blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

От чего гибнут народы?

На человеческом роде лежит какое-то проклятье. Казалось бы, будучи разумным существом человек наделен способностью делать выводы из горького опыта прошедших времен и избежать повторения гибельных ошибок. Но давно сказано: история учит тому, что она ничему не учит, и на грешной земле вновь и вновь разыгрывается все та же кровавая драма…
Мне под руку попалась книга Адре Боннара об античной цивилизации. Ничто не ново под Луной. Вначале у греков была общинная собственность на землю, она не подлежала продаже. Распределение участков земли происходило в соответствии с потребностями членов общины. Это, может быть, и не порождало высокой производительности труда, но зато избавляло от голода. Главный закон этого мира был таков: каждый член общины должен быть наделен средствами для выживания. Это логика единой семьи, которая дорожит своими членами.
А затем в греческую общину пришло разделение: она расслоилась и собственность из общинной стала индивидуальной.
Усугубило положение введение денег в виде монеты. Пока хозяйство было натуральным, богатство было трудно накапливать: зерно, масло или вино имело определенный срок годности, поэтому богачи покровительствовали беднякам, раздавая им продукты. Деньги же могли лежать в кубышке сколь угодно, более того - их можно было пускать в рост, давать ссуды под проценты. Так родилась “хрематистика” - вид производственной и коммерческой деятельности, нацеленный на накопление. Аристотель разделял “хрематистику” и “экономику”. “Экономика” - буквально означает “ведение дома”, домострой, материальное обеспечение экоса (дома) или полиса (города). “Экономика” – решает проблему удовлетворения потребностей народа (или семьи), для “экономики” важно, чтобы народ (или семья) была обеспечена всем необходимым, надежно защищен от холода и голода. А “хрематистика” (капитализм) – высшую цель видит в накопление, вне зависимости от того, как это сказывается на окружающих. Если накопления капитала можно достичь ценой истребления своих соотечественников, то с точки зрения “хрематистики” – это несомненный успех. Для традиционной общины “хрематистика” – казалась какой-то аномалией, извращением. Когда подобный вид деятельности восторжествовал в Древней Греции, то это обернулось страшной катастрофой.
[Spoiler (click to open)]
Власть денег привела к тому, что практически всей землёй аттической равнины завладели немногочисленные крупные собственники, а остальным остались лишь скудные участки на склонах гор, да и то в аренду, за которую надо было платить пятью шестыми урожая. К тому же крестьянам приходилось закупать в городе у кузнецов очень дорогой инвентарь, а свою продукции они были вынуждены продавать по дешёвке - крупные землевладельцы сбивали цены. Крестьянин сначала расплачивался землей, а потом и собственной свободой: в оплату долга шли его дети и жена, а потом и он сам превращался в раба. Надо сказать, что в Древней Греции раб в общем-то не считался человеком, а воспринимался, как одушевленный инвентарь. Таким образом, капиталистические отношения привели к тому, что простых греков в массовом порядке стали превращать в подобие двуногой скотины. Как описывает современник, голь, безземельная беднота тысячами умирала по весне.
Всё это стало причиной ожесточённых социальных конфликтов, Андре Боннар пишет: «Гражданская война представляла нормальное состояние всех греческих городов в VIII и VII веках до нашей эры». Это противостояние богатых и бедных, грабителей и ограбленных, растянувшееся на десятилетия, приняло характер «расовой войны». Богачи осознали себя высшей расой (сверхчеловеками) превосходящей весь прочий греческий народ. Андре Боннар пишет: «То была борьба «kalokagathoi» против «kakoi», по выражению, придуманному знатью. «Kalokagathoi» - это, в понимании аристократов, люди, которых занятия спортом и служение культу муз наделили всеми добродетелями: они прекрасны наружностью и преисполнены благородства. «Кakoi» - противоположное понятие, это злые и презренные люди – «чернь»; это те, кто по своему низкому происхождению составляют народ и не способны ни на какой поступок, который бы не был подл».
Конфликт достигший подобного накала уже не знал компромиссов, но Грецию от полной катастрофы спасли реформы Солона. Я не буду подробно останавливаться на их характере, здесь важнее другое – почему Солону удалось принести мир в Грецию? Без всякого сомнения – это была незаурядная личность, но дело не только в сильном уме. Солон, будучи благородного сословия, любил свое Отечество, весь свой народ – и бедных и богатых. Если бы не эта любовь, то его реформы никогда не состоялись: за всеми великими деяниями стоят великие чувства, способные творить чудеса. В 594 году до н. э. Солон был назначен архонтом, облеченным чрезвычайными полномочиями для проведения реформ в государстве. Адре Боннар пишет: «Первой и наиболее необходимой реформой — той, которая спасла класс полурабов-крестьян от полного закрепощения, было освобождение земель и людей. Освобождение земли выразилось в том, что межевые столбы, отмечавшие поля, попавшие за долги к богачам, были вырваны и брошены, а земля отдана прежним владельцам, превращенным в арендаторов или рабов. Освобождение же людей произошло так: неоплатные должники были освобождены от долгов одновременно с их землей, а долг с них снят. Более того, тех, кого продали в рабство в другие земли, отыскали, выкупили и освободили за счет государства; их снова ввели во владение прежними участками. Это освобождение земли и людей увековечено Солоном в стихах; они дошли до нас и свидетельствуют о глубокой привязанности поэта к земле и его любви к людям. Солон взывает к самой Земле, наиболее древнему из божеств, и просит ее свидетельствовать за него перед судом истории. Он заявляет:
Свидетельницей будет
пред судом времен
Мне богоматерь
Олимпийцев — черная
Земля благая в том,
что вырвал из нее
Я долговые знаки,
в ней забитые:
Была она рабою,
ныне — вольная.
В Афины вновь,
в отчизну богоданную
Вернул я многих, правдой
в рабство проданных
Или неправдой;
тем, кто по нужде ушел
Из-за долгов в изгнанье
и аттический
Забыл язык в скитаньях
по чужим местам,
И тем, кто дома здесь
терпел постыдную
Неволю и дрожал
перед хозяином,
Всем я вернул свободу.
Самые глубочайшие истины – просты и безыскусны, а, с другой стороны, ложь и зло любят украшать себя заумным, путанным многословие. Одна из великих простых истин в том, что только любовь созидает. “Хрематистика” со всеми ее неизбежными плодами могла восторжествовать в России только потому, что в наших правителях угасла любовь к Родине и народу. В лучшем случае они к нам равнодушны, не способны испытывать к нам состраданье. В худшем – они нас презирают и даже ненавидят, а значит они ничего, кроме разрушения и беды, принести в Россию не могут…
Tags: статьи
Subscribe

  • Духовная полиция

    Лишенный сана священник РПЦ Андрей Кураев в эфире НСН прокомментировал смычку силовиков и РПЦ, в частности, указывая на погром Среднеуральского…

  • Свирепость

    «В Волгограде задержан студент Кирилл Ежов, станцевавший в середине февраля на Мамаевом кургане около монумента «Родина-мать»…

  • Клиентоцентричность

    От российского государства остался только гимн, герб и флаг. "Новые Известия" пишут: «Масштабный и долгий конфликт между…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments