blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Американская стратегия после Украины: от Эстонии до Азербайджана

Американское аналитическое издание "Stratfor" 27 марта 2014 года опубликовало статью Джорджа Фридмана "Американская стратегия после Украины: от Эстонии до Азербайджана".
Чтобы было понятно - насколько серьезен этот материал, приведу небольшую биографическую справку из Википедии: "Джордж Фридман - американский политолог, основатель и директор частной разведывательно-аналитической организации "Stratfor". Автор нескольких книг, среди которых "Секретная война Америки". Фридман родился в 1949 в Будапештe в Венгрии в еврейской семье. В 1949 семья Фридманов перебралась в Австрию, а спустя несколько лет - в США. Там Джордж Фридман получил степень по политологии в Нью-Йоркском городском колледже и по государственному управлению в Корнелльском университете. В 1974 начал преподавать политологию в частном колледже в Пенсильвании. Начало своей карьеры геополитика Фридман, как и большая часть его молодых коллег, посвятил проблеме советско-американских отношений. В 80-х Фридман написал несколько научных работ на тему мирового военного баланса и ядерного паритета. В 1994 Джордж Фридман основал Центр геополитических исследований при Луизианском государственном университете, занимающийся стратегическим прогнозированием. В 1996 Фридман создал частное разведывательное агентство "Stratfor"".


Итак, в статье Джорджа Фридмана говорится:
"Соединенные Штаты сегодня вовлечены в конфронтацию с Россией. Россияне считают, что США были главным действующим лицом в смене власти на Украине. Русские, как минимум, нацелены на изменение событий на Украине в противоположном направлении. Они пришли к выводу о том, что Соединенные Штаты вознамерились подорвать власть и влияние России. И они будут сопротивляться этому. Если Путину не удастся хотя бы сохранить нейтралитет Украины, то мнение мира о нем как о великом стратеге пошатнется, а легитимность и власть, созданная им для российского государства, в лучшем случае поколеблется.
Если Соединенные Штаты откажутся от активных действий, то расположенные на российской периферии страны - от Эстонии до Азербайджана - придут к выводу о том, что в условиях, когда Америка самоустранилась, а Европа расколота, им нужно искать компромисс с Москвой. Это приведет к усилению российской власти и откроет двери для распространения влияния России на сам европейский континент. Соединенные Штаты участвовали в трех войнах (в Первой мировой, во Второй мировой и в холодной войне) с целью недопущения чужой гегемонии в регионе. Пустить ситуацию на самотек Соединенные Штаты просто не могут. Им нужна экономичная и последовательная в военном, политическом и финансовом плане стратегия. Россия, несмотря на определенные сильные стороны, в своей основе слаба и уязвима, и поэтому Соединенным Штатам нет необходимости прилагать чрезмерные усилия, как они делали это в ходе двух мировых войн, во время холодной войны и даже в период ближневосточного диалога последнего десятилетия.
Путин оказался в таком положении, когда для уверенного сохранения своего внутреннего авторитета и власти он должен действовать решительно, чтобы повернуть события вспять. Однако прямое вторжение в восточные области Украины просто приведет к усилению противодействия России в Киеве и вызовет международную реакцию, которую сложно предугадать. В итоге все поймут, что если раньше русские занимали господствующие позиции на всей Украине, то теперь они занимают их менее чем на половине украинской территории. В конечном итоге такой вариант действий, как и другие краткосрочные решения, не поможет России выйти из этого затруднительного положения.
Сегодня Российская Федерация намного слабее, чем был Советский Союз в свои лучшие годы. По аналогии с политикой сдерживания 1945-1989 годов, здесь будет сочетаться экономия сил, средств и финансов, и такая стратегия будет удерживать Россию от превращения в державу-гегемона, не подвергая США мощному и неуправляемому риску.



Появление такой стратегии я предсказал в двух своих книгах "Следующее десятилетие" и "Следующее столетие", выдвинув концепцию, названную мною "Междуморьем". "Междуморьем" назывался план, который после Первой мировой войны вынашивал польский руководитель Юзеф Пилсудский. Он предусматривал создание под эгидой Польши федерации в составе центральноевропейских и восточноевропейских государств. То, что появляется сейчас, это не Междуморье, но нечто похожее. И в настоящее время эта концепция из абстрактного прогноза превращается пусть в зыбкую, но вполне конкретную реальность.
Прямая военная интервенция США на Украине невозможна. Во-первых, Украина - это большая страна, и у США не хватит сил, необходимых для ее защиты. Во-вторых, отправка таких сил потребует наличия системы обезпечения и снабжения, которой нет, и на создание которой уйдет много времени. И наконец, такая интервенция немыслима без сильной системы альянсов, охватывающей весь Запад и черноморский периметр. США способны обезпечить экономическую и политическую поддержку, но Украина не в состоянии создать противовес России, а Соединенные Штаты не могут вести курс на эскалацию вплоть до применения своих вооруженных сил. Украина - это поле битвы, на котором у России есть преимущества, а в такой ситуации возможно поражение США.
Если США решат пойти на конфронтацию с Россией с использованием военного компонента, им нужен стабильный периметр с как можно более широким фронтом, чтобы растянуть российские силы и снизить вероятность российского нападения на одном участке под страхом ответного удара на другом. Идеальным механизмом такой стратегии мог бы стать альянс НАТО, в составе которого находятся почти все важные страны за исключением Азербайджана и Грузии. Но проблема в том, что НАТО - это неэффективный альянс. Он создавался для ведения холодной войны на рубеже, который намного западнее нынешней линии противостояния. Более того, ранее было единое мнение о том, что СССР представляет угрозу существованию Западной Европы.
Такого единства больше нет. У разных стран разные представления о России и разные озабоченности. Для многих повторение холодной войны, даже перед лицом российских действий на Украине, это хуже, чем компромисс и примирение. Кроме того, с окончанием холодной войны в Европе произошло масштабное сокращение войск. НАТО просто не хватит сил, если не произойдет их мощное и внезапное наращивание. А этого не произойдет из-за финансового кризиса и из-за многих других причин. Североатлантическому альянсу нужно единодушие, чтобы начать действовать, а такого единодушия нет.
Страны, подвергавшиеся опасности в период с 1945 по 1989 год, это не те, что подвергаются опасности сегодня. Многие из них тогда входили в состав Советского Союза, а остальные были советскими сателлитами. Старая система альянсов к такой конфронтации не приспособлена. Государства, расположенные на оси Эстония-Азербайджан, прежде всего заинтересованы в сохранении суверенитета перед лицом российской мощи. Остальная Европа в безопасности, и ее страны просто не готовы прилагать финансовые и военные усилия для решения проблемы, которую, на их взгляд, можно решить с минимальным для них риском. Следовательно, Америка при осуществлении любой своей стратегии должна будет действовать в обход НАТО, или как минимум создавать новые структуры для наведения порядка в регионе. Польша, Румыния и Азербайджан должны стать теми постами, вокруг которых будет строиться новый альянс. Балтийский выступ длиной 145 километров от Санкт-Петербурга до Эстонии станет мишенью для дестабилизации России. Польша граничит со странами Балтии и является лидером в Вышеградской боевой группе, существующей в составе Евросоюза. Польше очень хочется наладить более тесные военные связи с США, поскольку ее национальная стратегия издавна строится на гарантиях безопасности от агрессии, предоставляемых третьей стороной. Поляки не смогут защитить себя и прибалтов, учитывая те боевые возможности, которые необходимы для выполнения этой задачи.
Река Днестр находится в 80 километрах от Одессы, являющейся для Украины важным портом на Черном море, который также важен для России. Река Прут находится приблизительно в 200 километрах от столицы Румынии Бухареста. Молдавия расположена между двумя этими реками. Этот регион тоже является полем битвы, по крайней мере, для соперничающих между собой политических фракций. Румынию необходимо вооружить и поддержать, чтобы она защищала Молдавию и организовывала юго-восток Европы. Попав в руки Запада, Молдавия создаст угрозу крупному украинскому порту Одессе, которым пользуется и Россия. Попав в руки России, Молдавия создаст угрозу Бухаресту.



На дальнем конце оси альянса я вижу Азербайджан, который находится на Каспийском море, и граничит с Россией и Ираном. Если произойдет дестабилизация в Дагестане и Чечне, Азербайджан, где живут мусульмане и в основном шииты, но правит светская власть, станет очень важной страной для сдерживания расползающегося джихадизма. Азербайджан также может поддержать позиции альянса на Черном море, оказав помощь Грузии, и станет мостом для налаживания отношений (а также для энергопоставок), если улучшатся отношения Запада и Ирана. Находящаяся юго-западнее пророссийская Армения, которая размещает у себя российские войска и имеет долгосрочные договорные отношения с Россией, может усилить напряженность с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Раньше это было не очень актуально для США. Сейчас ситуация иная. Безопасность Грузии и ее портов на Черном море требует включения в альянс Азербайджана.
Азербайджан может послужить и более важной стратегической цели. Большинство стран из состава альянса в больших количествах импортируют российские энергоресурсы. Например, Польша за счет импорта из России удовлетворяет свои энергетические потребности на 91%, а Венгрия - на 86%. В ближайшее время решить эту проблему не удастся, но России доходы от такого экспорта нужны не меньше, чем этим странам нужны энергоресурсы. Разработка европейских месторождений сланцевого газа и импорт энергоресурсов из США - это решение на долгосрочную перспективу. А решение на среднесрочную перспективу, зависящее от строительства трубопроводов, чему Россия в прошлом препятствовала, состоит в поставках азербайджанского газа в Европу. Пока это вопрос коммерческий, но он уже превращается в важнейший стратегический вопрос. Каспийский регион, основу которого составляет Азербайджан, это единственная серьезная альтернатива России в плане энергопоставок. Следовательно, быстрая прокладка трубопроводов в центр Европы так же важна, как и поставка Азербайджану военной техники для самообороны (он готов платить за эту технику, и в отличие от других стран-союзниц, не нуждается в финансировании).
Ключевым моментом в прокладке трубопроводов станет готовность Турции обезпечить транзит. Я не включаю Турцию в состав альянса. Из-за ее внутренней политики, непростых отношений с соседями и мощной энергетической зависимости от России участие Турции кажется проблематичным. В этой структуре альянсов я отвожу Турции такое же место, какое занимала Франция в годы холодной войны. Она была в союзе, но оставалась независимой; она была самодостаточной в военном отношении, но зависела от эффективной работы других стран. Турция, находясь в рамках или за рамками этой формальной структуры, будет играть именно такую роль, потому что будущее Черного моря, Кавказа и юго-восточной Европы очень важно для Анкары.
Несмотря на разнообразие, эти страны объединяет желание не допустить владычества русских. Такая общность интересов является основой для их включения в дееспособный военный альянс. Это не наступательная сила, а сила, призванная сдерживать российскую экспансию. Все эти страны нуждаются в современной военной технике и оружии, особенно в средствах ПВО, противотанковых системах и в мобильной пехоте. В каждом случае готовность США предоставить такое оружие - за деньги, в счет кредита или иным способом в соответствии со складывающейся обстановкой - будет укреплять проамериканские политические силы в этих странах, создавая стену, за которой Запад сможет спокойно вкладывать свои инвестиции. И в эту организацию смогут вступать другие страны, а она, в отличие от НАТО, не будет предоставлять каждому члену право вето.
Соединенные Штаты также не могут ограничиваться пустыми жестами типа санкций против 20 человек. Это признак не решимости, а слабости. США должны принимать участие в таких событиях как украинские, и должны принимать стратегические решения, но при этом у Америки есть альтернативы интервенции - такие как альянсы. В данном случае структура естественного альянса уже представила себя. Это преемник НАТО, но заточенный именно под этот кризис, как и тот альянс, о котором я говорил ранее.
На мой взгляд, сил у России немного, и она могла применять их в полном масштабе только тогда, когда США занимались своими войнами на Ближнем Востоке, а Европа боролась с экономическим кризисом. Но Россия все равно опасна. У нее есть кратковременные преимущества, а незащищенность этой страны говорит о том, что Москва будет рисковать. Слабые и уязвимые государства с временными преимуществами всегда опасны. Соединенные Штаты заинтересованы в упреждающих действиях, потому что упреждающие действия обходятся дешевле, чем действия в экстремальных условиях. Среди прочего, это касается зенитных ракет, ударных вертолетов, систем связи и обучения. Этих вещей у США в изобилии. Америке не нужно развертывать свои дивизии, которых у нее мало. Поляки, румыны, азербайджанцы и конечно турки в состоянии защитить себя. Им нужно оружие и подготовка, а это станет для России сдерживающим фактором, и она попадет в безвыходное положение, разыгрывая свои последние карты в качестве великой державы" (inosmi.ru).
Subscribe

  • Они заботятся о нас

    Аттракцион неслыханной щедрости во имя нашего спасения. Недавно… о, есть такое классное русское слово – надысь! Так вот: надысь…

  • Россия в гробу

    Праздник, я кушаю куличек с чайком и думаю, а мысли не праздничные, хотя погодка за окном чудесная. Есть советский фильм по мотивам одноимённой…

  • Пункт назначения

    Мне в свое очень понравился фильм «Пункт назначения» - первый. Произвел сильное впечатление. Это потом стало превращаться в сериал, с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments