blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Механизм и организм

О влиянии аналогий на картину миру

Есть очень старый, совершенно дурацкий анекдот, который мне довелось слышать, когда я еще учился в школе. Чукча съездил на юг, там попробовал экзотические фрукты и, вернувшись на север, делится впечатлениями:
- Я там попробовал одну штуку, апельсин называется.
- На что похоже?
Чукча задумался, говорит:
- Как сексом заниматься…
Анекдот убогий и, в оригинале, грубый, но он хорошо иллюстрирует то, как мы прибегаем к моделям аналогий при объяснении объектов и явлений. И, например, когда мы говорим или рассуждаем на тему управления, власти, то почти бессознательно используем аналогию управления автомобилем. Власть подобна шоферу, которая сидит за баранкой автомобиля и направляет государственную машину по той или иной дорожке. Но модель, принятая для объяснения явления, в случае ошибочности или неточности, может увести очень далеко от понимания, ведь ее обаяния подчас магично. Т.е. когда мы представляем власть в виде такого шофера в машине, мы ее начинаем воспринимать как нечто находящееся не в государстве, а над государством, а само государство представлять механизмом. Ну, сломается что-то в машине, можно заменить, колесо новое поставить. Да и если машина окончательно сломается, шофер в конце концов может пешком пойти – он же не машина…
[Spoiler (click to open)]
В основе этой аналогии лежит механицизм, победивший в Новое время. Приведу поясняющую цитату: «Под механицизмом мы понимаем особого рода мировоззрение, для которого характерно восприятие природы, человека, общества, т.е. посюстороннего бытия вообще как механизма, а не как организма. При этом мы исходим из понимания механизма, данного А. Ф. Лосевым. Согласно ему, механизм представляет собой такое целое, части которого объединены не внутренними, глубинными связями, а внешним образом — посредством отвлеченной, общей идеи. Иначе говоря, механизм «воплощает на себе чуждую своему материалу идею; и эта идея, это его „внутреннее“ остается лишь методом объединения отдельных частей, голой схемой» (курсив А. Ф. Лосева)».
Я попытаюсь неуклюже что-то объяснить своими словами. Организм есть единство формы и материла. Дерево – в своей форме, в своем материале – есть выражение ВНУТРЕННЕЙ идеи, ее произрастание. Но автомобиль – есть воплощение ВНЕШНЕЙ формы, оно не выражает внутреннюю суть металла, из которого он собран, это все привнесено в него извне. В механизме нет живой внутренней связи, механизм мертв, он собран в некую целостность внешней волей. Организм произрастает, раскрывается, а механизм собирается, и в случае механизма всегда присутствует внешний оператор (который может быть вполне безлик, как рок, как судьба). Без этого внешнего, чуждого оператора механизм не смог бы состояться (А.Ф.Лосев пишет: «Ведь механизм кто-то должен за ручку крутить! Ведь механизм-то мастера для себя требует, механика!»)
Об истоках механицизма можно говорить долго, но, как мне кажется, они древнее Нового времени, его можно обнаружить в креационизме, т.е. преставлении о творении мира из ничего, в котором Творец выступает в роли оператора, находящегося вне мира и чуждого ему. Креационизму противопоставляется "манифестационизм", т.е.  учение о мире как, проявлении Бога ("проявление" по-латински "manifestatia"). В этом учение мир предстает, как организм, как органическое единство. (На эту тему очень интересно говорит А. Дугин, желающие могут обратиться к статье «Креационизм и манифестационизм», http://propagandahistory.ru/books/Aleksandr-Dugin_Konspirologiya/31).
О противопоставлении органического и механического мировоззрения есть прекрасное, очень живое, эмоциональное автобиографическое произведение А.Ф. Лосева «Жизнь», которое тоже рекомендую к прочтению. Очень интересно об этом пишет в своих трудах и С.Г.Кара-Мурза: «Большевизм сформировался под заметным влиянием русского космизма и несет в себе космическое чувство, уходящее корнями в крестьянское мироощущение (очень характерно отношение большевиков к Циолковскому). Социал-демократия в своей философии сильно сдвинулась к механицизму, к ньютоновской картине мира. У них уже нет Космоса, осталось лишь пpостpанство. Полезно задуматься, почему у нас космонавты, а в США астpонавты. Почему слово "космический" так тщательно изъято из их языка, котоpый вpоде бы описывает те же явления и те же технические пpогpаммы, что и у нас. Потому что Космос - это оpганизм, огpомный дом, упоpядоченное и закpытое целое, в котоpое включен человек. Запад поpвал с этим миpоощущением, для него миp "откpылся", и стал объектом изучения и эксплуатации. Человек же остался вне миpа. Когда он двигался даже по земле, она для него была пустой. А если попадались индейцы, венды или pусские, то этих "жаб и чеpвяков" надо было пpосто убиpать с дороги"».
Существует еще такое религиозно-философское учение, как деизм, которого говорит, что Бог, однажды создав этот мир, удалился от дел. И вот остался такой странный механизм, который продолжает работать (наверное, пока не кончится завод). И мне кажется, что внутри такого мировоззрения есть искушение стать оператором вселенной, заменить удалившегося Бога и манипулировать механизмом вселенной по своему усмотрению.
А вот представление о Космосе подразумевает единый, живой организм. А внутри такой живой связанности и целостности каждое действие ведет к общим последствиям. В мозге, например, могут появиться странные фантазии о манипуляциях с печенью посредством алкоголя, но последствия будут губительными не только для печени, но и для мозга, т.к. это единый организм, и в какое место его не ткни – больно будет всему организму.
И в этом плане можно представить модель власти в органической, а не механической аналогии. Например, мне было интересно провести аналогию между дисфункцией власти и сердечной аритмией. Так как я не специалист в этой области, то связался со знакомым кардиологом и попросил доступным языком описать это заболевание. Вот что он мне написал: «В сердце есть электрический центр - синусовый узел. Это группа специализированных клеток в правом предсердии, которая вырабатывает собственные электрические импульсы. Это автономная электростанция. Эти электрические импульсы потом распространяются по проводящим волокнам ("проводам") и достигают всех сердечных клеток, чтобы вызвать слаженное сокращение мышечных волокон сердца. Это сокращение происходит не одновременно, а в нужной последовательности: вначале сокращаются мышцы предсердий и выталкивают кровь в желудочки, и лишь потом сокращаются желудочки и выталкивают кровь в аорту и легочную артерию. То есть синусовый узел координирует слаженную работу сердца. Синусовый узел в свою очередь находится под влиянием уровня адреналина крови и импульсов центральной нервной системы (к сердцу тоже подведены нервные волокна). Аритмии бывают разные от безобидной эктрасистолии до жизнеугрожающих. При экстрасистолии электрический импульс возникает не только в синусовом узле, но в другом месте, где этого не должно быть ( клетки-"самозванцы" занимаются самоуправством). Этот "незаконный" импульс распространяется на весь миокард и сердце сокращается преждевременно и неэффективно. Человек ощущает, что сердце "кувыркнулось" или "провалилось", а потом ритм опять нормальный до следующего "незаконного" электрического импульса. Эта самая легкая аритмия. Самая тяжелая аритмия - фибрилляция желудочков, в результате которой мышечные волокна желудочков сокращаются настолько неодновременно и сами по себе, что сердце перестает перекачивать кровь. Это остановка кровообращения, которая без лечения заканчивается смертью».
На этом примере, на этой модели аналогии можно проследить нарушения слаженной деятельности в органе, рассогласованность, которая в итоге может привести к летальному исходу всей системы-организма.
А теперь обратимся к нашей ситуации: пенсионная реформа привела к рассогласованности во взаимодействии общества и власти (где власть можно рассматривать, как подобие «синусового узла» России), в итоге импульсы идущие от властного, координирующего центра начинают не восприниматься или восприниматься не так как прежде. И уже заметно нарушение ритма – провалы на выборах. А крах партии власти в выборных кампаниях, открывает простор для игры региональных элит, что обещает появление «экстрасистолии», незаконных дополнительных импульсов, еще больше нарушающих работу «синусового узла»… И т.д.
Я не собираюсь дальше развивать эту аналогию, я даю пример иной картины мира, в которой каждое действие влечет последствия во всей системе.
Tags: статьи
Subscribe

  • Третья волна

    16.02.2021 г., РИА Новости: «Люди отказываются носить маски и делать прививки из-за конспирологических теорий, считает основатель компании…

  • Эффект Мидаса

    «Журналист Максим Шевченко ушел из КПРФ и стал лидером новой Российской партии свободы и справедливости (РПСС), сообщает РИА…

  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    Сайт «RT» сообщил 23 марта 2021 г. : «Секретарь Совбеза Николай Патрушев доложит российскому президенту Владимиру Путину об…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment