспышкой". Возможно это как раз тот момент "падения Люцифера в адские глубины". Эта вспышка порождает историю жизни и замыкается сама на себя. Порожденная "вспышкой" история пересматривается обратно в порядке проживания...
- А потом?
- А потом все сначала... Это вечный двигатель, бесконечность ада. Есть такой интересный момент, как пересмотр жизни перед смертью или ее угрозой - "вся жизнь пронеслась перед глазами"... Возможно, это что-то вроде перемотки...
- Ты хочешь сказать, что мы все время пересматриваем одну и ту же историю жизни? И сколько раз?
- В бесконечности разы утрачивают смысл... Это вечное вращение колеса сансары. Вечное дежа-вю... Ницше какая-то догадка осенила...
- Фух... Твое мрачное сознание рождает мрачные грезы.
- Отчего же мрачные. По мне так - веселые! Это же так смешно, что я бы пожалуй разрыдался. Ты знаешь, моментами хочется по-настоящему, по хорошему разрыдаться, чтобы не только слезы из глаз текли, но сопли из носа. Отдаться настоящему реву, как бывало в детстве. Я помню, что в детстве после этого наступало удивительное расслабление...
- Так разрыдайся, кто мешает?
- Не получается. Даже не знаю - в чем тут дело? То ли я как-то засох от жизни, то ли проблема в воспитании - "мужики не плачут". От того и живут меньше женшин, которые не утратили искусства рыдания. Остается только смеяться (смеется).