blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

О кинематографе будущего

Сижу однажды у матушки перед включенным телеком, никого не трогаю, картошку чищу… Рекламная пауза… Симпатичная девушка в голубом космическом наряде стучит в стекло телеэкрана с той стороны и говорит: «Здравствуйте, я полезная бактерия…»
Меня накрыл судорожный, истерический смех. Полезная бактерия стучит в наши сердца…
Эта вирусная обработка продолжается в течении суток. Я стараюсь не включать телек, но когда бываю у родственников – волен-неволен – приходится облучаться со всеми. Некоторые просиживают перед экранами часами, и идущий с телешизора поток формирует их сознание.
Потом готовый продукт этой обработки пишет в комментах любимую фразу: «Много буков». То есть, размер мозговой флешки после обработки уже не вмещает столько информации, процессор перегружен! Меньше буков, а то мозг зависнет!
И вот рождается новое искусство с ограниченным количеством содержания: «Однажды редактор журнала "New Time" Стив Мосс решил провести конкурс, участникам которого предлагалось написать рассказ длиной в 55 слов, но чтобы при этом в тексте сохранялись стройный сюжет, проработанность персонажей и необычная развязка. Он получил отклик таких масштабов, что по результатам конкурса удалось собрать целый сборник, получивший название "Самые короткие в мире рассказы"».
О! Это очень перспективно! «Мало буков» и все предельно просто. Литератора размером в анекдот.
Я думаю, что и двухчасовые фильмы скоро уйдут в прошлое. Потребитель утратит способность удерживать в сознании сюжет такой длительности, к концу сеанса он просто забудет – с чего все началось, кто эти люди и что вообще происходит. «Многа слов!»
[Spoiler (click to open)]Все должно быть, конечно же, короче и проще. Новое киноискусство будет соединением музыкального клипа, короткометражки и рекламного ролика потому, как потребительство – это святое!
Я помню, как был несколько ошарашен, когда досмотрев до конца фильм «Эволюция» Айвена Райтмана - довольно бодренький и забавный – вдруг понял, что это всего лишь большой рекламный ролик шампуня от перхоти!
На самом деле «product placement» («размещение продукта») в кинематографе началось уже давно. Ольга Маршева пишет на сайте «Tele.ru»: «Уже с первой половины XX века product placement в кино был делом обычным. В комедии «Гараж» (1920) актер Фэтти Арбакл ненавязчиво предлагал зрителю моторное масло Red Crown, в шедевре Фрица Ланга «М — город ищет убийцу» (1931) герой не только постоянно жует жевательную резинку, но и демонстрирует на камеру этикетку Wrigley: крупный план названия идет на протяжении 30 секунд! Мальчик из другого великого фильма — «Эта замечательная жизнь» (1946) — мечтает о путешествиях, начитавшись журнала National Geographic.
Но, пожалуй, самый удачный пример product placement на заре этого явления — «Чудо на 34-й улице» (1947): прошло больше 60 лет после выхода фильма, а каждый американский ребенок до сих пор знает, что нью-йоркской резиденцией Санта-Клауса является универмаг Macy's.
Однако почти всегда подобный ход был делом случайным и не приносил много денег ни съемочной группе, ни хозяевам рекламируемого товара. Чаще всего таким образом просто экономили на реквизите: подобное взаимное сотрудничество было выгодно обеим сторонам. В Голливуде по-настоящему массированная атака pro­duct placement началась с появлением агента 007. Продюсер Альберт Брокколи почувствовал, что нашел свою золотую жилу после того, как к нему стали обращаться производители машин, часов, алкоголя и дорогих костюмов. Если в «Докторе Ноу» (1962) Шон Коннери представлял все эти товары бесплатно, то со второго фильма подобная реклама начала приносить заметный доход. Постепенно Джеймс Бонд становился ролевой моделью для все большего числа мужчин — и эти мужчины пили ту же водку, что пил Бонд, носили те же костюмы, которые тот предпочитал, и покупали себе машины как две капли воды похожие на авто героя.
В 1990-х в бондиану пришла Карен Сортито — настоящий гений product placement. Она сделала себе имя уже в 20 лет, придумав разместить в «Инопланетянине» (1982) Стивена Спилберга рекламу шоколадного драже Reese's Pieces. Точнее говоря, просто каких-нибудь сладостей. По ее мнению, подобная реклама в фильмах для семейной аудитории будет выглядеть наиболее органично. Но компания Mars отказалась от предложения, и инициативу подхватили Hershey's. После премьеры «Инопланетянина» доход от продаж конфет Reese's Pieces вырос на 65 %! Это считается первым доказанным и зафиксированным показателем эффективности скрытой рекламы в истории кино.
Первой сделкой Карен Сортито в бондиане был контракт с BMW, заключенный для фильма «Золотой глаз» (1995). Разумеется, Бонд и раньше лихачил на высококлассных машинах, но не всегда это выглядело уместно. К примеру, в «Человеке с золотым пистолетом» (1974) он сидел за рулем автомобиля AMC. Проблема в том, что часть действия происходила в Таиланде, а в этом жарком королевстве такие машины в принципе не продаются и не встречаются!
Итак, Карен заключила сделку с BMW на рекламу новенькой модели Z3, и после того как на ней поездил Джеймс Бонд, заказы компании выросли вдвое. Рекламные вложения в серию приключенческой эпопеи «Завтра не умрет никогда» (1997) составили уже около $100 млн и полностью покрыли все расходы на съемки. Кроме множества мелких спонсоров, успех и процветание Бонда (а также его многочисленных подружек и врагов) обеспечивала «большая восьмерка» компаний: Avis (аренда машин), BMW (сами машины), Ericsson (мобильные телефоны), Heineken (пиво), Smirnoff (водка), Omega (часы), L’Oreal (косметика), Visa (кредитные карты). Реклама была столь агрессивной, что один из фильмов бондианы с сарказмом называли не «Умри, но не сейчас» (2002), а «Купи, но не сейчас».
В 1980-90-е годы голливудский product placement переживает настоящий золотой век. После выхода на экраны фильма «Основной инстинкт» (1992) компания, которой принадлежит бренд виски Jack Daniel's, увеличила продажи этого напитка на $6 млн за год. Компания заплатила создателям фильма $1,2 млн только за одну фразу, которую произносит герой Майкла Дугласа, обращаясь к Кэтрин Трэмелл (Шарон Стоун): «Jack Daniel's подойдет?» Таким образом вклад производителей виски окупился пять раз.
Благодаря рекламе модели очков Wayfarer в фильме «Рискованный бизнес» (1983) с Томом Крузом бренд Ray-Ban увеличил продажи своих очков с $18 тыс. до $360 тыс. в первый год и до $720 тыс. — во второй. Компании удалось повысить розничную цену с $30 до $50. А спрос на модель очков Aviator той же компании, которую продемонстрировал Том Круз в фильме «Лучший стрелок» (1986), чуть больше чем за полгода вырос на 40 %. Тот же Ray-Ban удачно поучаствовал в трилогии «Люди в черном» (1997, 2002, 2012), снабдив главных героев очками модели Predator 2. Уже после первого фильма продажи увеличились на $5 млн.
Особенно любят принимать участие в съемках фильмов производители автомобилей. Это очень выгодно. Например, фильм «Парк Юрского периода» (1993) Стивена Спилберга существенно повысил продажи автомобиля Ford Explorer. Малдер и Скалли из «Секретных материалов» (1993-2002) тоже предпочитают Ford, герои фильма «Матрица: Перезагрузка» эффектно разбивают разные модели Cadillac. Пять лет спустя Лиам Нисон будет гонять по Парижу в «Заложнице» (2008) на Audi, а многосерийный фильм «Такси» (1998, 2000, 2003, 2007) Люка Бессона вообще построен как масштабный рекламный ролик галльского автопрома — кроме внушительной суммы, концерн Peugeot выделил создателям несколько десятков своих машин!
Фастфуд — еще одна прибыльная статья: в «Годзилле» (1998) герои едят шоколадки Hershey's и пьют Pepsi, в «Миссии на Марс» (2000) — драже M&M's и Dr Pepper, в «Битлджусе» (1988) пьют сок марки Minute Maid, черепашки-ниндзя, судя по всему, питаются исключительно пиццей Domino's. А вот сигареты, когда-то чрезвычайно популярные на экране (даже Бонд курил марку Lark), ушли в прошлое: сейчас в голливудских блокбастерах курят только «плохие парни»,  а кому же захочется себя с ними ассоциировать?
В 2010 году рекламодатели вложили в американское кинопроизводство почти $2 млрд. Перед такими суммами устоять сложно, и реклама в фильмах становится все циничнее. Человек-паук прыгает с небоскреба на грузовик с пивом Carlsberg. В «Изгое» (2000) с Томом Хэнксом есть, кажется, только два рекламодателя, зато мы не забываем о них ни на минуту. Это, во-первых, служба пересылки FedEx, в которой работает главный герой и чью посылку он использует как набор первой (и последней) помощи, попадая на не­обитаемый остров. А также мяч фирмы Wilson, который он по простоте душевной так и называет — Уилсон и с которым обращается вполне по-человечески.
Герой Сильвестра Сталлоне в «Разрушителе» (1993) обнаруживает, что в будущем на всей Земле осталась лишь одна ресторанная сеть — и это Taco Bell (для зарубежного проката логотип поменяли на Pizza Hut,  благо хозяин один и тот же). Герои «Эволюции» (2001) выяснили, что единственное средство от инопланетной заразы — шампунь от перхоти Head & Shoulders. Уилл Смит в фильме «Я, робот» (2004) носил винтажные кеды Converse, ездил на Audi и слушал музыку на плеере
JVС. Но, безусловно, все рекорды побил Майкл Бэй, разместив в своем «Острове» (2005) рекламу 35 (!) различных товаров — от телефонов Nokia и минеральной воды Aquafinа до продукции компании Microsoft и мороженого Ben & Jerry's. Свыше $200 млн, заплаченных за рекламу, полностью окупили бюджет».
Пока вы развлекаетесь, вам  аккуратно промывают мозги – под общим наркозом. Встраивают стереотипы поведения, предпочтения.
Виктор Пелевин в книге «Шлем ужаса» в общих чертах описывает, как направляется сознание геймера. Невозможно прописать абсолютно все пространство игры, поэтому тщательно создают только маршрут, по которому гонят игрока. А чтобы он с него не сворачивал, включается не явные дискомфортные стимулы, например, меркнет свет, раздаются раздражающие звуки или что-то подобное. Но понятно, что такое неявное стимулирование практикуется не только в видеоиграх. Этот метод программирования заложен в СМИ: в них нас постоянно направляют - кого любить, кого ненавидеть. Но самое главное – общая атмосфера! Беру программу за прошлый день с главного телеканала страны - ОРТ:
09:50 Жить здорово!
10:55 Модный приговор
12:00 Новости с субтитрами
12:15 Пусть говорят
13:25 Давай поженимся!
14:30 Таблетка. Щитовидная железа
15:00 Новости с субтитрами
15:15 Мужское / Женское. Ненужный младенец
16:10 Мужское / Женское. Кукушка
17:00 Наедине со всеми. Ирина Роднина
18:00 Вечерние новости с субтитрами
18:45 Давай поженимся! Расточительный гендиректор
19:50 "Пусть говорят" с Андреем Малаховым

Кажется, Михаил Хазин опубликовал фрагмент из интервью Капицы, который рассказал, как его травили и изгоняли с экрана. И сейчас можно констатировать, что гендиректор Первого Константин Эрнст пришел к своему идеалу. ОРТ – похоже теперь на прямую трансляцию из дурдома. Ни одной передачи, которая бы хоть немного заставляла человека задуматься, научно-популярное телевидение истреблено как явление. Все демонстрируется в духе дикого ток-шоу, с безумно орущей тусовкой. И персонажи – как из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»! Утрированные, дикие! Малышеву пытались пародировать, но это совершенно бессмысленно! Это в принципе нельзя пародировать, это уже пародия! Как нельзя пародировать персонажей «Модного приговора». Это цирк-шапито с клоунами. В течении дня галдит некая толпа – бу-бу-бу. Вечером, Малахов достает шедевры безумия – с какими-то ужасно-гадкими историями из далекого села Кукуева. Ведущий парит над этим – безумными бабками и стариками, какими-то спятившими и спившимися тетками. Нам как бы говорят: вот вам народ! Вот какой он!
А потом в новостях появляется «национальный лидер» или глава правительства. И чтобы они не говорили, на фоне  показанного раннее дурдома, – они кажутся предельно разумными, единственными вменяемыми людьми во всей стране… «Здравствуйте, я полезная бактерия!...»…
…Кино будущего будет соединением музыкального клипа, рекламы (коммерческой и политической) и дурного анекдота. Продолжаться будет от силы минут 15 (большего мозх не осилит). И эти клипы будут сменять друг друга непрерывно, это будет такой непрерывный поток небытия….
Tags: статьи
Subscribe

  • Слушая лекцию о Бердяеве...

    ...тот, кто упрегает философию Бердяева в бесвязанности, в осутствии стройности, как мне кажется, не вполне ее понимают. В ней и не могло быть…

  • Женщины

    Мне интересны женщины. Это как инопланетяне, которые живут рядом...

  • Оставлять пространство...

    Принцип японской живописи суми-э (влияние дзен): чаще намекать, чем декларировать. Оставлять пространство, которое должно заполнять воображение...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments