blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Схема и символ



Мы захвачены житейским схематизмом. Это очень облегчает жизнь. В детстве мир был бескрайним и бесформенным. Но мы благодаря социализации узнали  имена вещей, их характер, научились их распознавать. В дальнейшем мы уже не встречаемся с тайной мира, нам все понятно, все известно, - мы занимаемся систематизацией и каталогизаторством. Как это работает в общении с другими людьми? У нас в голове находится подобие каталога, шкафчика с бирками - «козел», «придурок», «прикольный», «классный» и при встрече с новым человеком мы карточку с его именем как бы в один из ящичков помещаем. И в следующий раз мы не будем задаваться вопросом «Кто он такой?», а просто заглянем в свой каталог, извлечем карточку и скажем про себя: «А! Ну, этот тот самый дурак». Никаких неожиданностей. А так как и окружающие люди живут в духе того же схематизма, который применяют не только в отношении окружающего мира, но и самих себя, то все работает. Мы же не только мир схематизируем, мы и себя схематизируем, втискиваем в рамки определенной простой схемы, не ищем в себе сложности. И так рождается мир схематичной ясности, механичности, автоматичности, в котором исчезают сомнения. А в динамичной жизни, где нет такой роскоши как время для сомнений - это является удобным способом существования.
Нельзя просто ругать механицизм. Механицизм подарил человеку оптимистическую веру в познаваемость мира. Чтобы понять альтернативу, достаточно заглянуть в «Дао дэ Цзин» где сказано: «Дао, о котором можно говорить, не является истинным Дао». Правда, помимо этой фразы Лао Цзы много чего еще в этой книге написал, но принципиальный подход ясен. Есть океан бытия, в который невозможно проникнуть умом, который нельзя охватить разумением.
[Spoiler (click to open)]Механицист рассуждает не так: мир состоит из механизмов. Их можно разобрать на винтики, изучить, понять суть. Механизм - раб функции, для которой он создан. И эту суть можно открыть, обнаружить, как косточку в абрикосе. Механизм тотально рационален. Это укрепляло веру во всемогущество ума, который мог подыскать отмычку к чему угодно! Именно такая вера и породила этот всплеск науки, а среди них и родила психологию. До сих пор невозможно было найти подход к такой неосязаемой стихии, как человеческая душа. Но представление, что психе - тоже механизм, позволило и ее сделать предметом изучения, поиска того, как все эти психологические шестеренки и пружинку вращаются, работают, порождая феномен человека. Дао не поддается изучению, познанию, а Вселенная как большой механизм - вполне поддается.
И, конечно же, механицизм открыл большие просторы для воли к власти. Потому, что изучив механизм - можно им управлять. Помните, как там говорили в советском фильме про Электроника? «Где у него кнопка?» Можно найти кнопку в генетических процессах и управлять ими, можно найти кнопку психологических процессов и управлять ими. Разобрать социум на составляющие шестеренки, понять как они функционируют и создать тотальное управление. Правда тут - на пике всемогущества - обнаруживается одно «но»... Если все является сетью механизмов, то кем является оператор, который ими управляет? Понятное дело, что простой смертный, даже много чего узнавший, - всего лишь один из механизмом. И его ум, его «Der Wille zur Macht», его страсть к могуществу - всего лишь одна из шестеренок большого механизма, которые крутит подлинный творец, эдакий Карабас Барабас мирового театра марионеток.
Другая проблема скорее эмоционального рода - схематизированный, механистичный мир рождает скуку. Все просто, ясно, предсказуемо и уныло...
Чем схема отличается от символа? Схема двухмерна и однозначна. Они призвана для того, чтобы систематизировать, упрощать реальность, и подчас она ее начинает замещать. Человек, чье восприятие полностью схематизировано, сам превращается в автомат, он теряет способность к живому восприятию. Он не воспринимает, а считывает схемы.
Символ имеет глубину, он многомерен. Он представляет собой мост между мирами, указатель на нечто большее, что скрывается под поверхностной внешностью.
Мы можем, к примеру, воспринимать дерево схематично: идем по улице, мельком бросаем взгляд – «Акация цветет, вяз опять жрут жуки, тополь замучил своим пухом, нет спасения от аллергии». Что такое дерево? «Дерево – это дерево», - отвечаем мы и зеваем, чувствуя глупую неуместность такого вопроса. Все ясно. Дерево – это дерево, стол – это стол, мир – это мир. Логика тождества А=А.
Символ предлагает иное тождество А=Х, где Х – неизвестное (Х знает что!). Однажды в проливной дождь мы стоим под козырьком остановки, сверкает молния и при ее вспышке мы видим силуэт дерева, который что-то будит в нашей душе - смутные образы, тайные эмоции, и мы внутренне трепещем, чувствуя величие тайны, на миг приоткрывшейся нам…
Вещи в такой восприятии не так однозначны, люди вовсе не так однозначны.
Помню интересную запись в дневнике Толстого, не буду искать, но смысл ее примерно такой: «Мы привыкли считать, что человек однозначен, что он всегда бывает злым или добрым, умным или глупым. А человек бывает разным. Человек на самом деле вот что» и дальше в дневнике шел рисунок бесформенной загогулины.
Читаю сейчас интересную книгу Наума Берковского «Романтизм в Германии». Он пишет: «Возможность — это свобода, внутриприсущая самой природе вещей. Объективная жизнь не знает однолинейного принуждения — внутри нее, по Шеллингу, творится выбор, какой-то путь получил предпочтение, надолго ли, неизвестно, есть и другие пути, предлагающие, чтобы их испытывали. О природе, о жизни объекта у Тютчева сказано: «В ней есть свобода». И если есть свобода в явлениях извне, то тем более должно и можно ревновать о свободе человеческой личности... Возможности, скрывающиеся за всяким реальным образом реального мира,— они-то и служат источником человеческой свободы. Воплощаемое для романтиков всегда богаче и многообразнее, чем само воплощение, и если кто спорит с воплощением — прежде всего сам художник, — то в этих возможностях, в него не вошедших и реющих вокруг него, он найдет союзников. […] Романтики относились полемически к литературе характеров и психологического анализа. Программные заявления Новалиса: «Удивительно, что внутренний мир человека до сей поры рассмотрен так скудно и трактован так бездуховно»; «Так называемая психология — это лярвы, занявшие в святилище места, положенные истинным богам». Характеры неприемлемы для романтиков, ибо они стесняют личность, ставят ей пределы, приводят ее к некоему отвердению. Известен интерес у поздних романтиков к маске — у Брентано, у Гофмана. Маска — это ступень отвердения, следующая за характером, маска — характер в «потенцированном» виде, если пользоваться языком Шеллинга. Новалис, как видим, говорит о куклах. Характер — та из возможностей человека, что победила и требует поэтому для себя догматического значения. Романтики исходят из дуализма души и характера, — в душе содержится человек во всех его возможностях, в путях, им не пройденных, но возможных для него. Характер — действительность человека, развязка коллизии между ним и внешним миром, скорее всего компромисс между обеими сторонами или — хуже того — печать, навсегда оттиснутая внешним миром, поражение от внешнего мира, понесенное человеком. Для романтиков самый естественный способ воссоздать человека — через лирику и музыку. Это прямая связь с его душой, с непочатым в ней, с чем, что не профанировано в ней современниками и их бытом».
Романтики считали, что через музыку можно прорваться к внутренней свободе души, выйти из ограничивающей кожуры маски-характера. Маски, которая как у Фантомаса срослась с лицом, с которой мы окончательно отождествились.
Дон Хуан у Кастанеды называл четырех врагов человека. Не буду о всех, важны первые два: сначала страх, потом ясность. Это близко тому, о чем я сейчас пишу. Страх перед бескрайностью и бесформенностью мира рождает страсть к его овладению через схематизацию. Итогом которой является иллюзия ясности. Ясность и понятность – состояние обыденного мировосприятия.
…Еду как-то в маршрутке, гляжу в окно, вижу тесную вереницу автомобилей в блеске унылых солнечны лучей, но вдруг понимаю, что такая привычная, ясная картина скрывает нечто другое… Бесконечная Вселенная, совершенно неизвестная, в которой почему-то родилась эта планета, с этой жизнью, с этими людьми, с этими машинами… И все происходящее на самом деле – абсолютно необъяснимо, есть тайна и загадка. И все, что создает нам иллюзию ясности – не более чем привычка и заученный набор слов. Но потом я понимаю, что и сами слова тоже рождены тем же потоком, что и человек, и сама планета. И вот вместо плоского, ясного, схематичного мира вдруг открывается что-то таинственное, бесконечное, некий изначальный абсолютный океан рождающий всё, что мы видим. И тогда открывается, что мир, который кажется обыденным, - и есть манифестация Абсолютного. Та тайна, которая мучительно чувствовалась, искалась – она прямо здесь, перед нашими глазами. И если хочешь увидеть Бога – достаточно подойти к зеркалу.
И я попытался срифмовать это состояние:

Это вечность. Спешить вовсе некуда.
За окном в небесах облака,
Шум машины, кузнечиков стрекоты,
Я за компом вспотевший слегка.

Это все преходящее в вечности -
Эти мысли и эта рука.
Это было в моей бесконечности:
Радость детская, скорбь старика.

Торопливостью суть закрывается,
И тревожностью: «Надо успеть!»
Это бренность в безбрежность вливается -
Можно просто сидеть и смотреть.

Даже мелкое – очень божественно,
Даже в глупости мудрость Творца.
…Суета тоже очень естественна,
Нет ошибки и нету конца…
Tags: статьи
Subscribe

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…

  • Кто же нас "лечит"?

    Кто вдохновляет на странные схемы "лечения" от ковида? Мне любопытно – как именно в наших больницах лечат от пресловутого…

  • Торжественное оскорбление

    В Волгограде над педагогами поставили социальный эксперимент? Недавно у нас в Волгограде решили поощрить педагогов. Вероятно, не только в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments