blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Космос и хаос



С  одной стороны, все время требуется следить за потоком событий, пытаться его понять. Но, с другой, в конце концов появляется потребность остановиться и разобраться - что происходит и почему? И если уж сразу не ответить на вопросы, то хотя бы задуматься на эту тему.

А по мере того, как задумываешься, возникает необходимость в более широком взгляде, т.к. один вопрос рождает другой и т.д. А что вообще происходит с миром и с человеком? Откуда мы вышли и куда сейчас пришли?

Все познается в сравнении. Понять современность можно лишь сравнивая ее с предыдущими эпохами, с миром Традиции. Ни уровень моих достаточно скудных знаний, ни небольшое количество времени не позволяет сделать подробный анализ, поэтому я позволю себе легкий набросок, возможно допускающий множество погрешностей.

Что бросается в глаза, когда сравниваешь мир Традиции с современностью? В прошлом существовал законченный образ мира. Дело не в том, правильным или нет он был с научной точки зрения, - это в данном случае неважно. Но мир в какой-то мере был понятным и структурированным. И эта картина мира - в той или иной степени - была доступна каждому. Конечно, существовали какие-то утонченные, изысканные, скрытые (эзотерические) стороны знания, но все же в общих чертах картина мира была понятна всем. И сакральное находилось в очень интересных отношениях с мирским: оно, с одной стороны, возвышалось над обыденной жизнью, но, с другой стороны, оформляло ее.

Не удержусь и процитирую строки из поэмы Н.Клюева «Мать-Суббота», которые описывает это таинство снисхождения сакрального в обыденное:

Ангел  простых  человеческих дел

В избу мою  жаворонком влетел,

Заулыбалися  печь  и скамья,

Булькнула звонко гусыня-бадья,

Муха впотьмах забубнила коту:

За ухом, дяденька, смой черноту! -

Ангел простых человеческих дел

Бабке за прялкою венчик надел,

Миром помазал дверей косяки,

Бусы  и  киноварь пролил в горшки.

Посох врачуя, шепнул  кошелю:

Будешь  созвучьями полон в раю!.

Для Традиции важен образец, архетип, она отрицает индивидуальный произвол. Человек Традиции каждое свое действие старался соотносить с неким сакральным эталоном. Например, царская власть на земле воспроизводила небесный образец - власть Царя Небесного. Но и каждое мирское дело тоже искало опору в подражании изначальному идеалу. Если, например, женщина в каком-то традиционном племени пряла пряжу, то она не просто занималась ремеслом, но тем самым воспроизводила изначальный образец -  действия какого-либо первопредка или богини, в начале времен начавшей прясть пряжу.

Знание о мире находило свое конкретное воплощение - в виде устной традиции, передаваемой из поколение в поколение, или в виде священного писания, священной книги, считавшейся воплощением божественной мудрости.

Мир Традиции таким образом являлся законченным, иерархично устроенным космосом, представлявшим по своей сути единый, цельный организм, жизнь которого разворачивается в соответствии с ритмом, создававшим циклы - малые и большие.

В древнеиндусской философии период существования Вселенной, когда «Космос бодрствует», когда все сущее живет, назывался «Днем Брамы» или малой Манвантарой. А то время, когда Космос «спит», именовалось «Ночью Брамы» или малой Пралайей. Говорится, что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет; столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 «Дней Брамы» и 360 «Ночей Брамы» составляют один Год Брамы, а сто годов Брамы — составляют Век Брамы.

Так же в космологии индуизма есть понятие «юги», т.е. мирового века, который составляет двухтысячную часть суток Брамы. Индуизм называет четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. В каждой последующей из «юг» внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт. Конец Кали-юги должен ознаменоваться появлением Калки, 10-й аватары Вишну, очищающего мир и начинающего новую махаюгу. Всего 4 юги длятся 4 320 000 лет.

Жизнь человека - это тоже цикл, который разбивается на серию малых циклов. И каждый такой цикл представляет собой прохождение через изменения, через умирание и возрождение.

У нас создается обманчивая иллюзия того, что наша личность представляет собой некую константу, постоянную, неизменную величину. Мы перестаем чувствовать, что находимся в потоке жизни, где все постоянно преображается.

Когда-то в самом начале жизни мы были частью материнского организма. А затем произошло первое, шокирующее изменение - наше появление на свет, разрыв с материнской пуповиной. Нам кажется, что информация об этом событии никак не отразилась на нашем сознании, но, например, Отто Ранк писал о «травме рождения», которая навсегда впечатывается в глубинах нашей души.

Другой критический период - переход из состояния детства во взрослую жизнь. Последний - старость и подготовка к завершающему переходу в нашем жизненном цикле. Мы как бы пересекаем определенные пороги, врата, изменяясь, преображаясь. И где-то в подсознании у каждого из нас существует ощущение таких критических, переходных моментов или зон.

В детстве, когда мы гуляли с мамой по улице, то она мне указывала на столбы, соединенные в виде буквы «Л» и говорила, что это «собачьи ворота», через которые нельзя проходить. Откуда взялось это странное поверье - не могу судить, но то, что оно до сих пор распространенно я понял, когда однажды зимой увидел на дороге возле таких «собачьи ворот» протоптанную тропинку в снегу, которая аккуратно их обходила. То есть, где-то на уровне подсознания подобные символические врата вызывали психологическое напряжение, если не страх, пробуждали определенный архетип...

Одним из важнейших в традиционном обществе были обряды связанные со взрослением, переходом ребенка в состояние зрелости. При достижении определенного возраста мальчика отбирали от плачущей матери и подвергали, в зависимости от местных обычаев, разной степени жестокости истязаниям и испытаниям, во время которых он претерпевал символическую смерть и рождение уже в качестве мужчины. После этого его обучали необходимым ремеслам, приобщали к племенной культуре, и он становился полноценным членом взрослого сообщества. Пуповина, связывающая его с матерью, окончательно разрывалась.

Если же испытуемый не мог выдержать испытание на зрелость, то участь его была жалкой - несчастного наряжали в женское платье, делая объектом постоянных издевательств.

Наш современный мир, который гордится множеством технических достижений, лишен ясности Традиции. Конечно, архаичное общество не просто ограничивало личную свободу человека, оно вообще как бы ее не замечало.

Но надо понимать, что наша нынешняя индивидуальная свобода достигнута ценой сокрушения абсолютных ценностей, того, что Ницше назвал «смертью Бога». Абсолютные образцы утратили свое значение.

Перед нами разлился океан самой различной информации, но нет уже надежды выловить в нем истину. На одной полке в книжном шкафу в нашей квартиры могут стоять Библия, Коран, «Бхагават-Гита», «Дао дэ цзин», но они уже воспринимаются нами не как откровения, а всего лишь как отблески старых традиции, дошедшие до нас подобно свету потухшей звезды. Религии в современном западном мире не исчезли, но ушли на периферию жизни, заняв место где-то между гадалками, экстрасенсами и психотерапевтами. Научная же картина мира настолько усложнилась, что понятна только специалистам. Из школьных знаний мы усвоили лишь то, что наша Земля - это ничтожная песчинка в бесконечности Вселенной. Если человек Традиции считал свой мир центром мироздания, то мы даже вселенской провинцией себя не осознанием. Наш мир словно бы затерялся в пустоте. И каждый из нас чувствует себя крохотным атомом в ледяном пространстве.

Мы затеряны в этой бесконечной, бессмысленной вселенской бездне, в огромных, полных бестолковой суеты городах, среди безжизненных, серых зданий, поглощенные равнодушной толпой. Мы утопаем в океане хаоса.

Нет общего, разделяемого всеми смысла существования, нет абсолютной ценности, нет образцов для подражания. Нет общественных идеалов, в общем-то нет и самого общества, а лишь сумма обособленных, отчужденных друг от друга индивидуумов. И есть бесконечный хоровод теней - в кинофильмах, в рекламах, в глянцевых журналах. Какой образец они культивируют? Самовлюбленных, самодовольных придурков с главным принципом: «Бери от жизни все!» И целью жизни становится самопотакание и самовыражение. Этот ядовитый туман начинает калечить сознание детей едва ли не с пеленок. В 14 лет «новому члену общества» вручают паспорт, но превращается ли он при этом во взрослого? Человек становится старше, у него растут усы и борода, возможно он даже занимается сексом, но у него остается сознание капризного, испорченного ребенка. Переход в зрелое состояние не совершается.

В психотерапии в последнее время появился термин «парентэктомия» для обозначения процедуры освобождения сознания от родительских пут, выхода из состояния «запоздалого подростка». Таким «запоздалым подростком» может быть человек вполне солидного возраста, так и не сумевший стать психологически, личностно взрослым, «застрявший» в инфантильной зависимости от родителей. Он так и не сумел пройти «инициацию взросления», не умер как ребенок и не родился, как взрослая, самостоятельная личность.

Многие критики советского общества называют его архаичным по своей природе. И действительно - оно в чем-то пыталась воспроизвести в новых условиях черты традиционного сознания. В нем существовали некие зачатки инициатических практик - в виде посвящения в октябрята, в пионеры, в комсомольцы. Но, во-первых, эти практики не были всеобъемлющими, носили слишком уж политизированный характер, а, во-вторых, по мере охладения коммунистической идеологии, все больше превращались в чистую формальность.

Отчасти некую роль посвящения во взрослую жизнь играла и продолжает играть служба в армии. Молодого человека на продолжительный срок вырывают из привычной среды, окунают в атмосферу совершено другой требовательности. Очень многих это хорошенько встряхивает и изменяет в лучшую сторону. Но для того, чтобы армия стала инструментом подлинной инициации - надо излечить ее болезни, изменить характер, привнести совершенно иной дух. А это невозможно без восстановления в обществе ценностной доминанты, абсолютной ценности, которая, в свою очередь, создаст ясную, понятную всем картину мира.

Tags: инициация, инфантильность, космос, современность, традиция, хаос
Subscribe

  • План господ

    Нас хотят превратить в зомби? Я хочу кое-что напомнить. Наверное, многие видели фильм «Дух времени». Вышло несколько частей, но…

  • Люди бегут

    Как достичь кадрового голода РБК пишет: «Глава Минздрава Михаил Мурашко предложил врачам и другим медикам-пенсионерам вернуться, поскольку…

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments