blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ: традиция тысячелетий

Каким должен быть мемориал?
Я по образованию архитектор. Нам на занятиях архитектурного проектирования задавали разные темы проектов. И вот представляю, что бы сделал я, если бы мне поставили задачу, схожую с той, которая в своем время была поставлена перед авторами мемориала на Мамаевом кургане. Скорее всего, я тоже бы придумал что-то вроде «Пантеона Славы» - с именами павших героев, с совет-ской атрибутикой. И даже со скульптурами помещение выглядело достаточно статично, в нем не хватало чего-то живого… И было бы великолепной находкой поместить в центре этого архитектурного пространства огонь, он моментально все изменяет, оживляет и - одухотворяет.
Огонь - удивительное явление. Он вроде бы материален, присутствует в нашем мире и в то же время представляет собой что-то почти нематериальное - подвижное, легкое, сияющее… Поэтому с древнейших времен он воспринимался как некий посредник между мирами. Можно сказать, что огонь - архетипический символ, оказывающий мощное влияние на наше сознание, на нашу психологию. Огонь с древнейших времен был составной частью самых различных культов.
Надеюсь, не утомлю тебя, дорогой читатель, историческим экскурсом, просто хочется в данной теме проявить основательность, подкрепить свои доводы фактами.

Культ огня в Индии
Бог огня Агни играет значительную роль в ведической и индуистской мифологии. Он выполняет посредническую функцию между людьми и богами. Ведических ариев можно с полной уверенностью назвать огнепоклонниками, поскольку культ огня в религиозной жизни древних ариев занимал важнейшее положение. Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы. По числу упоминаний в гимнах он занимает второе место после великого Индры. Бог Агни наполняет своей животворной энергией всю Вселенную, соединяя между собой верхний, средний и нижний миры. Ведические арии считали, что Агни укрепляет небо и землю, рождает оба мира, знает все пути, обладает всей мудростью на свете, ему известны все тайны богов и людей, он наблюдает за всем, что происходит, поскольку присутствует во всех творениях. Агни (огонь) структурирует космос и устанавливает иерархию в обществе, следя за соблюдением законов и религиозных ритуалов. Он помогает людским молитвам достучаться до небес. Но Агни не только горит, сияет в пылающем дереве, он присутствует среди людей и наполняет их внутренним светом.(А.Валяев. zoroastrian.ru)

Культ огня в Древнем Иране
В зороастризме огню отводится исключительная роль - он считается высшим творением Ахурамазды. Огонь разлит по всему космосу и пребывает во всех его живых творениях, кроме храфстры - порождений злокозненного Ахримана. В авестийской традиции огонь почитали под именем Атар, которое в среднеперсидской форме трансформировалось в Адур. Все народы индоиранского региона с древнейших времен поклонялись огню. По представлениям индо-иранцев, огонь воплощал Истину-Ашу и был ее зримым проявлением в реальном мире. Считалось, что жертвенное возлияние огню увеличивает силу истины и правды в мире, ибо истина - дух огня. Зороастрийцы, продолжая традицию древних ариев, наделяли огонь качествами подателя благ, удачи и счастья.
Согласно ранним верованиям, молитва, обращенная к жертвенному алтарному пламени, обладает большей магической силой, ибо ее возносит к небесам сам Нарья-Санха - посредник между людьми и Изедами. Таким образом, через посредство огня устанавливается духовная взаимосвязь между миром людей и миром Истины.
Персы, будучи одним из народов индоевропейской группы, возвели культ огня на недосягаемую высоту священнодействия. Если в других индоевропейских традициях почитание этой стихии ограничивалось поклонением огню как семейному пенату либо охранителю государства, то в религии Заратуштры огонь предстал в образе видимого тела Творца Вселенной Господа Ахура-мазды. Атар тесно связан с космическим законом Аша, установленным Творцом, он в качестве животворной нематериальной субстанции пропитывает собой весь космос, наполняя жизненной энергией создания Хормазда. Зороастрийцы поклоняются не самому огню, а той высшей светоносной космической субстанции, которая воплощается в плазменном состоянии вещества в виде чистой энергии.
Зороастризму было уже около двух тысяч лет, когда был воздвигнут первый храмовый комплекс для поклонения негасимому пламени священного огня. Вместо рукотворных статуй в центре зороастрийского святилища был воздвигнут алтарь Вечно горящего огня, постоянно поддерживаемого приставленными к нему жрецами.
Традиция строгого убранства храмов огня сохранилась до настоящего времени. Молитвенная комната устроена исключительно просто, в ней нет ни статуй, ни каких-либо выразительных архитектурных элементов. На стенах и потолках отсутствуют фигурные и орнаментальные композиции. Внимание верующих сосредоточено только на жаровне с огнем, и ничто не может отвлечь от созерцания огня, живого образа Бога. В отличие от представителей других индоевропейских религиозных традиций, зороастрийцы в качестве приношений огню использовали только сухие дрова, благовония и масло. Заратуштра - основоположник первой этической религии, восстал против кровавых жертвоприношений и осквернения огня жертвенной кровью. (А.Валяев. zoroastrian.ru)

Культ огня в Древнем Риме
Культ огня, в римской мифологии воплощенный в образе богини Весты, восходит к древнейшим индоевропейским традициям. Древние римляне видели в огне священного очага городской общины и отдельных домов божество, именуемое ими Вестой. Согласно античной мифологии, Веста (огонь) была первым ребенком Кроноса (времени) и Реи (пространства). Огонь - первая стихия, возникшая из пустоты при рождении мира, он наполнил своей животворной энергией все последующие творения и дал толчок к эволюционному развитию Вселенной. Веста, воплощающая в образном миропонимании римлян идею светоносности и чистоты, в отличие от других божеств греко-римского пантеона не имела каких-либо антропологических признаков. Овидий в "Фастах", воздавая хвалу богине, говорит: "Веста - это горящий и яркий огонь, и вы не увидите тела, рожденного из пламени. Ни Веста, ни огонь не имеют облика. Изогнутая крыша храма Весты не содержала ни одного образа, ни одной статуи". Веста дала клятву навсегда оставаться девственницей, за что Юпитер наградил ее привилегиями: для смертных она самая почитаемая богиня; ей поклоняются во всех храмах и у домашнего очага, из всех богов ее призывают первой. Веста почиталась как покровительница государства, поэтому святилища Весты находились в каждом городе. Ей воздвигались алтари в центрах городов как охранительнице общественных союзов. Когда жители покидали родной город, они увозили с собою огонь, взятый на алтаре этой богини, для того, чтобы зажечь огонь на новом месте. Общественные здания Римской империи, в которых поддерживался священный Вечный огонь, назывались Пританеумами.
Не меньшими привилегиями в обществе пользовались весталки - жрицы Весты, поддерживавшие священный Вечный огонь, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не доложен был гаснуть. На улице весталки показывались в сопровождении ликтора, который нес перед ними символы власти и величия - фасции (пучки прутьев с секирой). Если весталкам попадались по дороге осужденные на казнь, они могли отменить приговор и именем богини даровать жизнь. Дурным предзнаменованием для Священного города считался погасший на алтаре Весты огонь.
Культ священного огня был распространен по всей территории Европы, о чем свидетельствуют сохранившиеся у североевропейских народов праздники Бельтайна, Самайна, летнего и зимнего солнцестояний, ритуальным центром которых всегда был священный огонь. Эти праздники были призваны увеличить жизненную силу и благосостояние людей, которое напрямую зависело от плодовитости животных. В тяжелые годы, когда наступали мор, засуха и голод, зажигали даже, так называемые, "огни нужды", призванные обезпечить плодовитость скота и защитить его от болезней. (А.Валяев. zoroastrian.ru)

Культ огня в Древней Руси
Б.А.Рыбаков пишет в книге "Язычество древней Руси": "Изображение Перуна было поставлено Добрыней в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 г. "Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют "перун". И на том месте, где стоял Перун, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью". В 1951 - 1952 гг. новгородская археологическая экспедиция, руководимая А. В. Арциховским, произвела раскопки на Перыни. Урочище Перынь находится у самого истока Волхова близ Ильменя на небольшом плоском холме, который во время половодья превращается в остров. Раскопки велись в центре этого холма. В результате очень тщательных раскопок выявилась круглая площадка диаметром в 21 м, в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного изображения Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по странам света (по румбам). В каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами. Святилище находилось под открытым небом, как и множество других славянских святилищ сходных по форме и размерам".
Б.А. Рыбаков пишет в книге "Язычество древних славян": " Культ огня в самых различных формах дожил до начала XX в. повсеместно. Огонь называют "богом", "святым огнем"; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносят из старого жилища в новое. В определенных случаях зажигают путем трения новый, "живой огонь". "Мы почитаем огонь как бога",- говорили жители Подолии. "Его (огонь) нужно почитать все равно как бога",- говорили на Полесье.
Видное место занимает огонь в заговорах-заклинаниях. В Сибири записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли: "Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив!". Древние источники говорят о культе Сварожича под овином, где должен гореть огонь, высушивающий снопы. Белорусы, разводя огонь под овином, бросали в него необмолоченный сноп ржи как жертву огню. Таким образом, мы видим, что культ огня, обожествление огня дожили почти до наших дней. Исчезло только наименование его Сварожичем, и, очевидно, это произошло давно, так как нигде нет никаких следов этого имени".
Исследователь славянского наследия А. Е. Богданович в этнографическом очерке "Пережитки древнего миросозерцания у белорусов" пишет: "В воззрениях белорусов огонь является одной из основ семьи, домашним пенатом, началом целебным и всеочищающим. Особенно это сказывается в захолустных местностях. Там в каждой семье стараются поддерживать свой огонь, тщательно загребая горячие уголья в печурку. Он вздувается по мере надобности. При переходе из одного жилья в другое, при семейном разделе, несут с собою огонь из домашнего очага".
В понимании наших предков негасимый огонь символизировал жизненную силу, энергию продолжения рода, благодать и богатство. На Полесье его так и называли - "багацце". Когда из дома родителей огонь переносили в дом, построенный для молодоженов, то вместе с этим огнем на новый дом распространялась благодать предков и покровительство праотца Чура.

Символика огня в христианстве
С огненными символами мы встречаемся и в Евангелии. Спаситель говорит: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук.12:49)
В "Деяниях Апостолов" говорится о нисхождении Святого Духа: " При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать".
Апостол Павел говорит в своих посланиях о Духе, как об огне: "Духа не угашайте". Вечный огонь предстает и как Судия, испытующий нас: "13 [...] Дело каждого обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня". (1Кор.3:13)
Огонь занимает особое место в православном храме. "Настольная книга священнослужителя" сообщает: "В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе-за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами "Свет Христов просвещает всех". Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. [...] Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для простого освещения в миру, ибо Церковь - это Царство не от мира сего (Ин. 17, 14, 16; 18, 36)".
Сайт "Миссионерского центра Светочъ" (Центр работает по благословению, за Христа смерть принявшего о.Даниила Сысоева) пишет: "Учитель церкви Тертуллиан говорит: "Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа - Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме". Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Храм -это место где светит свет веры, свет Божий. "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин 1-5)
Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов.

Молитва на возжигание огня:
Возжги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты, бо еси невещественный свет мира, прими сие вещественное приношение свет и огонь, и воздажь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь"
В этой связи нельзя не вспомнить и пасхальный праздник сошествия священного огня в Иерусалиме, от которого ежегодно зажигаются огни в других храмах. Князь Трубецкой в своей работе "Два мира" утверждал, что сами маковки церквей символизируют огонь.
Известный специалист в области риторики и семиотики профессор Московской духовной академии и заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ профессор Александр Волков очень интересно рассказывает о том, как преломилась в христианстве языческая традиция: "Что такое литургия? Исторически литургия была сакральным, языческим действием, общественной повинностью в греческих полисах. Что такое Вечный огонь? По латыни - это Ignis vigil. А всенощное бдение - это Vigilia (бдение - лат.). Это действие, насколько можно представить, было связано с богинями Церерой, Либером и Либерой, составлявших т.н. плебейскую ТРОИЦУ богов (в противоположность патрицианской ТРОИЦЕ - Юпитер, Юнона и Минерва). Итак - эти группы языческих богов вместе назывались по-латыни "trinitas" - так впервые было использовано это слово, от него произошло французское Triniti, английское слово trinity (Троица)".

Огонь в философии
Ко всему этому можно добавить образы огня в философских учениях. Например, греческий философ Гераклит (ок. 535-475 гг. до Р. Х.) считал, что в основу мироздания положен Единый принцип - Огонь: "Этот космос всегда был, есть и будет вечно живым Огнем, мерно загорающимся и мерно потухающим..." Этот Огонь никогда не умирает, Он вечен, но находится в состоянии беpпрерывного изменения.
По Шпенглеру (1880-1936) космос определяется единством двух сил - огня и воды, тепла и холода. Поскольку сущностью жизни оказывается огонь (пламя), живущий за счет постоянного распространения (агрессии), постольку самосохранение жизни оказывается тождественным ее самораспространению (экспансии): "Мощная порода растений и зверей, виды, расы, кланы, семьи, особи - все эти вспышки пламени и борьба против холода, смерти".

Продолжение Традиции
Таким образом, в советских мемориалах с Вечным огнем продолжилась очень древняя традиция. Я не вполне понимаю, на каком основании их можно считать чем-то "сатанинским"?
На нашем районном кладбище продаются подобия лампадок: небольшие стеклянные колбы с крышечками, а в них свечи. Многие ставят такие лампадки с зажженным огнем на могилах. Так неужели тем самым люди совершают некий сатанинский обряд, пытаются вызвать из преисподней Люцифера? Но если заж-жение лампадки на могиле родственника не является сатанизмом, то почему большая лампада в виде Вечного огня на могиле павших героев - это проявление сатанизма? Что за мрачная фантазия - я не могу понять.
На Мамаевой кургане находится Воинское мемориальное кладбище, так почему же большая лампада с вечным огнем могла показаться чем-то "сатанинским"?
Может быть, не нравится оформление этой лампады в Пантеоне славы? Может быть, факел - непременный атрибут сатанинского культа? Но извините, тогда получается, что во время факельного шествия мы совершали сатанинский обряд.
В "Энциклопедии знаков и символов" говорится следующее: "Факел - чрезвычайно важный и многозначительный символ огня, света, жизни, правды, разума. Факел, изображавшийся на могилах, знаменовал собой память об умерших, а также свет, направляющий душу во тьме загробного царства. В иконографии факел можно видеть в руках Фомы Аквинского - им святой изгоняет искушающую его молодую женщину, символизирующую плотский грех, и в зубах собаки, сопровождающей св. Доминика. В Средние века, Новое и даже Новейшее время (XX в.) без факелов не проходило ни одно торжественное шествие, устраиваемое вечером или ночью. Рука, сжимающая факел с многоязыким, развевающимся по ветру пламенем, - эмблема прогресса".
Почему кому-то могло показаться, что рука сжимающая факел в «Пантеоне Славы» на Мамаевом кургане - непременно идет из преисподней и принадлежит Люциферу? Все, что идет из-под земли - исходит из самой преисподней? Деревья своими корнями уходят глубоко в землю - значит они посланники ада?
Это ведь очень наив-ное представление об аде - будто он находится под землей на глубине стольких-то километров. "Царство Небесное внутри вас", - сказал Спаситель. Реальность рая и ада носит не физический характер, иначе можно будет утверждать, что до Царства Небесного можно долететь на ракете, а до ада добраться с помощью лопаты и кирки.
Но самое главное - это мировосприятие. Как относиться к Земле? Как к творению Божьему, как к святыне, в которой покоится прах предков, как к Кормилице - Матери Сырой Земле, или же, как к проклятому, отравленному злом обиталищу Люцифера?
Юрий Миролюбов пишет в книге "Сакральное Руси": "Русский народ особенно любил свою Землю. Уезжая куда-нибудь, он молился, потом все садились на лавицах, сидели молча минут пять, а затем отец или мать вставали, выходили на двор, пока остальные продолжали сидеть, и возвращались с горстью Земли, взятой со двора: "Вот, бери и храни Родную Землю!" Сын брал Землю в чистый платок и завязывал его узлом. Этот узелок путешествовал в сундучке со всеми иными вещами с ним повсюду. Если дела указывали путь в дальний край или же даже заграницу - хотя русский народ неохотно покидает свой родной край - передача Земли приобретала особенно торжественный характер: Землю давали наравне с иконкой, крестиком и платочком "на память". Этот жест передачи Земли приобретал почти религиозное значение. Иные даже заворачивали иконку, крестик, платочек материнский в Другой платок, размером побольше и получше видом. Материнское благословение и горсть Земли были той святыней, которую человек, уезжая далеко, увозил с собой. Землю клали в кивот, под образ Складня, старинной иконы. У моего деда, например, был тяжелый серебряный Крест, в котором была Земля с прадедов-ского поля. В этом обычае есть нечто религиозное. Идет оно с древности, когда Землебог был одним из почитаемых Божеств".

Обелиск
Мне еще пришлось по случаю услышать мнение, что будто бы обелиски у Вечных огней представляют собой изображение фаллоса, дескать, сатанисты-коммуняки намеренно сделали так, чтобы люди поклонялись чему-то непристойному.
Я невольно вспоминаю фрагмент эссе "Вечный человек" христианского мыслителя Гилберта Кита Честертона. Он пишет: "Однажды летом я сидел на лугу в Кенте под сенью маленькой деревенской церкви и беседовал со спутником моих тогдашних странствий. Он принадлежал к кружку эксцентриков, которые исповедовали собственную новую религию и называли ее Высшей Мыслью. Я предпочитал его им всем и с удовольствием отправился бродить с ним; а в лесу мне то и дело казалось, что загорелое лицо, густые брови и козлиная бородка придают ему сходство с Паном. Итак, мы сидели на лугу, лениво глядя на вершины деревьев и шпиль деревенской церкви. Вдруг мой спутник сказал: "А вы знаете, почему этот шпиль так торчит?" Я ответил, что не знаю, и он безпечно бросил: "То же самое, что обелиски. Фаллический культ". Я взглянул на него - он лежал на спине, задрав к небу козлиную бородку, - и вдруг он показался мне не Паном, а дьяволом. Не меньше секунды я чувствовал то же самое, что чувствовали люди, когда жгли ведьм; но тут ощущение чудовищной нелепости спасло меня. "Ну конечно, - сказал я, - если бы не фаллический культ, он бы стоял на острие". Мой спутник, по-видимому, не обиделся".
Т.е. "ищущий" человек при желании обнаружит следы фаллического культа не только в мемориальных обелисках, но и в маковках христианских церквей, и даже в головных уборах церковнослужителей…
По этому поводу следует сказать, что идея ставить обелиски появилась вовсе не в советские времена - коммунисты просто продолжили традицию, которая появилась еще в императорской России. В "Википедии" читаю: "Обелиск (др.-греч. - "небольшой вертел") - важный элемент архитектуры Древнего Египта, где они были символами Солнца. Из Египта мода на обелиски распространилась в Палестину и Финикию, где их было принято составлять из нескольких сегментов. Среди других цивилизаций известны Черный обелиск в Ассирии, Аксумский обелиск в Эфиопии и обелиск Константина в Византии. В России обелиски стали устанавливаться со времен Екатерины II в ознаменование крупных военных побед (Кагульский обелиск в Царском Селе, Румянцев-ский обелиск в Санкт-Петербурге)".
К этому стоит добавить, что на могиле Александра Сергеевича Пушкина был поставлен памятник в виде обелиска…
Так, что если обелиски и в самом деле ставят для издевательства над почтенной публикой, то придется признать, что подобную забаву начали устраивать именно русские Государи…

Пламенное знамя
И в заключение я приведу еще интересные факты и тоже на огненную тему.
"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" пишет: "Папа Лев III послал Карлу Великому в конце VIII века перед его коронацией на императорский престол алое знамя, которое называлось орифламмой (auriflamma - Золотое пламя). С 1096 года орифламма приняла форму раздвоенного красного стяга и стала знаменем французского королевства. Сакрально-монархический смысл орифламмы проявлялся в разворачивании перед войском красного знамени в тех случаях, когда война велась против врагов христианства или других недругов королевства. Возможно, происхождение красного знамени СССР связано с орифламмой".
Сергей Черняховский опубликовал на сайте "АПН" статью "Красное знамя Российской империи", в котором приводятся удивительные факты: " В 1907 году была создана специальная Комиссия министерства Юстиции, которая должна была выработать рекомендации для принятия официального государственного флага Империи. И в 1912 году она оформила свое заключение. Заключение комиссии Минюста было, наверное, с точки зрения сегодняшнего дня довольно неожиданным, и неприятным для известных политических сил: комиссия высказалась за признание геральдическим цветом и флагом России - красного цвета. Разумеется, не потому, что в ней оказались собранными революционеры и их сторонники. Комиссия исходила из следующих постулатов:
Первое. Красный цвет - традиционный цвет и символ имперской власти и великих империй, на наследование которым претендовала Россия - от Римской империи.
Второе. Красный цвет - это цвет стягов и вымпелов Московского Великого княжества и Царства. Исторический Герб Москвы - Всадник, поражающий Дракона на красном фоне. Кстати, именно поэтому Флагом Москвы стал красный флаг с изображением Георгия Победоносца.
Третье. Красный цвет - исторически самый популярный цвет в России. Красная рубаха считалась самой нарядной. Словом "Красная" (площадь, девица и т.д.) обозначалась высшая степень оценки.
Кстати, русские воины древности в бою надевали красные рубахи, чтобы не было видно их ранений и враг не мог испытывать радость от того, что он пролил кровь русского витязя.
То, что Красное знамя было цветом революции и борьбы пролетариата - для комиссии Минюста вряд ли были значимыми аргументоми в пользу Красного Знамени Российской империи, как наследницы Рима и Константинополя".
К этому можно добавить, что ополчение Минина и Пожарского тоже шло под Красным знаменем...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment