blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Эсхатологический восторг

На ОРТ была показана интересная передача: интервью, взятое Познером у Сергея Шнурова.
Одной из причин, которая, как мне кажется, заставила заинтересоваться личностью Шнура стало это – цитирую: «Гостей, собравшихся на церемонии вручения премии «Человек года» по версии журнала GQ ждал большой сюрприз. Безоговорочную победу в главной номинации одержал Сергей Шнуров! Прошедший год стал для Сергея действительно очень продуктивным. У его команды вышло сразу несколько невероятно успешных проектов. Среди них особняком стоят песни «Экспонат» и «В Питере пить», ставшие для своего создателя устойчивой статьей дохода. Кстати о заработке: некоторое время назад Forbes подвел итоги прошедшего года и опубликовал список персон шоу-бизнеса, заработавших за прошедший год больше всех. Шнуров с доходом в 11 миллионов долларов занял в этом рейтинге второе место, уступив только Марии Шараповой. Совсем недавно Сергей стал телеведущим на государственном канале».
Таким образом, Шнур раскрутился, но так как это личность, так сказать, неоднозначная, ее вроде бы как решили прощупать, проверить на вшивость под строгим взглядом Владимира Владимировича (не Путина). И первым делом ему стали задавать вопросы относительно острых высказываний в адрес российского телевидения. Познер с неторопливостью следователя извлек из папочки высказывания лидера группы «Ленинград» и состоялся очень интересный диалог:

[Spoiler (click to open)]


Познер: - Во одном из ваших интервью Вы говорите о телевидении и людях работающих на телевидении следующее: «В телевизоре людей нет, в телевизоре идиоты. Это формат такой, телевизор по-моему штука неприличная. Поэтому говорить о приличных людях в этой штуке как-то странно».
Шнуров: - Абсолютно верно. Абсолютно согласен – с собой. В данный момент мы с Вами в телевизоре…
Познер: - И мы идиоты?
Шнуров: -…и мы не очень похожи на нормальных людей.
Познер: - Приличных?
Шнуров: - Что такое приличные люди?
Познер: - Я не знаю. Вы имели что то в виду?
Шнуров: - Я тоже не знаю. И мне кажется, что «идиоты» - это еще смягчили, я скорее всего по-другому сказал.
Познер: - А даже хуже?
Шнуров: - Конечно.
Познер: - Так, понятно. Мы вот такие? Спасибо на добром слове.
Шнуров: - Пожалуйста.
Познер: - В другом интервью Вы говорите так: «Мне кажется, что наш первый канал – это абсолютная порнография, самая настоящая, причем некрасивая». И, наконец, такой пассаж: «Живу 8 лет уже без телевизора. В гостиницах раньше смотрел. Но года два уже не смотрю нигде. Как-то попал я на программу «Пусть говорят», и мне перехотелось вообще смотреть телевизор. На улицу выходишь и не думаешь, что настолько все жуткое. А в телевизоре складывается такое ощущение, что ты живешь в стране идиотов. На улице такого нет. Жизнь правдивее, чем телевизор». Это все эпатаж или серьезно?
Шнуров:
- Это абсолютно серьезно. Дело даже не в первом канале, дело вообще в телевизоре. Телевизор мне напоминает порнографию. Знаете, такая немецкая порнография 80-х годов. В ней была прелюдия — молодой человек у бассейна. Он стоит, что-то там убирает, дамочка сидит в шезлонге. Так вот в телевизоре показывают только эту прелюдию, а чем всё заканчивается — не показывают. У меня такое ощущение.
Познер: - Тогда позвольте мне спросить – зачем Вы пошли в телевизор? Вы сейчас участвуете в программе, которая называется «Про любовь» и явно не из-за денег, Вы человек обеспеченный.
Шнуров: - Меня слишком долго уговаривали, мне пытались объяснить, что такое телевизор. Но я сам хочу понять, что это такое, по каким законам он существует. Для меня это неведомый мир…
Познер: - Хотя Вы судите о нем очень резко.
Шнуров: - Да, да, да, а как еще? Я сужу как зритель.
Познер: - Но Вы собираетесь оставаться в программе? Я смотрел ее только из-за Вас, я подобные программы не смотрю…
Шнуров: - А почему Вы не смотрите подобные программы?
Познер: - Они мне омерзительны!
Шнуров: - Тут мы с Вами совпадаем!»
Разве это не замечательно? И ведущий программу на ОРТ Шнуров, и вроде бы критикующий его Познер согласны, что эфир первого канала заполнен чем-то омерзительным. Это такой кишащий червями навоз, который подают зрителям на вонючей лопате, чтобы они потеряли остатки рассудка. Может быть, Костя Эрнст это не понимает? Они делают и понимают – что именно они делают… Никаких иллюзий. Эти признания очень знаменательны, но интервью меня впечатлило другим моментом.
Познер напомнил Шнурову и другое его высказывание, в котором он называет «Ленинград» «скрепой» российского общества, которая объединяет людей разных слоев, позиций и политических курсов. На вопрос, что можно сказать об обществе, скрепой которого является «Ленинград», Шнуров сказал удивительные слова, которые лишний раз продемонстрировали, что он не так уж прост: «Почему «Ленинград» стал таким? Потому что всё остальное стало настолько размытым, всё остальное является настолько ненадёжной платформой, за которую схватиться практически невозможно. А «Ленинград» всю русскую идею вот этого самоедства перерабатывает со знаком плюс, вырабатывая, я люблю это определение, эсхатологический восторг. Это знаете, когда ядерный гриб перед вами разворачивается, а вам не страшно, вы наоборот восхищены этим зрелищем. Вот это и есть эсхатологический восторг. Вы понимаете близость конца, но из-за высоты переживаний, из-за их мощности, вы испытываете восторг, хоть это и конец».
Именно после этих слов, мне захотелось посмотреть нашумевшие клипы «Экспонат» и «В Питере пить». Все вместе на меня произвело сильное впечатление и захотелось написать статью по этому поводу.
У меня возник вопрос – как много людей, посмотревших клипы «Ленинграда» на Ютубе, поняли - о чем это? Люди посмеиваются, прикалываются, похохатывают и не вполне отдают отчет – что именно им демонстрируют. Но что-то чувствуют, что-то подсознательно улавливают – и тянутся...
Кажется этим летом в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Сергей Шнуров заявил: «В момент краха всех систем ценностей надо найти опору — дно, от которого можно оттолкнуться. Это то, чем занимается группа «Ленинград».
«Ленинград» идет на дно, чтобы ощутить хоть какую-то опору, ибо она утеряна. Странным образом о дне говорят и министры российского правительства. Т.е. при всей идиллической картинке стабильности, ощущение того, что страна идет на дно – является общим.
Итак, Шнур говорит о том, что в стране уничтожены не просто советские ценности, а именно ВСЕ ценности без исключения. Не осталось ничего – ни консервативного, ни православного, ни либерального.
Во время перестройки и реформ была совершена эта операция сокрушения всех ценностных конструкций. Когда сносятся старые ценности, сохранить образ человека можно, если предъявляются новые, и не просто предъявляются, а предлагаются в особом накале духа. Когда языческий храм не просто сносится, а на его месте возводится христианская церковь, где молятся день и ночь. Когда появляются аскеты, одолевающие свою плоть. Тогда только человек не разрушается, а переходит в новую ценностную систему. Когда рухнула Российская империя ее смогли вытянуть только большевики с особой красной религиозностью и накалом духовного горения. В годы перестройки и реформ ценности только уничтожались, они заменялись тем, что теперь Познер называет «мерзостью». В итоге произошла грандиозная катастрофа, ядерный взрыв, который сжигает общество. Шнур это понимает, он достаточно умен. Что свято в современном российском обществе? Флаг страны? Вот вам песенка группы «Ленинград» про российский флаг:

День, как день. Иду по улице. До меня д….лся какой-то кекс.
Я ему вломил п….лей и настроение улучшилось.
Но подбежали его кореша и вломили мне тоже п….лей.
Настроение ухудшилось: всё е…о в красной крови.
Я решил подлечится синим.
Подхожу к ларьку, беру бутылочку пивка, и настроение улучшилось.
Но пиво кончается, и настроение ухудшилось.
Но я встретил своего старого кореша, он говорит: "У меня есть белый".
И настроение улучшилось.

Вся жизнь полосами, как российский флаг:
От красного к синему, от синего к белому.
От красного к синему, от синего к белому.
Вся жизнь полосами, как российский флаг.

Вся жизнь полосами, как российский флаг:
От красного к синему, от синего к белому…

Свята власть народа? Вот песенка про демократию:

Сижу, не пью уже с утра,
На завтра будут выборА.
Я должен быть предельно трезв,
Чтобы в графу поставить крест.

Э-э-э-хей... растёт правосознание,
Э-э-э-хей.

Дружок принёс в кармане грамм,
А я готовлюсь к выборам,
Не буду нюхать не х#ра,
Чтоб не сорвались выборА.

Э-э-э-хей... пойдёт голосование,
Э-э-э-хей.

Выборы, выборы,
Кандидаты - п#доры!

Разудало, весело. На за этой внешней пьяной веселостью звучит вот это:

Нет друзей и нет приятелей
Нет врагов и нет предателей
Многим из нас уже жить не хочется
Все мы др@чим или др@чимся

Никого не жалко никого
Ни тебя, ни меня, ни его.

Это же все демонстрация ядерного взрыва, который уничтожает, разрушает, испепеляет… Но Шнур не противостоит этой смертоносной силе, а, по его признанию, он восторгается, испытывая «эсхатологический восторг». Он говорит этой смерти «да», и пытается в ней нащупать хоть какую-то опору. А опора в этом направлении, в этом погружении на дно может быть только одна – Танатос, воля к смерти. И Шнур говорит в общем-то ужасные слова: в условиях краха ВСЕХ ценностей, только это может стать единственной (и последней) скрепой общества. Общество в последний раз сольется вместе в пляске смерти…
Что демонстрирует нам Шнур? Он нам показывает «Generation P» - «Поколение Пи». Пелевин в своем произведение очень ясно объясняет, что это такое:
«- Матерные слова стали ругательствами только при христианстве, а раньше у них был совсем другой смысл и они обозначали невероятно древних языческих богов. И среди этих богов был такой хромой пес Пиздец с пятью лапами. В древних грамотах его обозначали большой буквой «П» с двумя запятыми. По преданию, он спит где-то в снегах, и, пока он спит, жизнь идет более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает. И поэтому у нас земля не родит, Ельцин президент и так далее. Про Ельцина они, понятно, не в курсе, а так все очень похоже. И еще было написано, что самое близкое понятие, которое существует в современной русской культуре, – это детская идиома «Гамовер». От английского «Game Over».
 – Да по-английски-то я понял, – сказал Азадовский, – не дурак. Я не понял, кому этот пиздец наступает?
 – Не то чтобы кому-то или чему-то, а всему.
[…]
  –Мне одна довольно жуткая мысль пришла в голову – может быть, все мы вместе и есть эта собачка с пятью лапами? И теперь мы, так сказать, наступаем?»

Кто-нибудь понимает, что в своих клипах Шнуром показывает «Поколение Песец»? Который наступает…
О чем клип "В Питере пить"? О пьянке? Если бы!
Дело в том, что общество не только сумма определенных социальных механизмов. Человек живое существо, пока он полностью не разрушен – он не может быть простой шестеренкой в огромном механизме, он живет чувствами. Чтобы подчиняться власти, чтобы быть частью общества – все это надо хоть немного любить. Многие путают понятия легальности (законности) и легитимности. Власть может быть формально законной, но не легитимной, т.е. такой, которую просто говоря уже никто не любит. В какой-то момент может случиться этот надрыв, когда любовь и терпение заканчивается. Это не обязательно сразу оборачивается революцией, социальным взрывом, это может быть внешне тихий распад… Как пишет Элиот:

Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв но всхлип.

Общество, страна может кончится не взрывом, но всхлипом, но это тоже будет смерть – окончательная и бесповоротная. Социальная ткань расползется на отдельные атомы, волокна и исчезнет. И не будет больше такого феномена, как Россия, она растает.
В клипе «В Питере пить» ярко продемонстрирована модель распада общества: люди разных профессий (менеджер, продавщица, гаишник, учитель) надрываются, посылают все на три веселых буквы и уходят в никуда, в некий последний загул, в небытие. Водка, которую с такой с жадностью, страстностью поглощают, - это символ такой окончательной десоциализации, пересечения последней черты. И там есть подсказка для тех, кто еще способен что-то понять. Помните – какую картину демонстрируют в музее? «Последний день Помпеи». А что говорит педагог (или экскурсовод): «Это поистине ужасный момент. Перед ликом смерти выражается вся суть человеческой души. Александр Пушкин великий русский поэт писал по этому поводу следующее... А не пошло бы оно все на х.й!»

Шнур понимает, что мы переживаем ужасающий момент, что это последний день. Но он пытается наслаждаться этим моментом. Потому, что если не наслаждаться, то можно взорваться от ужаса.
Ночная пляска обреченных в клипе очень напоминает стихотворение Андрея Белого, которое тот написал в преддверии государственной катастрофы, чье холодное дыхание он уже тогда – в 1906 г. - ощущал. Жуткое стихотворение называется «Веселье на Руси»:

Как несли за флягой флягу -
   Пили огненную влагу.

 Д'накачался -


   Я.
   Д'наплясался -
   Я.
   Дьякон, писарь, поп, дьячок
   Повалили на лужок.

 Эх -


   Людям грех!
   Эх - курам смех!

 Трепаком-паком размашисто пошли: -


   Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

 Трепака да на лугах,


   Да на межах, да во лесах -

 Да обрабатывай!

 По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,


   Да по дороженьке вали-вали-вали -

 Да притоптывай!

 Что там думать, что там ждать:


   Дунуть, плюнуть - наплевать:
   Наплевать да растоптать:
   Веселиться, пить да жрать.

 Гомилетика, каноника -


   Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

 Дьякон пляшет -


   - Дьякон, дьякон -
   Рясой машет -
   - Дьякон, дьякон -
   Что такое, дьякон, смерть?

 - "Что такое? То и это:


   Носом - в лужу, пяткой - в твердь..."
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Раскидалась в ветре, - пляшет -
   Полевая жердь: -

 Веткой хлюпающей машет


   Прямо в твердь.

 Бирюзовою волною


   Нежит твердь.

 Над страной моей родною


   Встала Смерть.

Вот и пляска! Жуткий последний загул в тени, которую бросает вставшая над страной Смерть.
Чуткий художник не может лгать. Он не может в трагическую, страшную эпоху корчить веселую мину и лицемерить. Андрей Белый поэтическим шестым чувством ощущал это приближение ядерного взрыва, который снесет Российскую империю. Весь его сборник «Пепел» состоит из рвущихся из груди стонов:

Мать-Россия! Тебе мои песни, -
   О немая, суровая мать! -
   Здесь и глуше мне дай, и безвестней
   Непутевую жизнь отрыдать.

Или:

Где в душу мне смотрят из ночи,
   Поднявшись над сетью бугров,
   Жестокие, желтые очи
   Безумных твоих кабаков, -

 Туда, - где смертей и болезней


   Лихая прошла колея, -
   Исчезни в пространстве, исчезни,
   Россия, Россия моя!

В жутком предчувствии душа надрывается и рыдает.
И Шнур это чувствует (он, кстати, даже учился до третьего курса в духовной семинарии!) Но он пытается ощутить «эсхатологический восторг» и пуститься в пляс. И люди, которые тоже ощущают темную жуть, тоже откликаются:

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть - наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.

Я недавно перечитывал "Миф о вечном возвращении" Мирче Элиаде. Он в конце книги описывает угрозы историческому сознанию, которое пришло на смену внеисторическом, архаическому сознанию вечного возвращения. И тут есть о чем задуматься….
Вера в будущее, вера в прогресс или Второе пришествие Христа, Тысячелетнее царство Христово или Коммунизм двигало историю. Но сейчас произошел крах Будущего, как ожидания. Перспектива угасла, а дорога человечества затянулась мрачной тьмой. Происходит кризис исторического сознания. К чему это может привести? Возврат в архаическое состояние вечного возвращения не может произойти, это все равно как попытаться затолкать зубную пасту в тюбик. А что такое историческое сознание с ожиданием страшного Будущего? Это воля к концу, к небытию, воля к смерти. Это и есть «эсхатологический восторг», который ничего не обещает, кроме исчезновения, аннигиляции. Такая реальность разворачивается на наших глазах, это бездна. Шнур ее видит и наслаждается. И если ей ничего не противопоставить – эта бездна проглотит нас. Но этой бездне нельзя предъявить подделку, что-то теплохладное. Ей можно противопоставить волю к жизни такого градуса горения, которая только и может осветить тьму…

Tags: статьи
Subscribe

  • Запрет на цитирование

  • Агония

    История нашего государства заканчивается. Книга Льва Платоновича Карсавина «Культура Средних веков» открывается картиной упадка…

  • Уплотнение

    Что за тема «городов-миллиоников»? У наших господ вдруг возникла тема строительства новых городов-миллионников. Первым об этом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments