blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Экстаз разрушения

Разорванная ткань

Человек полностью не обусловлен социумом, всегда остается что-то еще, какая-то загадка. Но мы сформированы обществом, культурой. До такой степени, что невозможно отделить личное от общественного. Наша жизнь сплетена из отношений с окружающими, наш опыт включает опыт других людей, предшествующих поколений. Мы вплетены в эту общую ткань и мы разделяем общие болезни. И культурный, политический кризис, общая, национальная катастрофа нанесли ужасные повреждения этой общественный ткани. Эти повреждения не так заметны, как, например, те потери что понесла наша промышленность, наша социальная сфера. Можно видеть руины наших заводов, поля заросшие сорняками, остатки советских ферм. Но те раны, те руины, что оставили реформы в общественном сознании - глазу не так приметным. Мы видим только с последствия этих разрушений.
Вот лишь один небольшой, но красноречивый пример. Помню, что когда в детстве летом на каникулах жил у бабушки, то у соседей весь день была открыта дверь, и дверной проем прикрывала лишь развивавшаяся на ветру марля, спасавшая от насекомых. В нашей квартире дверь была чисто символическая, которую можно было пробить одним ударом кулака, с очень хлипким замком. Но это создавало каких-либо проблем.
Одним из первых следствием реформ стала установка металлических дверей и решеток на окнах. Но это же не просто окна и двери поменялись, изменилось что-то фундаментальное в нашей жизни, коренным образом что-то разорвалось, надломилось в наших отношениях. Мы стали более чуждыми друг для друга, угрожающими, враждебными. Наш мир стал другим.
Само слово социализм происходит от «социум». Можем долго говорить о том, как в Советском Союзе человека вплетали в общественную ткань, как его интегрировали в общество. С началом же реформ началась не только десоветизация, но и десоциализация. Люди выпадают, выдавливаются из общества, они утрачивают общую культуру, а вместе с тем и расчеловечиваются. А что собой представляет человек, который утрачивает человечность? Он даже не становится животным. Еще Аристотель сказал, что человек может стать выше или ниже чем животное, но он не может стать животным. Что пробуждается, что раскрывается в человеке, который вырвался из общественной ткани?
Человек существо деятельное, он обладает энергией, которая реализуется, изливается тем или иным способом. Как принято говорить, человек обладает неким потенциалом. Это излияние энергии может быть творческой, созидательной. Ну что если такие возможности для творческой реализации блокированы? Как тогда будет реализовываться, изливаться эта энергия?
[Spoiler (click to open)]
Творчество

Природа творчества таинственна. В ней есть что-то от нисхождения неземной силы. Слово «гений» - это римский аналог греческого даймона, демона. В античности демон вовсе не был однозначным носителем зла, как позже это стало в христианстве. У Гомера словом «демон» обозначается таинственное влияние божественной силы на человека, которое может быть как благим, так и несущим зло. В послегомеровскую эпоху слово приобретает более конкретный смысл, обозначая существ, занимающих посредующее положение между богами и людьми.
Очень интересно пишет о природе творчества Пушкин в своем стихотворении «Поэт»:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...


Пушкин, который знал о вдохновении не понаслышке, описывает нам нечто очень похожее на одержимость. На человека (который в обычной жизни ничтожнее прочих смертных детей мира) нисходит мощная, властная сила, которая целиком и полностью захватывает его, влечет куда-то, толкает к каким-то невиданным, необъяснимым действиям.
Если в обществе есть каналы для реализации этой творческой мощи, то понятно что произойдет - это общество рванется вперёд, будет расти, принимать другие формы, начнет изменяться и сам человек в процессе творческой самореализации. Но если эти каналы для созидательного развития закрыты, то как будет течь эта энергия. В каком направлении?

Очарование ужаса

Толстой сказал, что чем ближе наука к человеку, тем менее она точна. И так, как я веду разговор не об экономике или политике, а именно о человеке, причем о таких таинственных глубинах его души, о которых мы можем рассуждать гадательно, то невозможно говорить языком теорем и приходится скорее прибегать к символам и образам.
На меня произвела сильное впечатление книга Донны Тартт " Тайная история". В ней преподаватель Джулиан говорит со своими студентами о странном характере античной эстетики:
«   — Нет ничего ужасней кровопролития, — сказал Джулиан, — но ведь именно наиболее кровавые места у Гомера и Эсхила зачастую оказываются самыми великолепными. Красота редко несет покой и утешение. Напротив. Подлинная красота всегда тревожит. Но если красота — это ужас, то что же тогда желание? — спросил Джулиан. — Нам кажется, что мы желаем многого, но в действительности мы хотим лишь одного. Чего же?
   — Жить, — ответила Камилла.
   — Жить вечно, — добавил Банни, не отрывая подбородок от ладони».
Ну а потом речь заходит о значении иррационального в Античной Греции:
«Когда расставили чашки и Генри с церемонностью китайского мандарина разлил чай, мы заговорили о безумии, насылавшемся богами на людей, — поэтическом, провидческом и, наконец, дионисийском.
   — Которое окружено гораздо большей тайной, чем все остальные, — сказал Джулиан. — Мы привыкли считать, что религиозный экстаз встречается лишь в примитивных культурах, однако зачастую ему оказываются подвержены именно наиболее развитые народы. Греки, как вы знаете, не слишком сильно отличались от нас. Они были в высшей степени цивилизованны, придерживались сложной и довольно строгой системы норм и правил. Тем не менее они часто впадали в дикое массовое исступление: буйство, видения, пляски, резня. Я полагаю, все это показалось бы нам необратимым, клиническим сумасшествием. Однако греки, во всяком случае некоторые из них, могли произвольно погружаться в это состояние и произвольно же из него выходить. Мы не можем просто так отмахнуться от свидетельств на этот счет. Они вполне неплохо документированы, хотя древние комментаторы и были озадачены не меньше нас. Некоторые полагают, что дионисийское неистовство было результатом постов и молитв, другие — что причиной всему было вино. Несомненно, коллективная природа истерии тоже играла какую-то роль. И все же крайние проявления этого феномена по-прежнему необъяснимы. Участников таинств, образно говоря, отбрасывало в бессознательное, предшествовавшее появлению разума состояние, где личность замещалась чем-то иным — и под «иным» я подразумеваю нечто неподвластное смерти. Нечто нечеловеческое.
   Мне вспомнились «Вакханки». От первобытной жестокости этой пьесы, от садизма ее кровожадного бога мне в свое время стало очень не по себе. По сравнению с другими трагедиями, где правили пусть суровые, но все же осмысленные принципы справедливости, это было торжество варварства над разумом, зловещий и недоступный пониманию триумф хаоса.
   — Нам нелегко признаться в этом, — продолжил Джулиан, — но именно мысль об утрате контроля больше всего притягивает людей, привыкших постоянно себя контролировать, людей, подобных нам самим. Все истинно цивилизованные народы становились такими, целенаправленно подавляя в себе первобытное, животное начало. Задумайтесь, так ли уж сильно мы, собравшиеся в этой комнате, отличаемся от древних греков или римлян? С их одержимостью долгом, благочестием, преданностью, самопожертвованием? Всем тем, от чего наших современников бросает в дрожь?
   — Для всякого разумного человека, особенно если он, подобно древним грекам и нам, стремится к совершенству во всем, попытка убить в себе ненасытное первобытное начало представляет немалое искушение. Но это ошибка.
   — Почему? — спросил Фрэнсис, слегка подавшись вперед.
   Джулиан удивленно приподнял бровь. Длинный тонкий нос придавал его профилю сходство с этрусским барельефом.
   — Потому что игнорировать существование иррационального опасно. Чем более развит человек, чем более он подчинен рассудку и сдержан, тем больше он нуждается в определенном русле, куда бы он мог направлять те животные побуждения, над которыми так упорно стремится одержать верх. В противном случае эти и без того мощные силы будут лишь копиться и крепнуть, пока наконец не вырвутся наружу — с тем большим разрушительным эффектом, что их так долго сдерживали. Противостоять им зачастую не способна никакая воля. Гением Рима и, возможно, тем, что его погубило, была страсть к порядку. В римской архитектуре, литературе, законах хорошо видно это бескомпромиссное отрицание тьмы, бессмыслицы, хаоса. У греков все было иначе. Питая, подобно римлянам, страсть к симметрии и порядку, они тем не менее сознавали, как глупо отрицать невидимый мир и древних богов. Необузданные эмоции, варварство, мрак. — Смутное беспокойство проступило на лице Джулиана, и секунду-другую его взгляд блуждал по потолку. — Помните, мы только что говорили о том, как страшные, кровавые вещи могут быть необыкновенно прекрасны? Это очень греческая и очень глубокая мысль. В красоте заключен ужас. Все, что мы называем прекрасным, заставляет нас содрогаться. А что может быть более ужасающим и прекрасным для духа, подобного греческому или нашему, чем всецело утратить власть над собой? На мгновение сбросить оковы бытия, превратить в груду осколков наше случайное, смертное «я». Помните, как Еврипид описывает менад? Голова запрокинута назад, горлообращено к звездам, «так лань играет, радуясь роскошной зелени лугов». Быть абсолютно свободным… Конечно, можно найти и другие, более грубые и менее действенные способы нейтрализовать эти губительные страсти. Но как восхитительно выпустить их в одном порыве! Петь, кричать, танцевать босиком в полуночной чаще — без малейшего представления о смерти, подобно зверям. Эти таинства обладают необычайной силой. Рев быков. Вязкие струи меда, вскипающие из-под земли. Если нам хватит силы духа, мы можем разорвать завесу и созерцать обнаженную, устрашающую красоту лицом к лицу. Пусть Бог поглотит нас, растворит нас в себе, разорвет наши кости, как нитку бус. И затем выплюнет нас возрожденными.
   Теперь уже все мы сидели подавшись вперед и замерев. Я заметил, что у меня открыт рот и я слышу каждый свой вдох.
   — Это, на мой взгляд, и есть страшный соблазн дионисийских мистерий. Нам трудно представить себе это пламя чистого бытия».
По сюжету книги студенты вняли речам своего вдохновенного учителя и после долгих экспериментов смогли войти в экстатическое состояние (как говорят в книгах по психологии - в «измененное состояние сознание»). В этом великолепном неистовстве, когда рамки обособленной личности были разрушены, они носились по ночным просторам пока им на пути случайно не попался фермер, на участок которого они зашли. И эти вакханические студенты практически разорвали несчастного на куски, как одержимые Дионисом менады. Сквозь современную культуру, рациональность прорвалось что-то древнее, глубинное...
«Но это же художественное произведение и оно ничего не доказывает», - скажут мне. Конечно не доказывает. И не пытаюсь что-либо доказать. Я всего лишь хочу с помощью художественных образов и символов указать на нечто важное, что скрывается за рамками рациональных построений. И мифологический символ в данном случае может оказаться более полезным, чем сухие логические рассуждения.

Противоречивая природа человека

Что есть человек по своей природе?
Вот что сообщает нам античный миф о творении человека (цитирую из книги Мэнли Палмера Холла): «Вакхические ритуалы концентрируются вокруг аллегории о юном Вакхе (Дионисе или Загрее), разорванном на куски Титанами. После его убийства куски тела были брошены в воду, потом зажарены и съедены. Только сердце было спасено Палладой, и поэтому Вакх вновь смог ожить во всей своей красе. Юпитер, Демиург, разгневанный преступлением Титанов, убил их, испепелив молнией. Пепел их был использован для создания человеческой расы. А в нём содержались частицы Вакха, съеденного Титанами. Человек есть сложное творение, поскольку его части состоят из фрагментов Титанов, а его высшая природа – из священной бессмертной плоти (жизни) Вакха»
Таким образом человек заключает в себе две природы – титаническую, обособленную, эгоистическую, и дионисийскую, которая в своём стремлении к единству разрушает все барьеры, все формы все границы. Вакханалии - это и есть такая форма буйства, экстаза, в котором всякое ограничение снимается.
«Дионис - бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Кульминацией культа Диониса в Древней Греции был менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они же вакханки (от римского имени Диониса — Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы. В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс — длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми  змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал.  В припадке массовой истерии менады могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым. Кровожадность обезумевших вакханок, однако — это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие».
И понятно, что подобное преодоление форм, разрушения всяческих норм и границ может принять абсолютно разрушительный характер....

Бессмысленная жестокость

А теперь самое время перейти к примерам из жизни.
Вечером 3 июня в Лондоне произошел теракт: на Лондонском мосту фургон наехал на пешеходов. Из него вышли люди и стали нападать с холодным оружием на прохожих. В результате погибли семь человек. В больницы Лондона доставлены более 40 раненых. Чудовищное по своей жестокости преступление. Но это – теракт, за ним стояли определенные политические силы, преследующие определенные политические цели (долгий разговор – какие именно силы).
В этот же день в России так же случилось ужасное происшествие: в поселке Редкино в Тверской области электрик Егоров распивал спиртное в компании дачников. В ходе застолья между ним и другими участниками застолья произошел конфликт, после которого обидевшийся Егоров ушел за своим охотничьим карабином. Вернувшись, он расстрелял девять человек - четыре женщины и пять мужчин. Убивал с особой беспощадностью - одну из своих жертв он заставил копать себе могилу. Преступление повергло в шок всю Россию – своей жестокостью и бессмысленностью.
Через неделю история повторилась: вечером 10 июня в подмосковном поселке Кратово Игорь Зенков убил четырех прохожих выстрелами из окна своего дома, а затем начал отстреливаться от правоохранителей. В предсмертной записке он написал: «Устал жить».
Малахов этому трагическому происшествию посвятил одну из своих передач. Были приглашены очевидцы событий, так называемые "эксперты" и какие-то странные люди. Все это, как всегда у Малахова, шумело и галдело. Обсуждение свелось к поиску патологий в характере убийцы - что с ним не так, каких шариков в голове не хватает. Когда происходит подобный прорыв хаоса, защитная реакция требует представить случившееся локальной аномалией: дескать, у какого-то придурка снесло крышу от спиртного или жары. Заглянуть в бездну осмеливаются не все.. Лишь присутвовавший в студии психолог сказал что-то интересное: он упомянул такое явление как амок. Что это такое?
Википедия пишет: «Амок (от малайск. amoq — впасть в слепую ярость и убивать) — психическое состояние, чаще всего определяемое в психиатрии как этноспецифический синдром, свойственный жителям Малайзии, Филиппин и близлежащих регионов, характеризующееся резким двигательным возбуждением (как правило, бег) и агрессивными действиями, беспричинным нападением на людей. В немецком языке слово «Amok» получило расширенное значение и обозначает неистовую, слепую, немотивированную агрессию с человеческими жертвами или без них, вне каких-либо этнических или географических рамок».
Стефан Цвейг в своей новелле «Амок» (1922) так описывает это явление:
«— Знаете вы, что такое «амок»?
— Амок?.. Что-то припоминаю… Это род опьянения… у малайцев…
— Это больше чем опьянение… это бешенство, напоминающее собачье… припадок бессмысленной, кровожадной мономании, которую нельзя сравнить ни с каким другим видом алкогольного отравления… Во время моего пребывания там я сам наблюдал несколько случаев — когда речь идет о других, мы всегда ведь очень рассудительны и деловиты! — но мне так и не удалось выяснить причину этой ужасной и загадочной болезни… Вот как это бывает: какой-нибудь малаец, человек простой и добродушный, сидит и тянет свою настойку… сидит, отупевший, равнодушный, вялый… и вдруг вскакивает, хватает нож, бросается на улицу… и бежит все вперед и вперед… сам не зная куда… Кто бы ни попался ему на дороге, человек или животное, он убивает его своим «крисом», и вид крови еще больше разжигает его… Пена выступает у него на губах, он воет, как дикий зверь… и бежит, бежит, бежит, не смотрит ни вправо, ни влево, бежит с истошными воплями, с окровавленным ножом в руке, по своему ужасному, неуклонному пути… Люди в деревнях знают, что нет силы, которая могла бы остановить гонимого амоком… они кричат, предупреждая других, при его приближении. «Амок! Амок!», и все обращается в бегство… а он мчится, не слыша, не видя, убивая встречных… пока его не пристрелят, как бешеную собаку, или он сам не рухнет на землю…»
После такого истребительного импульса можно бесконечно долго анализировать причины, вызвавшее такое состояние. Но куда важнее понять - что такое вырывается на свободу в подобных случаях? Что там таится в глубинах человеческой души, какая угроза?
Когда мы говорим о современном российском кризисе, то, как правило, речь идет об экономике. Но человек не обуславливается полностью экономикой и экономическими проблемами. Человек есть нечто большее. Конечно, экономическое неблагополучия оказывает сильное влияние на самочувствие человека, но и этим его проблемы полностью не исчерпывается. Даже при относительном экономическом благополучии человек может просто заскучать и эта скука может стать не менее страшным дестабилизирующим фактором, чем низкий уровень жизни. Человеку недостаточно быть просто сытым, ему требуется что-то еще. А если социальные проблемы соединяются с иной, психологической неудовлетворенность, то получается гремучая смесь.
Герой Шукшина в "Калине красной" говорит: "Праздник нужен душе, праздник. Я его долго жду!"
Человек нужен праздник. Человек лишенный возможности творческой самореализации, сопричастности к общему делу, скучает на обочине жизни и жаждет праздника. И он может его найти во всеразрушающей оргии вакханического экстаза, в котором рушится мир, ставший чужим и ненавистным.
Кто-то хватается за топор, кто-то за ружье, чтобы устроить смертоносное веселье. Но у кого-то возможности намного шире и втянуть в пляску смерти они могут намного больше людей.
24 марта 2015 года во французских Альпах разбился самолет Airbus A320 немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings. На его борту были 144 пассажира и 6 членов экипажа. Прокуратура Франции объявила о том, что второй пилот самолета, 28-летний Андреас Любиц, скорее всего, намеренно направил самолет к земле.
Это не первый случай, когда основной версией авиакатастрофы становится самоубийство пилота.
9 февраля 1982 года, не долетев до Токио, рухнул самолет McDonnell Douglas DC-8-61 компании Japan Airlines. Причиной крушения, по версии следствия, стало то, что один из пилотов, Катаджири Сейджи, задействовал в воздухе реверсные устройства двигателей, которые используются при торможении. Из 174 человек, находящихся на борту, 24 погибли.
Самолет ATR-42 авиакомпании Royal Air Maroc потерпел крушение через десять минут после вылета из Агадира 21 августа 1994 года. По версии следствия, на высоте 16 тысяч футов пилот Йонес Хайати отключил автопилот и сознательно направил самолет к земле. В результате авиакатастрофы погибли 44 человека.
19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir упал, выполняя рейс по маршруту Тегеран — Сингапур. В 2000 году Национальный совет по безопасности на транспорте США сделал свое заключение по этой аварии. В нем указывалось, что один из членов экипажа (скорее всего капитан) отключил запись звука в кабине пилота, перевел самолет в ручное управление и направил его вниз. В авиакатастрофе погибли 97 пассажиров и 7 членов экипажа.
31 октября 1999 года в Атлантическом океане разбился Boeing 767 авиакомпании EgyptAir. Национальный совет по безопасности на транспорте США, исследовав материалы черного ящика, пришел к выводу, что второй пилот Гамил Эль-Батути сознательно отключил двигатели, когда командир воздушного судна покинул кабину. Вернувшись в кабину, командир спросил второго пилота «Ты отключил двигатели?» и после этого взялся за штурвал. Самолет начал набирать высоту, но второй пилот продолжал тянуть штурвал вниз. В результате катастрофы погибли 217 человек.
29 ноября 2013 года самолет Embraer 190AR авиакомпании LAM Mozambique Airlines потерпел крушение в национальном парке Бвабвата. Предполагается, что капитан ввел команды, которые привели к резкому снижению самолета. В результате авиакатастрофы погибли 27 пассажиров и 6 членов экипажа.
Но ведь так загрустить может не только пилот самолета, но и оператор атомной станции.

Космос и хаос

С.С.Аверинцев пишет: «Во всех мифологических системах космосу присущи определённые черты:
1. Космос всегда вторичен. Он противостоит хаосу. Космос вторичен и во времени, и по составу элементов, из которых он складывается. Космос возникает во времени и во многих случаях – из хаоса или из элементов, промежуточных между хаосом и космосом. Часто космос возникает путём восполнения, прояснения свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота – в заполненность, аморфность – в порядок, непрерывность – в дискретность, безвидность – в «видность» и т.п. Космос характеризуется временностью не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа или пожара). Космос может погибнуть и в результате постепенного снашивания, срабатывания космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа космоса мыслится как окончательная; в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового космоса (например, в Эдде «Прорицание вёльвы»).
2. Взаимоотношения космоса и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. В этом случае космос часто представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает космос извне. Расширяющийся и самоустраняющийся космос оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. В этом случае схема космоса, объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной – сферическая. Эта сферическая схема может заменять вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже космоса или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами космоса)».
Таким образом, космос подобен острову, который может быть поглощен изначальной стихией хаоса. И этот хаос рвется не только извне, он и внутри нас.
Экхарт Толле пишет: "Я гулял недалеко от Лос-Анжелеса и увидел разрушенное здание, которое сгорело 40 лет назад. Крыши не было, а внутри здания росли деревья. Городской совет повесил знак: "Опасность! Все структуры нестабильны".
Все структуры нестабильны, а человек очень нестабильная структура. Мы, к сожалению, в своей беззаботности утратили ощущение хрупкости нашего мира, нашей культуры и самого человека...
Tags: статьи
Subscribe

  • Зависимый фашизм

    Что у нас такое устанавливается? Нам уже в лицо заявляют, что нас хотят убивать. Нас хотят расстреливать, конечно же - ради нашего спасения.…

  • В целях безопасности

    Похуже танков Гудериана Как вы знаете, в Казани запустили обкатывание системы с кукареку-кодами на общественном транспорте. В первый же день…

  • Перепись прошла. Стороной.

    Что это вообще было? Лента.Ру пишет: «Число принявших участие во Всероссийской переписи населения граждан превысило 100%, сообщил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment