blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Гусеница и бабочка

Говоря о политике, об экономике, о войне и мире, мы подчас забываем о самом главном – о человеке. О том, какой надо быть экономике или политике можно установить лишь решив вопрос о человеке.

Бабочка из куколкиЧто есть человек по своей природе? Есть вполне старое представление, что человек – это разновидность животного. Более умная, более хитрая, способная создавать искусственную, техногенную среду, но в общем-то все равно – разновидность животного. И с этой точки зрения – человек не изменяем, как, впрочем, и сам мир. Можно, конечно, что-то немного улучшить, придумать новые технические приспособления, но человеческая суть все равно останется прежней, все равно человеком будут владеть те же самые инстинкты (жадность, властолюбие, злоба). И самое большее, что может сделать власть, государство – это ограничивать или использовать эти животные инстинкты. Но человек все равно останется по своей сути самым опасным хищником на земле – как для мира, так и для своих ближних. Но, дескать, ничего поделать нельзя – таков мир, не мы его придумали и его жестокие законы.

Но наряду с этим существует другой, тоже достаточно древний взгляд на человека. Доктор философии и медицины, профессор психиатрии, философии, и антропологии Калифорнийского Университета в Ирвине Роджер Уолш пишет в своей книге о складывавшейся на протяжении тысячелетий «вечной философии» – сокровищнице мудрости, накопленной человечеством. И приводит «метафоры духовного роста», сложившиеся в различных традициях:

- Пробуждение: мудрецы говорят, что обычно мы пребываем в полусознательном состоянии, и духовные практики пробуждают нас от этой дремоты.

- Дегипнотизация: наша жизнь – это своего рода транс или гипноз. Люди пребывают в суженном состоянии сознания, в котором их восприятие и поведение по большей части ограничены внушениями других людей. Однако в этом гипнотическом состоянии люди не осознают ни своих ограничений, ни того факта, что их загипнотизировали. Только по выходе из гипноза они освобождаются и понимают, что находились в трансе. Духовные практики освобождают нас от коллективного транса, в который мы все погружены.

- Просветление: согласно этой метафоре, мы бродим вслепую во внутренней тьме, а духовные дисциплины приносят нам понимание, свет, и возможность видеть.

- Раскрытие: говорят, что наша подлинная природа скрыта или замаскирована от сознания, но духовные дисциплины разрушают эти покровы и восстанавливают осознание нашей истинной сущности.

- Свобода: утверждается, что мы порабощены нашими изменчивыми побуждениями, эмоциями, но укрощая их, становимся свободными.

- Метаморфоз: духовные практики преображают нас, подобно тому, как природа преобразует гусеницу в изящную бабочку.

- Развертывание: красота нераспустившейся розы может быть скрытой, но она уже существует в бутоне. Точно так же, наши духовные красота и потенциал скрыты внутри, и духовные практики помогают нам распускаться и цвести.

- Целостность: и духовные традиции, и современная психология полагают, что наш ум прискорбно расщеплен на враждующие фрагменты. Духовные практики исцеляют и воссоединяют ум, восстанавливая в нас единство сознания и цели.

- Путешествие: эта метафора подразумевает, что мы движемся к некоторой цели. Цель кажется нам чем-то очень далеким, однако духовная мудрость открывает нам, что цель – это наш дух, и он всегда пребывает здесь и теперь, ожидая лишь нашего узнавания и вспоминания в этот и всякий другой момент.

- Смерть и возрождение: старая ложная самость должна уйти, уступив место новой и подлинной самости. Духовные практики делают нас достаточно сильными, чтобы мы были готовы умереть – ибо отказ от нашего прежнего образа себя может восприниматься как смерть. Из пепла эго восстает, подобно фениксу, новый образ себя. Этот новый образ сам будет многократно умирать и возрождаться, пока мы, наконец, не поймем, что то, чем и кем мы являемся на самом деле, далеко превосходит все образы и понятия. Тогда у нас больше нет образа себя, который мог бы умереть, и остается только то, что бессмертно.

Одним словом, вечная философия говорит о том, что мир и человек в нынешнем состоянии – не есть что-то законченное. Это то, что должно преобразиться и раскрыть свою подлинную природу. Это личинка, гусеница, которая должна превратиться в бабочку.

Но почему это превращение не происходит? Что мешает? Для ответа на вопрос я прибегну к аналогии.

В горах Тибета добывают некое чудодейственное лекарственное средство, которое называется Ярсагумба. Что оно собой представляет? Это гусеница, которую поразил гриб, из-за чего она превращается не в бабочку, а в подобие растения. Каждую весну споры особого гриба (Cordyceps sinensis) внедряются в головку гусеницы гималайского мотылька (Hepialis armoricanus). Там они развиваются, питаясь гусеницей, одновременно убивая и мумифицируя ее. Зрелое растение выглядит как высохшая желто-коричневая гусеница с отходящим от неё темно-коричневым сучком.

И человечество постоянно терпит неудачу, т.к. некие споры поражают его в мозг, в итоге он становится не одухотворенной бабочкой, а растением, овощем. Эти споры можно назвать «мещанством». Эта некая стихия, которая заземляет человеческие устремления, оскопляет его дух.

На протяжение истории человечества постоянно случаются одиночные бунты. Какой-нибудь окаянный человек вдруг словно просыпается от тяжелого сна, оглядывается по сторонам и говорит: «Так жить нельзя, эта жизнь – сущий кошмар!» И принц Сиддхартха Гаутама бежит из своего дворца, чтобы стать Буддой.

Самоотверженный подвижник становится основателем новой духовной школы или церкви, нового монастыря. А потом, некоторое время спустя споры мещанства начинают свою работу, и последователи новой религии тучнеют, покрываются жирком, их духовный порыв ниспадает, и в итоге все возвращается в старую рутину человеческой неудачи, где все то же самое, что было прежде. В истории Западной церкви можно обнаружить множество повествований о том, как какой-нибудь подвижник убегал из монастыря охваченного спорами мещанства, чтобы в уединении предаться духовным подвигам. Ему удавалась достичь многого, о его подвигах расходилась слава, в итоге появлялись последователи. Вокруг нищего убежища подвижника вырастала новая обитель, с новыми храмами. И проходило не столько много времени, как князь мира сего одерживал очередную победу. Человечество оставалось все тем же, не вырвавшись из своей темницы… Рутина жизни поглощала порывы одиночек-подвижников.

…Невозможно понять суть событий ХХ века в нашей стране, если не разбираться в том, что кипело в русской философской мысли в веке XIX.

Николай Фёдоров в свое время оказал сильное впечатление на современников. C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Владимир Соловьёв.

Об учении Фёдорова можно долго говорить, но здесь важно подчеркнуть основное. В чем была его новизна? Фёдоров, будучи православным верующим, выдвинул идею не индивидуального, а коллективного спасения: человечество должно объединиться для своего преображения и переустройства мира в единую семью. Но единение невозможно просто на основе красивых слов, различных людей сплачивает общее дело (стоит вспомнить, что слово республика происходит от латинского «res publica» т.е. «общее дело»). Образом такого единения для Фёдорова был «обыденный храм». Что это такое? Во время бедствий всем селом, всем миром возводился храм за один день (отсюда «обыденный», т.е. построенный «об един день»). В единый мир люди сплачивались общим делом и совершали невероятное – утро следующего дня освящало церковь, которой еще накануне не было. Фёдоров считал, что человечество должно стать единым ради великого дела победы над смертью и воскрешения умерших, для преображения человека и мира, одоления стихийных сил природы. По его представлению, пророчества Апокалипсиса – не фатум, не неизбежность, а всего лишь грозные предупреждения, которые не следует воспринимать с пассивным ожиданием. Человечество – есть творческое, божественное начало на Земле, через него воплощается замысел Творца, и его ожидает печальный конец только в том случае, если оно не исполнит свою великую миссию. Бессмертное человечество должно было выйти за пределы Земли и стать силой одухотворяющей Вселенную. Человек призван стать духовно-творческим агентом вселенской эволюции.

Мы никогда не поймем – почему в СССР произошел такой прорыв в космонавтике, какими идеями он питался, если не вспомним, что Циолковский познакомился с Николаем Фёдоровым в Чертковской публичной библиотеке в Москве. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров. Полет Гагарина  был началом грандиозного проекта, выходившего за земные пределы.

Сам СССР был невиданным в истории дерзким проектом преобразования общества и человека, небывалым порывов, в котором народ сплотился в общем деле возведения «обыденного храма» нового строя. Но грибок мещанства не оставил свою работу. Он проедал мозг, сеял свои споры и Красная идея угасла. И что мы видим сейчас на его развалинах? Каковы альтернативы? Не трудно понять, что сейчас речь идет о различных формах регресса. Вся речь лишь в обертке – либеральной, национально или фундаменталисткой. От нас требуют, чтобы мы навсегда прокляли мечты о возможности другого общества, другого строя, и замкнулись в тюрьму, из которой невозможен побег.

Да только есть одно НО… Если человечество не преобразится, если человек так и останется самым опасным в мире хищником, то он обречен на гибель.

Лев Толстой записал в своем дневнике 14 ноября 1903 года: «Когда жизнь людей безнравственна и отношения их основаны не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершенствования, увеличение власти человека над природою: пар, электричество, телеграф, машины всякие, порох, динамиты производят впечатление опасных игрушек, которые даны в руки детям. Величайшие достижения науки и техники могут быть использованы против человека».

Все новейшие достижения техники первым делом используются для создания новейших средств уничтожения человека, его порабощения.  Мир, разрываемый религиозной, национальной и социальной ненавистью, превращается в грандиозную пороховую бочку, которая неминуемо взорвется. И это будет взрыв такой силы, который похоронит нашу цивилизацию…

С Ближнего Востока, который и так вовсю полыхает, идут такие новости: «Саудовская Аравия может отказаться от безъядерного статуса в том случае, если Иран продолжит разработку своей ядерной программы.  Об этом в интервью BBC News заявил принц королевства Турки аль-Фейсал, передает Lenta.ru. По словам принца, в том случае, если шестерке посредников не удастся убедить Тегеран полностью отказаться от обогащения урана, на Ближнем Востоке, а позже и во всем мире начнется ядерная гонка. "Мы хотим, чтобы то, что будет позволено Ирану, было позволено и нам", — заявил Турки аль-Фейсал. Недавно Саудовская Аравия подписала соглашение о ядерном сотрудничестве с Южной Кореей». А вот еще одно сообщение: «Власти Саудовской Аравии вложили значительные средства в пакистанскую ядерную программу и рассчитывают, что смогут в любой момент получить от Исламабада ядерное оружие, сообщает BBC Newsnight».

Заметка от 15 июня 2015 года с сайта "Newsli.ru": «Боевики из ИГИЛа взяли курс на создание ядерного, бактериологического и химического оружия. Заявляется, что лидеры "Исламского государства"  уверены, что в скором времени будут  в  состоянии приобрести ядерное оружие. Причем заявляется, что таковое они приобретут  в Пакистане. По  данным издания  The Independent, которое ссылается на сведения полученные от австралийской разведки, имеется подтверждение, что боевики из ИГИЛ  уже захватили некое количество радиоактивного материала для создания оружия массового поражения - "грязной ядерной бомбы", распыляющей радиоактивные вещества на существенное расстояние при помощи взрывной волны. Отмечено  усиление  активного рекрутирования со стороны ИГИЛ высококвалифицированных специалистов для производства химического и иного оружия массового поражения. Помимо этого доказано, что террористическая организация уже применила хлор в  боевых операциях в Ираке. В то же время отмечается, что если обладание боевиками ядерным оружием вызывает еще скептическую оценку, то наличие химического и бактериологического оружия в ИГИЛ многими экспертами оценивается как реальное».

Очертания Апокалипсиса проступают на наших глазах. «Ситуация на востоке Украины может обостриться вплоть до Третьей мировой войны. Такое мнение в эфире РСН высказал полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин».

Можно, конечно, только развести руки: «А что мы можем поделать?» или еще раз вспомнив о пророчествах закопаться в надежную щелку и молить о личном спасении, но следует понять – что мы сейчас стоим перед решающим выбором. Либо человечество сможет ответить на современный вызов и начать новую духовно-социальную революцию, либо оно капитулирует и сходит с арены жизни, как проект, потерпевший фундаментальную неудачу…

Tags: Н. Федоров, духовность
Subscribe

  • Они заботятся о нас

    Аттракцион неслыханной щедрости во имя нашего спасения. Недавно… о, есть такое классное русское слово – надысь! Так вот: надысь…

  • Россия в гробу

    Праздник, я кушаю куличек с чайком и думаю, а мысли не праздничные, хотя погодка за окном чудесная. Есть советский фильм по мотивам одноимённой…

  • Пункт назначения

    Мне в свое очень понравился фильм «Пункт назначения» - первый. Произвел сильное впечатление. Это потом стало превращаться в сериал, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments