blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Беспокойство духа

 «Не трогайте нас, не пугайте!» - так иногда обращаются к нам наши читатели. «Вы нас расстраиваете!» - они бы хотели не расстраиваться. Сам не хотел бы. Хорошо быть человеком с позитивным мышлением, концентрироваться на хорошем, не думать о плохом. Или во всем плохом видеть хорошее. Прийти в равновесие и радоваться жизни. От плохих мыслей в организме бывает всяческое разрушение, как минимум – несварение желудка, язвенная болезнь, бессонница. Но, с другой стороны, откуда бы взяться покою, если в самой природе жизни есть что-то катастрофическое… Надо либо признать, что это лучший из миров и сказать всему (даже само ужасному и гнусному) «Благо есть», либо как-то беспокоится и мучиться…
Так ли уж правильно успокоенное состояние? Оно, конечно, самое комфортное, но есть ли комфорт оправдание, главная цель? Весь мир смиряется со своей судьбой, со своей участью. Камень не бунтует против рока, и дерево не бунтует. И собаке, и кошке не придет в голову бунтовать против своей участи. Способен на бунт только человек. Только человека может возмущать мировой порядок вещей – смерть, болезни, жестокость. Надо ли избиваться от этого качества, что отличает человека от всего прочего мира и успокоится, прийти в равновесие? Хочет ли Бог, чтобы мы успокоились? Или же именно Он вложил в нас то зерно Духа, что не позволяет нам успокоится и совпасть с миром, погрузиться в него?
В нас есть что-то от мира сего, изначальная бесформенная глина, инертный дух оппортунизма, желания падения, угасания, замирания, вечного сна, погружения в изначальный Хаос, где нет ни низа, ни верха… 

Тону во времени, его секунд крупою
Засыпан, заметен, как снегом хладный труп,
И безразлично мне,
Земля есть шар иль куб,
И все равно, какой идти теперь тропою...
Лавина, унеси меня скорей с собой!

И каждый из нас ощущает нарастающий гнет этой инерции во второй половине жизни. Тяга к простым и малым желаниям, к тихому, уютному прозябанию. Переход от страстных животных импульсов к растительной жизни, а потом – к минеральной. Тяжелые, мраморные плиты памятников с ликами умерших на могилах прекрасно символизируют этот переход.
Но есть чудный жгущий пламень, идущий из глубины, который опрокидывает покой, нарушает обыденный порядок, и зовет к тому, что безумье для мира сего… Наверное, очень важно, как мы уйдем с этой земли – взвиваясь языком пламени вверх или утопая тяжелым камнем в болоте.

Subscribe

  • Слушая лекцию о Бердяеве...

    ...тот, кто упрегает философию Бердяева в бесвязанности, в осутствии стройности, как мне кажется, не вполне ее понимают. В ней и не могло быть…

  • Женщины

    Мне интересны женщины. Это как инопланетяне, которые живут рядом...

  • Оставлять пространство...

    Принцип японской живописи суми-э (влияние дзен): чаще намекать, чем декларировать. Оставлять пространство, которое должно заполнять воображение...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments