Чтобы было понятно - насколько серьезен этот материал, приведу небольшую биографическую справку из Википедии: "Джордж Фридман - американский политолог, основатель и директор частной разведывательно-аналитической организации "Stratfor". Автор нескольких книг, среди которых "Секретная война Америки". Фридман родился в 1949 в Будапештe в Венгрии в еврейской семье. В 1949 семья Фридманов перебралась в Австрию, а спустя несколько лет - в США. Там Джордж Фридман получил степень по политологии в Нью-Йоркском городском колледже и по государственному управлению в Корнелльском университете. В 1974 начал преподавать политологию в частном колледже в Пенсильвании. Начало своей карьеры геополитика Фридман, как и большая часть его молодых коллег, посвятил проблеме советско-американских отношений. В 80-х Фридман написал несколько научных работ на тему мирового военного баланса и ядерного паритета. В 1994 Джордж Фридман основал Центр геополитических исследований при Луизианском государственном университете, занимающийся стратегическим прогнозированием. В 1996 Фридман создал частное разведывательное агентство "Stratfor"".
Итак, в статье Джорджа Фридмана говорится:
"Соединенные Штаты сегодня вовлечены в конфронтацию с Россией. Россияне считают, что США были главным действующим лицом в смене власти на Украине. Русские, как минимум, нацелены на изменение событий на Украине в противоположном направлении. Они пришли к выводу о том, что Соединенные Штаты вознамерились подорвать власть и влияние России. И они будут сопротивляться этому. Если Путину не удастся хотя бы сохранить нейтралитет Украины, то мнение мира о нем как о великом стратеге пошатнется, а легитимность и власть, созданная им для российского государства, в лучшем случае поколеблется.
Если Соединенные Штаты откажутся от активных действий, то расположенные на российской периферии страны - от Эстонии до Азербайджана - придут к выводу о том, что в условиях, когда Америка самоустранилась, а Европа расколота, им нужно искать компромисс с Москвой. Это приведет к усилению российской власти и откроет двери для распространения влияния России на сам европейский континент. Соединенные Штаты участвовали в трех войнах (в Первой мировой, во Второй мировой и в холодной войне) с целью недопущения чужой гегемонии в регионе. Пустить ситуацию на самотек Соединенные Штаты просто не могут. Им нужна экономичная и последовательная в военном, политическом и финансовом плане стратегия. Россия, несмотря на определенные сильные стороны, в своей основе слаба и уязвима, и поэтому Соединенным Штатам нет необходимости прилагать чрезмерные усилия, как они делали это в ходе двух мировых войн, во время холодной войны и даже в период ближневосточного диалога последнего десятилетия.
Путин оказался в таком положении, когда для уверенного сохранения своего внутреннего авторитета и власти он должен действовать решительно, чтобы повернуть события вспять. Однако прямое вторжение в восточные области Украины просто приведет к усилению противодействия России в Киеве и вызовет международную реакцию, которую сложно предугадать. В итоге все поймут, что если раньше русские занимали господствующие позиции на всей Украине, то теперь они занимают их менее чем на половине украинской территории. В конечном итоге такой вариант действий, как и другие краткосрочные решения, не поможет России выйти из этого затруднительного положения.
Сегодня Российская Федерация намного слабее, чем был Советский Союз в свои лучшие годы. По аналогии с политикой сдерживания 1945-1989 годов, здесь будет сочетаться экономия сил, средств и финансов, и такая стратегия будет удерживать Россию от превращения в державу-гегемона, не подвергая США мощному и неуправляемому риску.
Появление такой стратегии я предсказал в двух своих книгах "Следующее десятилетие" и "Следующее столетие", выдвинув концепцию, названную мною "Междуморьем". "Междуморьем" назывался план, который после Первой мировой войны вынашивал польский руководитель Юзеф Пилсудский. Он предусматривал создание под эгидой Польши федерации в составе центральноевропейских и восточноевропейских государств. То, что появляется сейчас, это не Междуморье, но нечто похожее. И в настоящее время эта концепция из абстрактного прогноза превращается пусть в зыбкую, но вполне конкретную реальность.
Прямая военная интервенция США на Украине невозможна. Во-первых, Украина - это большая страна, и у США не хватит сил, необходимых для ее защиты. Во-вторых, отправка таких сил потребует наличия системы обезпечения и снабжения, которой нет, и на создание которой уйдет много времени. И наконец, такая интервенция немыслима без сильной системы альянсов, охватывающей весь Запад и черноморский периметр. США способны обезпечить экономическую и политическую поддержку, но Украина не в состоянии создать противовес России, а Соединенные Штаты не могут вести курс на эскалацию вплоть до применения своих вооруженных сил. Украина - это поле битвы, на котором у России есть преимущества, а в такой ситуации возможно поражение США.
Если США решат пойти на конфронтацию с Россией с использованием военного компонента, им нужен стабильный периметр с как можно более широким фронтом, чтобы растянуть российские силы и снизить вероятность российского нападения на одном участке под страхом ответного удара на другом. Идеальным механизмом такой стратегии мог бы стать альянс НАТО, в составе которого находятся почти все важные страны за исключением Азербайджана и Грузии. Но проблема в том, что НАТО - это неэффективный альянс. Он создавался для ведения холодной войны на рубеже, который намного западнее нынешней линии противостояния. Более того, ранее было единое мнение о том, что СССР представляет угрозу существованию Западной Европы.
Такого единства больше нет. У разных стран разные представления о России и разные озабоченности. Для многих повторение холодной войны, даже перед лицом российских действий на Украине, это хуже, чем компромисс и примирение. Кроме того, с окончанием холодной войны в Европе произошло масштабное сокращение войск. НАТО просто не хватит сил, если не произойдет их мощное и внезапное наращивание. А этого не произойдет из-за финансового кризиса и из-за многих других причин. Североатлантическому альянсу нужно единодушие, чтобы начать действовать, а такого единодушия нет.
Страны, подвергавшиеся опасности в период с 1945 по 1989 год, это не те, что подвергаются опасности сегодня. Многие из них тогда входили в состав Советского Союза, а остальные были советскими сателлитами. Старая система альянсов к такой конфронтации не приспособлена. Государства, расположенные на оси Эстония-Азербайджан, прежде всего заинтересованы в сохранении суверенитета перед лицом российской мощи. Остальная Европа в безопасности, и ее страны просто не готовы прилагать финансовые и военные усилия для решения проблемы, которую, на их взгляд, можно решить с минимальным для них риском. Следовательно, Америка при осуществлении любой своей стратегии должна будет действовать в обход НАТО, или как минимум создавать новые структуры для наведения порядка в регионе. Польша, Румыния и Азербайджан должны стать теми постами, вокруг которых будет строиться новый альянс. Балтийский выступ длиной 145 километров от Санкт-Петербурга до Эстонии станет мишенью для дестабилизации России. Польша граничит со странами Балтии и является лидером в Вышеградской боевой группе, существующей в составе Евросоюза. Польше очень хочется наладить более тесные военные связи с США, поскольку ее национальная стратегия издавна строится на гарантиях безопасности от агрессии, предоставляемых третьей стороной. Поляки не смогут защитить себя и прибалтов, учитывая те боевые возможности, которые необходимы для выполнения этой задачи.
Река Днестр находится в 80 километрах от Одессы, являющейся для Украины важным портом на Черном море, который также важен для России. Река Прут находится приблизительно в 200 километрах от столицы Румынии Бухареста. Молдавия расположена между двумя этими реками. Этот регион тоже является полем битвы, по крайней мере, для соперничающих между собой политических фракций. Румынию необходимо вооружить и поддержать, чтобы она защищала Молдавию и организовывала юго-восток Европы. Попав в руки Запада, Молдавия создаст угрозу крупному украинскому порту Одессе, которым пользуется и Россия. Попав в руки России, Молдавия создаст угрозу Бухаресту.
На дальнем конце оси альянса я вижу Азербайджан, который находится на Каспийском море, и граничит с Россией и Ираном. Если произойдет дестабилизация в Дагестане и Чечне, Азербайджан, где живут мусульмане и в основном шииты, но правит светская власть, станет очень важной страной для сдерживания расползающегося джихадизма. Азербайджан также может поддержать позиции альянса на Черном море, оказав помощь Грузии, и станет мостом для налаживания отношений (а также для энергопоставок), если улучшатся отношения Запада и Ирана. Находящаяся юго-западнее пророссийская Армения, которая размещает у себя российские войска и имеет долгосрочные договорные отношения с Россией, может усилить напряженность с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Раньше это было не очень актуально для США. Сейчас ситуация иная. Безопасность Грузии и ее портов на Черном море требует включения в альянс Азербайджана.
Азербайджан может послужить и более важной стратегической цели. Большинство стран из состава альянса в больших количествах импортируют российские энергоресурсы. Например, Польша за счет импорта из России удовлетворяет свои энергетические потребности на 91%, а Венгрия - на 86%. В ближайшее время решить эту проблему не удастся, но России доходы от такого экспорта нужны не меньше, чем этим странам нужны энергоресурсы. Разработка европейских месторождений сланцевого газа и импорт энергоресурсов из США - это решение на долгосрочную перспективу. А решение на среднесрочную перспективу, зависящее от строительства трубопроводов, чему Россия в прошлом препятствовала, состоит в поставках азербайджанского газа в Европу. Пока это вопрос коммерческий, но он уже превращается в важнейший стратегический вопрос. Каспийский регион, основу которого составляет Азербайджан, это единственная серьезная альтернатива России в плане энергопоставок. Следовательно, быстрая прокладка трубопроводов в центр Европы так же важна, как и поставка Азербайджану военной техники для самообороны (он готов платить за эту технику, и в отличие от других стран-союзниц, не нуждается в финансировании).
Ключевым моментом в прокладке трубопроводов станет готовность Турции обезпечить транзит. Я не включаю Турцию в состав альянса. Из-за ее внутренней политики, непростых отношений с соседями и мощной энергетической зависимости от России участие Турции кажется проблематичным. В этой структуре альянсов я отвожу Турции такое же место, какое занимала Франция в годы холодной войны. Она была в союзе, но оставалась независимой; она была самодостаточной в военном отношении, но зависела от эффективной работы других стран. Турция, находясь в рамках или за рамками этой формальной структуры, будет играть именно такую роль, потому что будущее Черного моря, Кавказа и юго-восточной Европы очень важно для Анкары.
Несмотря на разнообразие, эти страны объединяет желание не допустить владычества русских. Такая общность интересов является основой для их включения в дееспособный военный альянс. Это не наступательная сила, а сила, призванная сдерживать российскую экспансию. Все эти страны нуждаются в современной военной технике и оружии, особенно в средствах ПВО, противотанковых системах и в мобильной пехоте. В каждом случае готовность США предоставить такое оружие - за деньги, в счет кредита или иным способом в соответствии со складывающейся обстановкой - будет укреплять проамериканские политические силы в этих странах, создавая стену, за которой Запад сможет спокойно вкладывать свои инвестиции. И в эту организацию смогут вступать другие страны, а она, в отличие от НАТО, не будет предоставлять каждому члену право вето.
Соединенные Штаты также не могут ограничиваться пустыми жестами типа санкций против 20 человек. Это признак не решимости, а слабости. США должны принимать участие в таких событиях как украинские, и должны принимать стратегические решения, но при этом у Америки есть альтернативы интервенции - такие как альянсы. В данном случае структура естественного альянса уже представила себя. Это преемник НАТО, но заточенный именно под этот кризис, как и тот альянс, о котором я говорил ранее.
На мой взгляд, сил у России немного, и она могла применять их в полном масштабе только тогда, когда США занимались своими войнами на Ближнем Востоке, а Европа боролась с экономическим кризисом. Но Россия все равно опасна. У нее есть кратковременные преимущества, а незащищенность этой страны говорит о том, что Москва будет рисковать. Слабые и уязвимые государства с временными преимуществами всегда опасны. Соединенные Штаты заинтересованы в упреждающих действиях, потому что упреждающие действия обходятся дешевле, чем действия в экстремальных условиях. Среди прочего, это касается зенитных ракет, ударных вертолетов, систем связи и обучения. Этих вещей у США в изобилии. Америке не нужно развертывать свои дивизии, которых у нее мало. Поляки, румыны, азербайджанцы и конечно турки в состоянии защитить себя. Им нужно оружие и подготовка, а это станет для России сдерживающим фактором, и она попадет в безвыходное положение, разыгрывая свои последние карты в качестве великой державы" (inosmi.ru).