blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Разговор о бессмыслице и конце истории

Я с другом в кафе за чашкой кофе веду долгие беседы на отвлеченные темы. Не знаю для чего, но порой включаю диктофон, благо, что он теперь в каждом телефоне. И я решил попробовать опубликовать распечатку одной из наших бесед. Говорит в основном друг, я с ним не вполне согласен, но мысли его мне кажется интересными, тем более, что они выражают определенные настроения.

- Я бы пошел на выборы, если бы в президенты выдвинулась Бузова…
- А Собчак тебе не подходит?
- В Собчак еще слишком мало угара, слишком много какой-то рациональности… А вот в Бузовой чувствуется… как бы это сказать? Что проходит лик мира сего. Знамение времени, дух эпохи. Каждая эпоха имела не только политическое, но и культурное выражение. Мне кажется, что Бузова адекватно выражает эпоху. «Мало, мало половин» - это исчерпывающее выражение культурной сути позднего путинского периода. Поэтому проголосовать за Бузову в качестве кандидата в президент – это единственно адекватный, осмысленный жест. В этом есть нечто эсхатологическое…
- У меня такое ощущение, что у тебя какая-то ностальгия по 90-м….
- 90-е годы были вполне органичны и непротиворечивы в своем ужасе. Бывшие коммунисты, которые до этого в рамках своей коммунистической религии учили народ, что коммунизм есть рай, а капитализм есть ад,  в полном соответствии с этой доктриной задачу построения капитализма поняли именно как построение ада на земле. Был ужас, ад и смерть. Но в этом для апокалипсической стороны русской души открывалась и надежда, что чаемый века Конец света наконец пришел, и весь этот дурной период перед Вторым пришествием Христа наконец минул и ждать осталось немного. Какие-то старцы обещали, что вот-вот еще немного и все, финал, бабушки готовились к последним дням, а кое-кто даже закопался в пещерах. То есть, было некое нуминозно-радостное ожидание большого праздника финала истории. А путинская эпоха дала стабильность, но вернула дух застоя - с этим суконным формальным патриотизмом, обкомом партии Единой России, и генсеком. Ну, можно конечно во всем этом увидеть исконные черты монархизма. Но с другой стороны.... думаешь... блин! ... Вот надо было три десятилетия сносить державу, чтобы в итоге получить такую же партноменклатуру, с такими же железобетонными порядками, ФСБ, посадками за фотку в интернете и т.д., но при этом с вычитанием всех советских благ? А ведь в начале перестройки некоторых идеалистов вдохновляла идея, что мы как раз партноменклатуру пошлем в утиль, а лучшие черты социализма не только сохраним, а разовьем. Получилось с точностью до наоборот! Та же КПСС, партийцы ставшие буржуями и феодалами, так же КГБ (ФСБ), те же почти порядки, но в условиях дичайшего капитализма. Получи по мордасам и радуйся, что сохранилось наше, исконно русское, монархическое, а все второстепенно отпало! Но самое ужасное не это. Есть полное ощущение, что история остановилась. Поезд истории встал и никуда больше не идет.
[Spoiler (click to open)]- Но уже плюс, что этот поезд не катится под откос.
- Не соглашусь. В пути под откос есть тот плюс, что все кончается. Христианство, пока оно было живо, дышало этим ожидание Конца, это была великая надежда. Я думаю, что кризис Церкви (и западной, и восточной) был вызван именно кризисом ожидания: история не закончилась, Христос не пришел, наступил крах надежды и надо было как-то уживаться в новом безнадежном состоянии. И тогда пришла спасительная идея прогресса, того что из нашего состояния есть выход – через историческое развитие, восхождение человека.
Я не стараюсь идеализировать советскую систему. Я по своей сути человек маргинальный, мне всегда отталкивается дух… казармы. А, конечно, система и государство всегда бывает тяжеловесно, неповоротливо. Но вспоминаю школьные годы: даже при том, что чувствовалась эта застойная неповоротливость, я помню, что у меня было стойкое ощущение, что человечество вышло на некую широкую дорогу ведущую в будущее. И даже когда я морщился от скуки комсомольских собраний, от вида обкомовцев, я эту дорогу в будущее все равно ощущал. А сейчас что? Сейчас этот горизонт схлопнулся. Будущего нет, дороги нет, мы никуда не движемся, мы пребываем. А лично для меня очень проблематична ценность этого бесцельного пребывания, даже если мы не скатимся под откос. Пребываем, но для чего? Ну, националисты устремлены в прошлое, для них упоение в вечном возращении, в соответствии прошлому образцу. Но для меня нет никакой радости, никакого смысла в том, что, например, Россия будет просто повторяться в бесконечной смене поколений. Этот поезд никуда не идет. И я сижу в поезде, который никуда не идет. Ну и что? Сколько можно сидеть? Для чего? Надо наслаждаться тем, о чем поется в советской песне?

Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы.
Будут внуки, потом
Все опять повторится сначала.

И опять сначала, и опять сначала.
- Это нормальная смена поколений. Ты в принципе против жизни?
- Я против дурной бессмыслицы. Как долго ты сможешь выносить повторение присказки «На колу мочало, начинай сказку сначала»? Возможно, найдутся те, кому такая концепция истории нравится. Вот Ницше ей упивался, его последователи тоже. Но если я приму такую концепцию истории, то мне нечем будет дышать. Для того, чтобы мне дышать, обрести малый смысл своего бытия, мне нужен большой смысл. Чтобы моя малая история жизни, мой мини-рассказ имел значение, мне нуже мета-рассказ, большая история с целеполаганием. Если же в этом мире ничего не происходит и по большему счету не имеет смысла, то мне на все наплевать. Абсолютно. На мир, на Россию, на себя. Все это выглядит какой-то дурной шуткой, которую я отказываюсь понимать.
- Жизнь выглядит дурной шуткой?
- Конечно! Сама по себе жизнь, со всеми обыденными прелестями – есть всего лишь бесконечная морока. Это пребывание в суете не имеет в себе никакого оправдания, если она не включена в некий метафизический, большой смысл. Так может жить кошечкая, собачка, но не человек. Помнишь, как говорит Фауст: «Так пёс не стал бы жить! Погибли годы! Вот почему я магии решил предаться…»
- Так живут очень многие.
- И пусть себе живут. Но я не вижу ни в их, ни в своем бытии, никакого смысла, если это есть чистое повторение. Это ловушка, это насмешка, это издевательство, это большая мировая машина по производству бессмыслицы и ничем не оправданных страданий. Мы должны жить, суетиться, работать, чтобы взрастить новое поколение, оно будет тоже жить, суетиться, работать, чтобы взрастить новое поколение и так до бесконечности… Это машина безумия, которая постоянно сама себя воспроизводит, только для того, чтобы существовало безумие. Тогда возникает подозрение, что вся эта машинка выстроена для каких скрытых целей…
- Матрица?
- Да, Матрица. Кстати, у меня есть большое подозрение, что братья или уже сестры Вачовски не могли снять этот фильм. Все, что они снимали, включая последующие части Матрицы – это полная, дебильная чушь, которая совсем не похожа на первую «Матрицу». Тут какая-то тайна… Но мы не о том. Ты понимаешь, что в циклических системах, например, в буддизме наш мир – это подобие ада, в котором царствует демонический персонаж Мара. И счастье, великое благо в том, чтобы из этого ада бесконечных перерождений уйти. Вот и все. Потому, что больше тут делать нечего. Именно поэтому, как мне кажется, античный мир с его исторической цикличностью и принял еврейский взгляд на историю, что он обещал выход из этого бессмысленного повторения.
- Ну, для каждого человека есть возможность выхода через суицид.
- Альбер Камю поставил в центр своего философствования вопрос «Почему человек себя не убивает?»
- Мне попадались данные, что ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, а от 10 до 20 миллионов - совершают попытки. Разве мало?
- Да, но что же все остальные? Но если попытаться ответить на вопрос Камю, то сразу можно обнаружить причины: инерция, надежда, привычка, страх. Убивать себя в принципе больно. Но самое главное даже не в этом: нет никаких гарантий, что шутник, организовавший все это, не найдет возможности отправить тебя в места более страшные, чем наш мир. Поэтому, суицид, как акт освобождения от бессмыслицы и тяжести жизни выглядит каким-то наивным: кто дал тебе гарантии, что за гробом что-то кончается? В этом плане никаких гарантий нет. Но меня мучает такая фантазия: представь, что чудесным образом открылась бы такая доступная всем дверца в какой-нибудь эдемский сад потустороннего существования. И вот вам переход без страха, без боли, без агонии – просто открыл дверцу и вышел в другой, беспроблемный мир. Как много бы людей осталось на грешной Земле?
- Это у Чака Паланика есть такой сюжет, только там рай находился, кажется, на Венере.
- Да. Весь вопрос в том: а что нас держит в этом мире? Если это тюрьма, то есть и цепь. И эта надежная цепь – страх. А еще привычка. Почему мы живем? Потому, что мы несомы потоком жизни. Мы не субъекты, мы объекты. Нас что-то влачит и мы влачимся. И быть может наша жизнь действительно машина для питания каких-то демонических тварей, который едят наши слезы и пот. Поэтому мы стареем, умираем, - мы как разряженные аккумуляторы. Потом происходит перезарядка через смерть-рождение, и все повторяется снова.
Tags: статьи
Subscribe

  • Безумие в тупике

    Российская власть не может победить. МОСКВА, 12 апреля 2021, REGNUM: «Если Россия не ответит на агрессию Украины против Донбасса, ни…

  • Нет доверия

    В чем истоки «иррационального страха» перед вакцинацией. Госпожа Попова требует бесконечного продления масочного режима,…

  • Братцы! Черви!

    Странная история и то, как не надо бороться с фейками. Сначала немного о синхронизме по Юнгу. Ехал в маршрутке и в окошко на дверях магазина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment