blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

СОВЕТСКАЯ ЭЗОТЕРИКА

Археология красных смыслов



Начиная работу на этим материалом, я понимал – насколько он сомнительный по своему характеру не только для противников советского строя, но и его сторонников, которые тоже вряд будут приветствовать искания в области смутного и неопределенного. К тому же подобная работа требует много времени и определенной строгости, выверенности, а я по своему опыту знаю, что если не изложу мысль сразу, как есть, а буду откладывать на момент, когда «времени будет достаточно», то скорее и вовсе ничего не напишу. Еще один явный недостаток – это слишком большой объем для статьи, но мне не захотелось раскидывать материал по разным статьям, чтобы получилось целостная картина в одной публикации – для тех немногих, кому это интересно, она будет удобней «многосерийных фрагментов».

[Spoiler (click to open)]

Предисловие

В книге А.  Мариенгофа «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» есть такой фрагмент: «Бонч-Бруевич рассказывает: "В 1919 г., в Кремле красноармейцами был устроен литературно-музыкально-вокальный вечер, на котором, между прочим, должна была выступить артистка Гзовская. Ленин решил пойти послушать и пригласил меня пойти вместе с ним. Мы сели в первый ряд.

Гзовская задорно объявила «Наш марш» Владимира Маяковского.

Артистка начала читать. То плавно ходя, то бросаясь по сцене, она произносила слова этого необыкновенного марша:

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

Перемоем миров города.

— Что за чепуха! — воскликнул Владимир Ильич. — Что это, «мартобря» какое-то?…

И он насупился.

…Его отрицательное отношение к Маяковскому с тех пор осталось непоколебимым на всю жизнь».

Ленин, будучи авангардистом в политике, совсем не понимал авангардизма в литературе. Он в этом плане был очень консервативным. Что, впрочем, совсем не помешало тому, что эпоху творил и Ленин, и Маяковский, и многие другие. Это был единый поток, в который сливались очень многие течения. Поэтому, чтобы понять Красный проект бывает недостаточно только ограничиваться цитатами Ленина и Маркса, они всего объяснить не смогут, необходимо к тому же заниматься своеобразной археологией смыслов, которая есть дело рискованное в силу своей смутности….

Мистерия огня

Весь советский проект пронизывает символизм огня – от красного флага до языков пламени на пионерском значке. Огненная стихия предстает в известной пионерской песне:

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Кроме того, во многих советских городах были созданы мемориалы с Вечным огнем. Например, в Волгограде или в Москве он находится в самом центре города.

Культ Вечного огня очень древний. Я сделаю небольшой экскурс в историю по статье А.Валяева (zoroastrian.ru)

Культ огня в Индии

Бог огня Агни играет значительную роль в ведической и индуистской мифологии. Он выполняет посредническую функцию между людьми и богами. Ведических ариев можно с полной уверенностью назвать огнепоклонниками, поскольку культ огня в религиозной жизни древних ариев занимал важнейшее положение. Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы.

И вот, что особенно важно: Агни не только горит, сияет в пылающем дереве, он присутствует среди людей и наполняет их внутренним светом.

Культ огня в Древнем Иране

В зороастризме огню отводится исключительная роль - он считается высшим творением Ахурамазды. Огонь разлит по всему космосу и пребывает во всех его живых творениях, кроме храфстры - порождений злокозненного Ахримана. По представлениям индо-иранцев, огонь воплощал Истину-Ашу и был ее зримым проявлением в реальном мире.

И вот еще важный момент: через посредство огня устанавливается духовная взаимосвязь между миром людей и миром Истины.

В зороастризме молитвенная комната устроена исключительно просто, в ней нет ни статуй, ни каких-либо выразительных архитектурных элементов. На стенах и потолках отсутствуют фигурные и орнаментальные композиции. Внимание верующих сосредоточено только на жаровне с огнем, и ничто не может отвлечь от созерцания огня, живого образа Бога.

Культ огня в Древнем Риме

Древние римляне видели в огне священного очага городской общины и отдельных домов божество, именуемое ими Вестой. Огонь - первая стихия, возникшая из пустоты при рождении мира, он наполнил своей животворной энергией все последующие творения и дал толчок к эволюционному развитию Вселенной.

И вот здесь мы находим прямую параллель советским мемориалам с Вечным огнем:

Веста в Древнем Риме почиталась как покровительница государства, поэтому святилища Весты находились в каждом городе. Особыми привилегиями в обществе пользовались весталки - жрицы Весты, поддерживавшие священный Вечный огонь, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не доложен был гаснуть. Дурным предзнаменованием для Священного города считался погасший на алтаре Весты огонь.

Культ огня в Европе  

Культ священного огня был распространен по всей территории Европы, о чем свидетельствуют сохранившиеся у североевропейских народов праздники Бельтайна, Самайна, летнего и зимнего солнцестояний, ритуальным центром которых всегда был священный огонь.

Культ огня в Древней Руси

Б.А.Рыбаков пишет в книге "Язычество древней Руси":  "Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют "перун". В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью… Культ огня в самых различных формах дожил до начала XX в. повсеместно. Огонь называют "богом", "святым огнем"; при вздувании огня читали молитвы».

Символика огня в христианстве

С огненными символами мы встречаемся и в Евангелии. Спаситель говорит: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук.12:49)

(Это интересно сравнить с эпиграфом революционной газеты «Искра»: «Из искры возгорится пламя»).

В "Деяниях Апостолов" говорится о нисхождении Святого Духа: " При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать".

Огонь занимает особое место в православном храме. "Настольная книга священнослужителя" сообщает: "В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. … Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе - за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного».

Более того, князь Трубецкой в своей работе "Два мира" утверждал, что сами маковки церквей символизируют огонь.

Огненное знамя

Алое, огненное знамя тоже имеет древние корни. "Энциклопедия символов, знаков, эмблем" сообщает нам: "Папа Лев III послал Карлу Великому в конце VIII века перед его коронацией на императорский престол алое знамя, которое называлось орифламмой (auriflamma - Золотое пламя). С 1096 года орифламма приняла форму раздвоенного красного стяга и стала знаменем французского королевства. Сакрально-монархический смысл орифламмы проявлялся в разворачивании перед войском красного знамени в тех случаях, когда война велась против врагов христианства или других недругов королевства. Возможно, происхождение красного знамени СССР связано с орифламмой".

Красный флаг и русская традиция

Сергей Черняховский опубликовал на сайте "АПН" статью "Красное знамя Российской империи", в котором приводятся удивительные факты: " В 1907 году была создана специальная Комиссия министерства Юстиции, которая должна была выработать рекомендации для принятия официального государственного флага Империи. И в 1912 году она оформила свое заключение. Заключение комиссии Минюста было, наверное, с точки зрения сегодняшнего дня довольно неожиданным, и неприятным для известных политических сил: комиссия высказалась за признание геральдическим цветом и флагом России - красного цвета. Разумеется, не потому, что в ней оказались собранными революционеры и их сторонники. Комиссия исходила из следующих постулатов:

Первое. Красный цвет - традиционный цвет и символ имперской власти и великих империй, на наследование которым претендовала Россия - от Римской империи.

Второе. Красный цвет - это цвет стягов и вымпелов Московского Великого княжества и Царства.

Исторический Герб Москвы - Всадник, поражающий Дракона на красном фоне. Кстати, именно поэтому Флагом Москвы стал красный флаг с изображением Георгия Победоносца.

Третье. Красный цвет - исторически самый популярный цвет в России. Красная рубаха считалась самой нарядной. Словом "Красная" (площадь, девица и т.д.) обозначалась высшая степень оценки.

Кстати, русские воины древности в бою надевали красные рубахи, чтобы не было видно их ранений и враг не мог испытывать радость от того, что он пролил кровь русского витязя.

К этому можно добавить, что ополчение Минина и Пожарского тоже шло под Красным знаменем...

Огненная инициация

Если взглянут на три значка советских организаций, то можно проследить три степени инициации.

На октябрятском значке мы видим детское лицо включенного в красную звезду, что очень напоминает символ микрокосма – изображение человеческой фигуры вписанное в пентаграмму.

На пионерской значке звезда с головой вспыхивает языками пламени.

На комсомольском значке звезда исчезает, словно растворяется в волне огненной стихии, изображенной в виде красного флага.

В связи с этим вспоминаю интересные рассуждения А. Дугина об иконах - Богородицы с младенцем и Успение Богородицы. На первой – большая фигура Богородицы держит маленькую фигурку младенца Христа.

А на второй – большая фигура Христа держит на руках маленькую фигурку Богородицы.

Если сказать совсем упрощено, то здесь наглядного демонстрируется изменение соотношения материального и духовного.

И три значка советской инициации говорят о том же: человек возгорается духовным огнем, а потом полностью в него погружается. Дух преодолевает ограничения материальной формы.

Священные могилы

Советский культ содержит в себе почитание священных могил. Почитание мертвых всегда имело важное значение для человека, ведь именно ушедшие помогали установить связь с иным миром, с «другим берегом». Это образно можно увидеть в Пантеоне славы на Мамаевом кургане, который своим обликом похож на какое-то зороастрийское святилище. Круглое в плане, со стенами украшенными именами погибших, оно содержит в центре Вечный огонь. Но не простой. Огонь горит в факеле, который держит огромная рука, поднимающаяся из земли. Учитывая, что Мамаев курган – это кладбище, то легко понять, что рука принадлежит ушедшим, павшим. И именно они нам протягивают факел с огнем жизни, с частичкой огненного духа, что указывает на живую, важную духовную связь.

Ядром советского культа священных могил является главная могила на Красной площади – Мавзолей Ленина. У Кремлевской стены – могилы выдающихся деятелей. Неподалеку – Могила Неизвестного солдата. И во многих советских городах находятся мемориалы павших воинов. Это не просто культ мертвых, а именно людей, проливших кровь в битве. Чему так же можно найти известную параллель. В исламе шахидами называют верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Очень часто слово «шахид» употребляется в смысле «мученик за веру». Мы можем вспомнить слова известной военной песни, которые прямо говорят о «священной войне», т.е. о джихаде. В советском культе почитания павших базовым был пантеон героев, принявших мученическую смерть за Красную веру, т.е. другими словами – советских шахидов.

Родина Мать зовет

Но было бы ошибкой считать, что это культ воинов связан лишь с сентиментальным оплакиванием павших. Красная вера пронизана духом битвы, которая еще не кончилась.

Мемориал на Мамаеве кургане был создан после войны. И там присутствует скульптура «Матери скорбящей», такой уместной для почитания павших на прошедшей войне.

Но центром композиции является не она, а Мать Родина с мечом, зовущая к битве. К той битве, которая не закончилась в 1945 году.

Красный джихад не закончен. Маркс в своем учении говорит о революции, как о финальной, поворотной битве, после которой проклятье отчуждения и эксплуатации будет окончательно побеждено, человек обретет свободу и перед ним откроется принципиальной, творческий этап истории.

Endkampf

В книге А. Дугина «Коспирология» есть небольшой отрывок о переломном характере нашего исторического момента: «Немецкое слово "Endkampf" ("Финальная Битва", "Битва Конца") прекрасно выражает сущность современной планетарной ситуации. Эсхатологические мотивы, мотивы Конца Времен, пронизывают не только религиозные и мистические движения, но и непосредственную политику, экономику, повседневную жизнь. В Израиле, начиная с 1962 года правоверные иудеи живут в особом "конечном Времени", во "времени Мессии". США стремятся установить на планете особый Новый Мировой Порядок. Европейский мондиалист Жак Аттали проповедует наступление последней фазы особого Торгового Строя. Исламские народы (особенно шииты) ожидают в скором будущем прихода Махди, скрытого Имама. Индуисты уверены в скором окончании Кали-юги, Темного Века. Возрождается расистский эсхатологизм мирового национал-социалистического движения. В христианских общинах все больше появляется пророчеств о Последнем Папе (Flos Florum) у католиков и о Последнем Патриархе у православных. Ламаисты уверены, что современный Далай-лама -- последний. Китай застыл в мистическом ожидании. Советский коммунизм пал внезапно и неожиданно. Все эти знаки говорят нам о начале Endkampf, о начале Последней Битвы. И в эсхатологическом контексте даже слова большевистской песни "Это есть наш последний и решительный бой" звучат как тревожное откровение, как намек на планетарный Endkampf».

Финальная битва в русской традиции

Беглым солдатом из крестьян Евфимием (вторая половина XVIII в.) была основана секта бегунов, или странников. Доктрина бегунов в общих чертах выглядела так: с 1666 года в Российском государстве настало царство Антихриста. Церковь поклонилась диаволу, ее священнослужители — демонские телеса, уста зверины. Вся гражданская жизнь извращена ложными, законопреступными указами с помощью чувственных бесов, бесовских полков воинских и гражданских властей.

В проповеди бегунов звучали и отчетливые коммунистические мотивы: Евфимий заявлял, что все необходимое Бог отдал людям в общее владение, и именно слуги зла ввели частную собственность.

В «Разглагольствии тюменского странника», принадлежащем перу некоего Василия Москвина проводится разделение двух миров — мира Божия и мира сатаны, небесного града Сиона и земного града Вавилона. В нем отрицались все основы крепостнического государства, которое описывалось в таких образах: русские законы — кривосказательные книги, священный синод — жидовский синедрион, сенат — антихристов совет, ибо число 666 есть числовое выражение слова «сенаторы». Но в конце «Разглагольствия» звучит уже новая нотка. Бороться с антихристом до времени открытою силою нельзя; но время уже близко. В итоге должна была состояться последняя битва («последний и решительный бой») бегунов с воинством антихриста, т. е. с царской армией. И так, как бегунов возглавит сам Бог на белом коне, то победа и достанется им. А после должно установиться новой царство справедливости. Судя по идеям бегунов – совершенно коммунистическое.  (Например, наставник бегунов, Василий Петров, крестьянин Костромского уезда, выступил в некоторых ярославских и вологодских «пристанях» с проповедью коммунизма. Он громил собственность, и в особенности денежные капиталы, ибо деньги заклеймены печатью антихриста; пользуясь своей властью, он обращал личное имущество странников в общее достояние общины).

А до последней битвы бегуны представляли собой скрытую армию, которая борется с миром зла «противлением его воле и неисполнением его законов»…

Герб СССР: символ великой жатвы.

Герб СССР кажется единственный, в изображения которого включена вся планет, как указание на что-то планетарного масштаба. В самом верху сияет красная звезда, возможно красная планета, названная в честь бога войны Марса, что, возможно, является знамением большой битвы. Снизу – восходящее солнце новой эпохи. Молот – это Тау, символ, означающий нисхождение Духа Святого в материю, Бога небесного в человека. Серп в окружении колосьев говорит о финальной жатве, заставляющей вспомнить об известной евангельской притче: «Господь сказал: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: "Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?"

Он ответил им: "враг человеков сделал это".

Слуги сказали ему: "хочешь ли, мы пойдем выберем их?"

Но господин сказал им: "нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою".

Tags: СССР, символика, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment