blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Гравитация

Когда почва уходит из-под ног



В начале мая на одном из телеканалов снова посмотрел американо-британский фильм режиссёра Альфонсо Куарона "Гравитация". Когда я его примерно год назад увидел в первый раз, он меня очень впечатлил. А в этот раз он меня ещё и навел на размышления. Фильм захватывающий, он практически без раскачки, без вступлений держит в напряжении чуть не с первых кадров. И сильные впечатление производят именно картины Земли с орбиты и, самое главное, открывающейся бесконечной бездны. Я пожалел, что не посмотрел этот фильм в кинотеатре, большим экраном. Но даже на телеэкране видеоряд очень эффектен. Нет, наверное, смысла пересказывать в подробностях сюжет. Из-за подрыва русскими (ох, уж эти русские!) спутника, стая осколков, несущихся по орбите, уничтожает шатл и астронавтов, за исключением Райан Стоун и Мэтта Ковальски. После чего они отправляются в путешествие в открытом пространстве - сначала к МКС, а потом героиня уже в полном одиночестве путешествует к китайской станции, в ходе чего нам словно демонстрируют серию удивительных, головокружительных аттракционов. Но я уже потом, размышляя о фильме, подумал: нельзя ли в его сюжете обнаружить ещё один, не явный план. Вот эта несчастная женщина Райан Стоун оказывается плавающей в невесомости на орбите планеты, балансирует между Землёй и бездной, в которую может улететь. Но, кроме того, по сюжету обнаруживается, что она и психологически выбита из повседневности, потеряла опору в жизни, интерес к ней - из-за трагического происшествия с ее дочерью. Смерть ребенка, подобно смертоносным осколкам, прилетевшим из пустоты, выбила ее из обычного течения жизни. И она словно бы оказалась подвешенной в пустоте. Живет, но скорее по инерции, как в вакууме, спрятавшись в защитный скафандр. И возможно, что фильм о пограничной ситуации - во всех отношениях. Ключевой, решающий момент сюжета, когда героиня решает – умереть ли ей или вернуться на Землю.

[Spoiler (click to open)]

Фильм называется "Гравитацией", гравитацию можно понимать философски, как витальную силу притяжения к земле, страсть к жизни. И такое притяжение кажется величиной постоянной, непреодолимой. Но вот волей судьбы ряд обстоятельств вдруг выбивают человека из привычного течения жизни - в пограничную зону, на орбиту жизни. И хорошо, если остаётся хотя бы тонкая связь, что удерживает его поблизости шатла. А если разрывается и она? Тогда человек, беспорядочно вращаясь, уносится в бесконечность бездны, которую даже не замечал в благополучные времена. А Бездна была всегда рядом: она над нами, под нами. Она пронизывает природу вещей. Только Гравитация своей властной силой заставляет нас не замечать Бездну. Какая может быть невесомость, когда под ногами такая надёжная твердь, а яблоко всегда падает вниз. Но вот нелепый, необъяснимый толчок обстоятельств и все меняется. И вместо притяжения Земли приходит притяжение Бездны, которую невозможно описать...

Мы околдованы магией слов. Слово постоянно и неизменно. Слово "стол" – нерушимо, даже если конкретный стол сгорит в огне или будет разрублен топором. Но слово обозначает явление, которое живет в состоянии непрекращающихся метаморфоз. И слово "река" сегодня такое же, как вчера, а конкретная река никогда не бывает такой же, как вчера. И человек никогда не бывает таким же, как вчера. Но магия статичных понятий скрывает поток постоянной изменчивости. И вот мы мыслим неизменными категориями, которые массивны и неподвижны, как бетонные конструкции. Нам кажется, что человек и социум неизменны, как гранитные скалы. Но вот сквозь социум проходит поток беззаконных осколков, нанося увечья, и вдруг земное притяжение, с его логичностью и рациональностью, теряет свою власть, а в права вступает Бездна. И все начинает жить по другим правилам, или вообще без правил…


* * *
В очках Арсения Падлыча отражается закатное зарево. Из-за алых стекол не видать глаз. И в облике его есть что то фантастическое.
- Падлыч, мне кажется со мной что-то не так…
Падлыч всматривается в меня красными безглазыми очками и начинает декламировать:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

- Падлыч, ты же знаешь, что я не пью!
- Не надо пить, чтобы быть пьяным. Это только очень тривиальные люди пьют, чтобы опьянеть. Слово "спирт" происходит от английского "спирит", т.е. дух. И чтобы прийти в такое особое состояние духа вовсе не обязательно требуется помощь химических веществ… Знаешь ли, дружище, что я очень часто бываю пьян без алкоголя? Иногда хожу смотрю на обычную жизнь, на эту суете, и меня трясет от смеха. Настолько все кажется нелепым. И меня смущает только одно – почему другие не замечают? Может быть, это я трезв, а все пьяны? Я вот недавно стал просматривать новинки киноиндустрии. Попался мне «Человек – швейцарский нож». Начинаю смотреть: попадает человек на необитаемый остров и хочет с тоски повеситься. Но видит, что к берегу прибивает мертвяка. Мертвяк – вылитый Гарри Поттер, но только взрослый. И он все время выделяет газы с неблагозвучными звуками, чем портит несчастному мужику торжественную атмосферу ухода из жизни. И вот он седлает труп Поттера, а тот так яростно выделяет газы, что несется по волнам, что твоя ракета…
Падлыч затрясся от смеха.
- И я подумал, что наконец то сняли что-то адекватное…
Продолжил уже задумчиво:
- Еду я недавно на маршрутке мимо горы, где универ построили. И вдруг у меня появляется явственно ощущение, что это все, весь этот мир – чужбина. Это не моя Родина, я здесь, ну не знаю, в изгнании или в какой-то командировке, а подлинная Родина – где-то там. Сверкнул такой факт в голове. Но ощущение, что я ношу маску, а не лицо, исполняю роль в странном спектакле – оно почти постоянное и довольно навязчивое.
- Падлыч, медицина давно знает это явление. Это называется деперсонализацией.
- Это в медицине называется так. Но что знает твоя медицина об этом мире? Она глядит на тайны мира через очень узкую щель под очень специфическим ракурсом. Что-то видит, описывает, но не понимает. Может быть, в том, что называется болезнь – проявляется нечто, некая истина, неведомая, так называемым, здоровым людям? Может быть, это здоровье с какого иного ракурса и есть болезнь? Есть такой оккультный древний символ – перевернутое древо, которое указывает, что мы в своем обыденном состоянии стоим вверх ногами. Или другими словами – глубоко спим. Но если есть сон, есть и будильник, ибо сон является сном только в отношении состоянии бодрствования. А проснуться - это значит в обыденном понимании опрокинуть привычный мир…
- И как же спящий может опрокинуть свой мир? Проснуться во сне?
- Надо ощутить нечто находящееся за гранью сна. Объект для обычных глаз невидимый. Я по верхам читал, что астрономы открывают невидимые объекты по гравитационному полю, которое искривляет электромагнитное излучение. Явное торжество цепей мира сего – гравитация, которая держит нас в сетях обыденности. Но представь воздействие некоего невидимого объекта, который начинает притягивать к себя, разрушая узы земного притяжения. То, что подано в «Меланхолии» Ларса фон Триера как глобальная катастрофа, быть может всего лишь история Жюстин, которая почувствовала притяжение невидимого объекта. Это в ее глазах начинает рассыпаться мир…
…Последний раз алый свет засиял на стеклах очков и солнце ушло за горизонт…
Tags: статьи
Subscribe

  • В сгущающихся сумерках

    Хороших сценариев пока что не нет… Как известно, в Сочи произошла стрельба: 61-летний Вартан Кочиян встретил судебных приставов огнем -…

  • Руины

    Некоторые комментаторы к моей статье о демографической катастрофе вполне справедливо указали на то, что причина вымирания населения находится…

  • Убийство, как объективная причина.

    «Естественная убыль населения» имеет черты геноцида. Сообщение от 31 марта: «Демографическая ситуация в России находится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments