blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Стирание Человека

Сейчас над человечеством возник пугающий призрак глобальной власти, который христиане отождествляют с антихристом. Вопрос: как может быть реализована абсолютная власть, которой никто не может противиться? Как ее можно организовать? Конечно же, можно говорить о контроле над жизненноважными ресурсами («над хлебам»), о «всевидящем оке» всепроникающей слежки (паноптикум Бентама), о безжалостном насилии и многом другом. Но власть станет окончательной и беспредельной, если управляемые будут лишены собственной воли, т.е. будет ликвидирована сама способность к своеволию, непослушанию. Речь таким образом идет о том, что сама человеческая личность должна быть демонтирована, и тогда действия Великого Оператора не будут встречать никаких помех.
Мы пользуемся персональным компьютером потому, что он не имеет собственного содержания. Поэтому мы можем устанавливать на него необходимые программы, загружать жесткие диски нужными нам файлами с текстовой и прочей информации. Человек должен быть лишен собственного содержания и стать подобием персонального компьютера, который можно заполнить любым содержание. Человек должен лишиться собственной формы, стать нейтральным материалом для различных манипуляций. Представьте себе такой «новый, прекрасный мир», в котором «волшебник» от власти каждое утро может придавать живым куклам, лишенным субъектности, форму: «Сегодня ты женщина, а ты мужчина. Сегодня тебе нравится подметать улицы, а тебе чистить унитазы и т.д. И ты сегодня захочешь спрыгнуть с небоскреба». И куклы со счастливыми улыбками идут воплощать заложенные программы… Это страшная сказка? Однако давайте взглянем на процессы, которые идут в мире…
Кризис идентичности не так очевиден, как, например, экономический. К тому же существует устойчивые примордиалистские представления, под действием которых такие явления как этнос воспринимаются неизменными и произрастающими подобно траве, стихийно. Хотя на самом деле и этнос, и личность внутри этноса, являются культурной конструкцией.  А всякая конструкция может быть перестроена или разрушена.
Кризис идентичности охватил весь мир, но все же стоит сказать несколько слов о нашей стране, где на протяжении десятилетий проводится специфическая политика «реформ».
[Spoiler (click to open)]Мы пережили великую катастрофу уничтожения нашей страны, но не осознали в полной мере ее последствий. Само обрушение нашего государства нанесло тяжелейший удар по нашей идентичности – этот распад не мог не затронуть своей разрушительной энергией и наши души, осколки полетели в каждого из нас, нанося раны различной тяжести. Организатором этого бедствия было меньшинство («малый народ»), которое фактически развернуло  беспощадную войну против народа. С.Г. Кара-Мурза называет «перестройку» молниеносной гражданской войной. Но после своей победы «элита» стала методично проводить "реформы", нацеленные на демонтаж нашей цивилизации, на разборку народа. В нормальных условиях политика государства всегда нацелена на формирование национальной идентичности, личности гражданина. Мы же живем под властью меньшинства, «малого народа», которую С.Г. Кара-Мурза называет безжалостной этнократией:
«Уже в самом начале реформы была поставлена задача изменить тип государства - так, чтобы оно изжило свой патерналистский характер и перестало считать все население народом (и потому собственником и наследником достояния страны). К власти пришел и господствует этнос (племя или народ), который экспроприирует и подавляет численное большинство населения, разрушает его культуру и лишает его элиту возможности выполнять ее функции в восстановлении самосознания населения как народа. Итак, доктрина реформ в России предполагала параллельное решение двух задач, формулируемых в понятиях конструктивизма - демонтаж старого советского народа (и прежде всего его ядра, русского народа) и сборка небольшого демоса («новых русских»). С точки зрения этнологии, в результате реформ в РФ возникла патологическая система: большинство населения «съеживается» и низводится до положения бесправного меньшинства».
Эта политика носит всеобъемлющий характер – идет постоянная война против нашей истории, атакуется семья (Госдума недавно внесла вклад в разрушение этого последнего оплота формирования идентичности), демонтажу подвергается традиционное образование, система здравоохранения, ликвидируется промышленность, а уничтожение населенных пунктов заставляет вспомнить об изгнании индейцев с их земель. По данным "Российской газеты", приведенным после последней переписи населения 2010 года, с 1989 года население страны сократилось на 4,1 миллиона, причем, более чем треть этой убыли пришлось на сельскую местность. И это не удивительно — сокращение количества деревень и сел давно стабилизировалось в качестве постоянной тенденции. Только за период между переписями 2002 и 2010 годов количество поселений уменьшилось на 8,5 тысяч. А всего в России было зафиксировано более 19 тысяч покинутых населенных пунктов. За 8 лет количество заброшенных сел возросло на 48%.
Власть пытаются выработать в нас психологию безродного кочевника: в случае экономических проблем нам предлагают бросить свою малую родину, могилы предков, дом, и ехать туда, где мы можем найти рабочее место. Мы должны лишиться корней, стать подобием перекати-поле, которые гонит вдаль любое дуновение ветра. Уходит в будущее представление о профессиональной идентичности, о призвании, о сфере, в которой человек способен достичь мастерства. Новые рыночные условия требуют от человека предельной эластичности, способности быстро меня свою профессию, чтобы наилучшим образом соответствовать спросу на рынке труда.
В таких условиях гражданская идентичность в России полностью лишена какого-либо содержания. Что значит быть гражданином современной России? Что такое современная Россия? Какую идеологию воплощают в жизнь российские чиновники, что олицетворяют ее государственные символы?
Один из главных источников формирования массового сознания в современном мире - СМИ. Не трудно увидеть, что даже главные каналы России проникнуты атмосферой некоего идиотизма, дурной легкомысленности и тошнотворной пошлости. Понятно, что информационная политика продиктована желанием не формирования сознательного гражданина, а  культивации массового дебилизма. И все это дает свои плоды, свои всходы. Это не проходит бесследно.
Теперь, чтобы подкрепить свои слова, я приведу фрагменты статей, которые описывают кризис идентичности.
Мне попался материал Кубанского  государственного  технологического  Университета (авторы  Алиса  Владимировна Иванчикова и Виктория  Николаевна Муха  канд.  соц.  наук,  доцент  кафедры  Социологии,  правоведения) под название «Кризис идентичности: особенности и риски».
В нем говорится: «Идентичность  не  есть  свойство,  данное  индивиду  от  рождения.  Тождественность  себе,  своей  целостности  он  приобретает  сам,  живя  среди  других  и  взаимодействуя  с  ними.
Если  раньше  идентичность  была  обусловлена  принадлежностью  к  группе  и  ее  культуре,  то  современного  человека  невозможно  отнести  не  только  к  двум,  но  и  к  большему  числу  групп.  Его  мобильность  стала  чрезвычайно  высокой,  и  от  нее  зависит  успех,  благополучие  самого  индивида  и  его  семьи.  Он  меняет  профессии,  специальности,  специализации,  место  жительства,  своих  коллег,  друзей,  культуру  и  т.  д.
Нестабильным  является  и  сам  современный  социум  —  его  текучесть  позволяет  до  неузнаваемости  трансформировать  даже  привычные  социальные  ориентиры,  что  в  свою  очередь,  может  привести  к  потере  индивидом  привычного  места  в  социальном  пространстве.
Идентичность  развивается  на  протяжении  всей  жизни  человека.  В  современных  условиях  кризис  идентичности  связывают  с  невозможностью  большинства  людей  дать  ответ  на  вопрос  «Кто  Я?».
Кризис  идентичности  носит  постоянный  характер,  будучи  присущ  как  индивидам,  так  и  группам.  Из-за  несоответствия  человека  или  группы  социальной  реальности  он  проявляется  в  росте  пессимизма,  повышенного  интереса  к  иррациональным  проблемам,  неадекватности  восприятия  себя  и  других.
Многие  исследователи  декларируют  кризис  идентичности,  как  актуальное  современности  явление.  При  этом,  по  мнению  некоторых,  имеет  место  уже  не  кризис,  а  разрушение.  Так,  по  мнению  О.Н.  Римской,  современное  разрушение  идентичности  как  наиболее  болезненное  и  зримое  проявление  антропологического  кризиса  обнаруживает  себя  в  различных  формах  депрессии  и  апатии,  бессмысленной  жестокости,  различных  формах  зависимости  и  беспомощности,  стремлении  убежать  от  реального  мира,  в  проявлениях  избыточной  властности  и  агрессии,  разных  формах  нигилизма  и  нарциссизма,  в  алкоголизме  и  наркомании,  сексуальных  и  гедонистических  извращениях».
Вы понимаете  - о чем идет речь? Уже не о кризисе, а о разрушение. Происходит глобальный распад человека. Мишель Фуко в книге «Слова и вещи» пишет, что человек уже близок к исчезновению и, возможно, исчезнет, как "лицо, начертанное на прибрежном песке". И этот процесс мы сейчас наблюдаем…
А вот выдержки из статьи Анны Владимировны Костиной, доктора философских наук, доцента, заведующей кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета «Кризисное состояние идентичности в современном мире: причины и предпосылки»: «Первой причиной кризиса идентичности являются глобализационные процессы. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России.
Если говорить о сетевой коммуникации, то здесь само понятие личности снимается существованием так называемой «виртуальной личности», лишенной материальных характеристик и — соответственно — той идентичности, которая предполагает набор константных ценностей, идеалов, смыслов и которая опосредуется привязкой к определенному пространству и времени.
Иными словами, идентичность, которая опосредуется этой информационной средой, теряет качество подлинности.
При этом культурная и социальная идентичность оказываются не выстроенными, а человек так и не обретает возможности ощущать себя гражданином или представителем определенного культурного мира.
Существенной особенностью «информационно-адаптированой» личности становится утрата способности осуществления коммуникации с Другим, утрата самоидентичности, фундаментальная потеря ориентации, когда бытие человека выступает как постоянная смена в рамках коммуникативного пространства стратегий человека. Этот новый субъект, по П. Вирильо, отличается разорванностью между жизнью в реальных координатах «здесь-и-сейчас» и жизнью внутри особой матрицы, где время («сейчас») превалирует над пространством («здесь»).
Ввиду огромной плотности информационного потока человек теряет способность к критической ориентации в ней, он оказывается неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к различным ценностным системам, а, следовательно, не может зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности. Этот субъект, предельно открытый для восприятия информации, определяемый мобильными установками, готовый к переструктуризации личности, «кинетичный», стремящийся к нивелированию фиксации, но утративший самотождественность, принципиально отличен от традиционного субъекта дюркгеймовского типа — стабильного и однозначно центрированного, настроенного на создание идентичности.
Для эпохи модерна, когда оптимальными представлялись принципы устройства государства-нации, была характерна вера в господство универсальных законов развития общества, человека и культуры, тяготение к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества, провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве. Идеальный человек подобного общества связывался с определенным набором ценностей и идеалов, что и позволяло фиксировать его самотождественность. Время же разрушения универсальности, в том числе, государственной и культурной, обозначаемое как эпоха постмодерна, характеризуется плюрализмом, отсутствием какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Она основана на отказе и в познании, и в культуре, и в человеческом мире от каких-либо интегрирующих идей, а всякое единство воспринимает как носящее «репрессивный» характер и связанное с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута. Ведущим здесь становится принцип множественности, уравнивания — семантического и аксиологического — всех входящих в культуру компонентов — мировоззрений, мироощущений, позиций, которое проецируется и на искусство, политику, философию, а доминирующей становится мысль о том, что все относительно, все возможно.
Само же понятие истины как принципа соответствия знания объективному состоянию мира теперь оказывается размытым и несвоевременным, неактуальным.
Для эпохи модерна было характерно признание доминантности разума как основного начала развития культуры и утверждения рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни.
Для постмодерна же характерно разочарование в разуме и отказ от способности человека познать и изменить мир и порядок вещей, что и приводит к переосмыслению классического типа мышления посредством оппозиций и утверждению мышления «вне оппозиций». Идеи разума и прогресса, оптимистичные и гуманистические в своей основе, перестали соответствовать реальному содержанию культуры, что вызвало отторжение этой идеи».
Идет процесс дегуманизации, распада, виртуализации личности. Человек тонет в бездне пустоты, в которой нет уже ни идеалов, ни разума, никаких либо ценностей. Это погружение в небытие. Человек стирается, как ненужная информация с флешки…
Этот процесс идет не только где-то там, вовне. Мы погружены в него, он захватывает нас – хотим мы этого или нет. И очень многие не чувствуют распада собственной личности подобно тому, как мозг не способен чувствовать боль…
Tags: статьи
Subscribe

  • Причины роста смертности

    Давай внимательно посмотрим на факторы роста смертности Я не успеваю отвечать на комментарии к своим статьям. На бегу на смартфоне…

  • Метод ассоциаций

    Читаю, сообщение с сайта «Медвестник» от 08.02.2021 г.: «С коронавирусной инфекцией в прошлом году было связано 162,4 тыс.…

  • О смерти В. И. Филина

    Черные крылья смерти над нашей Родиной. Скоропостижно, якобы, от инфаркта скончался Владимир Иванович Филин. Довольно остро выступавший…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments