blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Музыка

Музыка – удивительное искусство. Не с чем сравнить. Толстой пишет в «Крейцеровой сонате»: «Вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает?» И во всяком искусстве в лучшем проявлении можно говорить о музыкальности, как о чем первичном, самой стихии красоты. Есть музыкальность в поэзии, в архитектуре или в скульптуре. Но это все статично, а музыка динамична, это нечто живое. И в тоже время она не конкретна, не описательна.
Написал Лермонтов стих о Наполеоне:

Почтим приветом остров одинокой,
Где часто, в думу погружен,
На берегу о Франции далекой
Воспоминал Наполеон!
Сын моря, средь морей твоя могила!
Вот мщение за муки стольких дней!
Порочная страна не заслужила,
Чтобы великий жизнь окончил в ней.


И т.д. И как не хорош стих – а даже через 1000 лет он будет про Наполеона. Про что там была написана третья симфония – уже мало кто помнит. Хотя Бетховен восхищался Наполеоном. Но! Во-первых, Бетховен был гений, а, во-вторых, он не просто человека видел. Он вдохновлялся чем-то более глубоким. Вот как вспоминал об этом его ученик: «Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: «Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!» Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол».
Ну посвятил Бетховен Героическую симфонию Наполеону, но мы же слушая ее не видим Наполеона, а бурление каких-то мощных стихий, которые не выразить словами.
В этом сила музыки. Другие искусства нисходят до конкретности, до такого, что Бердяев называет объективизацией духа, а музыка вроде бы как живет не сходя полностью в эту объективность. Она еще за гранью.
И есть другая проблема. Соотношения пространства предмета искусства и реальности. Вот художник, Брейгель, например, в «Охотниках на снегу» создает иллюзию огромного пространства, дали. Но как совместить эту иллюзорную пространственность с реальностью? Поэтому для перспективной живописи нужна рамка, отделяющая одно из другого и помогающая войт и в иллюзию. Или как войти в пространство скульптуры? Для этого требуется определенное усилие. А музыка сама создает свое пространства и там нет иллюзорности, она живет в своей стихии… И словно бы касается каких-то архетипов.
Tags: заметки
Subscribe

  • Безумие

    Я ни капли не профессионал ни в области медицины, ни в области вирусологии, мало что в этом понимаю. Но кто-нибудь мне объяснит, что случилось с…

  • Зависимый фашизм

    Что у нас такое устанавливается? Нам уже в лицо заявляют, что нас хотят убивать. Нас хотят расстреливать, конечно же - ради нашего спасения.…

  • В целях безопасности

    Похуже танков Гудериана Как вы знаете, в Казани запустили обкатывание системы с кукареку-кодами на общественном транспорте. В первый же день…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments