blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Путь огня и Путь воды



Давно идут споры на тему роли личности в истории, о влиянии меньшинства на большинство, о значении вождей и т.д. Но подобно тому, как теоремы выводятся из аксиом, принимаемых без доказательств, многие учения тоже выросли из определенного метафизического ядра, которое было принято на веру, т.е. без доказательств. Так как у меня нет времени на долгие рассуждения, я постараюсь предельно их обобщить, разумеется несколько упрощая реальность.
Есть путь огня, путь мужского волевого и героического начала. Он очень близок креационизму, т.е. учению о создании мира Творцом из ничего. Творец одинок, Он создает мир из небытия, которое чуждо Ему, и мир всегда остается чем-то отделенным.
Это путь насилия. Люди, которые сознательно или бессознательно принимают это учение, действуют, как творцы, творящие из ничего, в действии утверждающие лишь себя, свою волю. Они могут говорить о любви к народу, о возвращении к традиции или тому подобное, но на самом деле они творят произвол, возводят конструкцию, которую утверждают сами. Их представления о народе, о традиции могут не иметь ничего общего с реальностью, их это просто не волнует. Они любят народ, который создали сами, в своем воображении, восстанавливают традицию, которая рождена их умом. Здесь действует та же креационистская схема – творящая воля расширяет свое влияния на внешнее пространство, которое предстает, как хаос, подлежащий устроению, как небытие. Все то, что противится творящей воле – есть грех, зло и подлежит уничтожению. Это мир, который всегда расколот на субъект и объект, на творца и творение, на внутреннее и внешнее.
И есть женский путь воды, который например описывается в даосизме. Нет волевого Творца, который создает мир из ничего, а мир и является развернувшимся, манифестировавшим себя Божеством. Есть лишь Единое, а всякая расколотость, разделенность на субъект и объект есть иллюзия.
Лао Цзы пишет: «Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и справа, и слева. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста.
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними.
Нужно меньше говорить, а следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день.
Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять.  Кто делает большие шаги, не может долго идти.  Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит.  Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы.  Кто нападает, тот не достигает успеха.  Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других.  Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, этого не делает.
Покой есть главное в движении.
Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится».

Поэтому деятели, которые сознательно или бессознательно принимают эту метафизическую доктрину никогда не отделяют себя от мира, от простого народа, не ставят выше толпы. Они знают – что Бог есть везде. И главная задача заключается не в насильственном конструировании, а в чутком угадывании тенденций, которые движут этим миром. Последователь пути воды не насилует мир, а следует его глубинным движениям, он не навязывает, он прислушивается. Для иллюстрации приведу рассказ Чжуан-цзы о мяснике:
«Скажи, — спросил князь Вэн-хуэй, — как же ты достиг столь высокой степени искусства?»
Мясник отложил свой нож и сказал: «Я люблю дао и таким образом совершенствуюсь в своем искусстве. Хороший мясник изнашивает за год один нож, потому что режет только по мясу. Обычный мясник изнашивает по ножу каждый месяц, потому что нож у него затупляется о кости. Мне мой нож служит уже девятнадцать лет. Им разделаны тысячи бычьих туш, а лезвие его все еще кажется свежезаточенным. Просто в сочленениях костей есть промежутки, а лезвие ножа не имеет толщины. Тому, кто умеет погружать тончайшее лезвие в эти промежутки, легко работать ножом, ведь он режет по пустым местам. Потому-то я и пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, а лезвие его до сих пор кажется свежезаточенным. Каждый раз, когда мне приходится разделывать сочленения костей, я отмечаю наиболее трудные места, задерживаю дыхание, пристально вглядываюсь и действую не спеша. Я тихонько провожу ножом, и сочленения разделяются с такой же легкостью, как если бы я складывал на землю куски глины. Тогда я вытаскиваю нож и распрямляюсь...».

Опираясь на этот рассказ можно сказать, что представитель пути огня рубит поперек, а представитель пути воды действует, используя естественные промежутки… В первом случае вождь будет считать, что это он рождает из себя государство и народ, а во втором – что он лишь выражает некую естественную тенденцию, словно бы несется на гребне волны.
Tags: философия
Subscribe

  • В сгущающихся сумерках

    Хороших сценариев пока что не нет… Как известно, в Сочи произошла стрельба: 61-летний Вартан Кочиян встретил судебных приставов огнем -…

  • Руины

    Некоторые комментаторы к моей статье о демографической катастрофе вполне справедливо указали на то, что причина вымирания населения находится…

  • Убийство, как объективная причина.

    «Естественная убыль населения» имеет черты геноцида. Сообщение от 31 марта: «Демографическая ситуация в России находится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments