blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Русофобия в учебниках Татарстана

24 апреля 2012 года в Казани Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) провёл конференцию «Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа: проявления, масштаб, последствия». Мероприятие прошло в формате круглого стола.

Руководитель Приволжского центра РИСИ Раис Сулейманов в своём докладе напомнил о том, что фальсификация истории в гуманитарном научном сообществе Татарстана фактически стала нормой. В республиканской научной среде многие исторические факты рассматриваются в свете «политического заказа» со стороны руководства республики, что сказывается на объективности научных исследований. Официальная историческая наука в республике все годы «суверенитета Татарстана» работала на создание образа врага в отношении Российского государства и русского народа. Даже в наше время, когда казалось бы, годы «суверенной исторической науки» остались далеко позади, националистическая русофобская идеология, ярко проявившаяся в 1990-е годы в среде татарских историков, до сих пор процветает в гуманитарной науке республики. Плодами этой идеологии являются учебные пособия по истории, где татары противопоставляются русскому народу, а Россия позиционируется как чужое государство для татар.
Особое внимание в своём докладе Сулейманов уделил формированию антироссийского мировоззрения у молодежи региона через учебники истории.
В частности, учёный рассказал присутствующим о содержании учебника «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней» под авторством профессоров Дании Сабировой и Якуба Шарапова, выпущенном в Москве издательством «Кнорус». По мнению Сулейманова, «это учебник с ярко выраженной антироссийской направленностью, ставящий под сомнение легитимность российского государства на территории Поволжья». Через учебник красной нитью проходит мысль о противостоянии Татарстана и России... начиная с 10 века н.э.! При этом сложности взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Болгарии авторы интерпретируют как начало этого противостояния.
Татарстан в данном учебнике с помощью словесных манипуляций объявляется одной из «древнейших стран на северо-востоке Европейского континента». Волжская Булгария и Казанское ханство идентифицируются с современным Татарстаном таким образом, что у неискушенного читателя складывается впечатление: современная Республика Татарстан (субъект РФ) существовала тогда в качестве независимого государства. Показательны названия разделов и параграфов: «Древнейший Татарстан», «Древний Татарстан», «Ранние государственные образования древнего Татарстана».
По мнению руководителя Приволжского филиала РИСИ, это обычный приём идеологической манипуляции: история молодого государственного образования (если считать таковым Татарстан с момента провозглашения в 1920 г. Татарской автономной республики) искусственно удревляется и его именем называют древние государства и области. В свою очередь, это создаёт удобную возможность для экстраполяции политической ситуации времён 90-х годов ХХ века в прошлые века - мол, и тогда агрессивное русское государство боролось с «суверенитетом Татарстана».
Наивысшего пика своеобразное «осовременивание истории» в антироссийском духе достигает в учебнике Сабировой и Шарапова при описании событий, связанных с завоеванием русским государством Казанского ханства в 1552 г. Показательны названия отдельных глав и подглав: «Обострение Татарстано-Российских отношений» (в главе речь идёт о первой половине 16 в.), «Война за независимость», «Борьба против оккупации».
Из данного учебного пособия учащиеся узнают что «государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия», «Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность». В этом же учебнике сообщается о том что «страна» после присоединения к русскому государству «состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации». Ещё один перл в разделе, описывающем взаимоотношения Казанского ханства и Московского государства: «Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами».
При этом на первой странице «труда» Сабировой и Шарапова каждый желающий может прочитать о том, что он рекомендуется к изучению Министерством образования РФ «в качестве учебника для студентов высших учебных заведений».
По мнению председателя Общества русской культуры Татарии, заведующего кафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ профессора Александра Салагаева, также участвовавшего в конференции РИСИ, для «национальных историй» в субъектах РФ характерны спекуляции на тему якобы причиненных Россией и русским народом «исторических обид».
В своём выступлении Салагаев также не смог обойти вниманием учебник под авторством Сабировой и Шарапова «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней». По его мнению, этот учебник написан «языком вражды», с целью формирования негативного отношения со стороны татарской молодёжи к России и к русским. Кроме того, изложение исторических фактов в учебнике построено таким образом, чтобы внушить русской молодёжи Татарстана «комплекс вины». Как считает профессор, концепция исторического развития татар в учебнике сформулирована таким образом, что татарский народ после взятия Казани русскими войсками будто бы непрерывно страдал под гнётом русского самодержавия, а затем под гнётом русских коммунистов.
Однако, как считает председатель Общества русской культуры, подобная идеология исторического развития татарского народа характерна для всей исторической науки Татарстана в целом, и эта идеология самым пагубным образом сказывается на мировоззрении татарской молодёжи. Именно с этим профессор Салагаев связывает тот факт, что значительная часть молодых татар считают Россию «чужим государством», а русских - «оккупантами».
Профессор напомнил собравшимся о заявлении журналистки государственного республиканского телеканала «Татарстан - Новый Век» Эльмиры Исрафиловой во время пикета родителей русских школьников в Казани 9 июля 2011 года в защиту русского языка. Одним из заметных событий, навсегда вошедших в историю постсоветской Татарии, стало эмоциональное выступление этой журналистки на данном пикете, когда она назвала русских «оккупантами». Исрафилова также пообещала «перегрызть горло любому за родной татарский язык», хотя никто из русских родителей участвовавших в пикете не выступал против татарского народа и татарского языка. Показательно, что, несмотря на обещания республиканских чиновников, Исрафилова так и не была уволена с местного государственного телеканала, где она даже получила повышение, став продюсером, а местный Следственный комитет отказался возбуждать дело в отношении татарской журналистки, так как «не было найдено в её действиях состава преступления». Получается, что русских в Татарии можно спокойно оскорблять, называя «оккупантами», а тебя за это не то, что не накажут, а наоборот - повысят в должности.
По мнению Раиса Сулейманова, доминирование антикряшенской позиции в официальной исторической науке Татарстана обусловлено тем, что Институт истории Академии наук РТ фактически банально обслуживает запросы правящей элиты республики, по этой же причине для работ местных историков характерна тенденциозность и в других вопросах.
ruskline.ru
Subscribe

  • Третья волна

    16.02.2021 г., РИА Новости: «Люди отказываются носить маски и делать прививки из-за конспирологических теорий, считает основатель компании…

  • Эффект Мидаса

    «Журналист Максим Шевченко ушел из КПРФ и стал лидером новой Российской партии свободы и справедливости (РПСС), сообщает РИА…

  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    Сайт «RT» сообщил 23 марта 2021 г. : «Секретарь Совбеза Николай Патрушев доложит российскому президенту Владимиру Путину об…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments