blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

ВДОХНОВЛЕННЫЙ МАСТЕР

АМБИЦИОЗНЫЙ ПРОЕКТ ВЕББЕРА
■ Черт - самый популярный персонаж... Известный британский композитор Эндрю Ллойд Веббер, автор мюзиклов «Кошки» и «Иисус Христос Суперзвезда», планирует написать оперу по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Он полагает, что этот проект станет самым амбициозным в его карьере. «Я собираюсь предпринять невозможное», - цитирует Веббера интернет-сайт Playbill.com. Почему творение Михаила Булгакова привлекает такое внимание не только у нас, но даже за рубежом? Тольки ли дело в том, что оно - очень талантливое?

Неподдающееся произведение
У нас пытались экранизировать "Мастера и Маргариту" несколько раз, но произведение с четровщинкой оказалось крепким орешком. Элем Климов в 1987 году собирался снять фильм вместе с Голливудом, но этот великий план так и остался несбывшейся мечтой.
Начавший работу над экранизаций Владимир Наумов вполне серьезно уверял, что к нему во сне явился дух вдовы Булгакова, который сказал: «Никто не снимет эту картину». Во всяком случае в отношении Наумова этот сон оказался пророческим его замысел так и не был осуществлен.
Куда более успешной оказалась попытка Юрия Кары - в 1994 году он закончил съемки киноверсии романа. В его фильме снимались - Анастасия Вертинская (Маргарита), Александр Калугин (Бегемот), Валентин Гафт (Воланд), Николай Бурляев (Иешуа), Александр Филиппенко, Михаил Ульянов, Виктор Раков. Однако впоследствии режиссер поссорился со своими продюсерами, а единственная копия фильма была украдена из его сейфа и он так и не был показан...
У Владимира Бортко тоже все началось с неудач. Впервые он начал снимать фильм в 2000 году, однако был вынужден отказаться от проекта после того, как потомки Булгакова продали права какому-то лицу в США. Съемки возобновились в 2004 году, когда государственный телевизионный канал «Россия» выкупил права. Режиссера постоянно преследовали проблемы с актерами и технические сложности. Интересный факт: на студию пригласили священника, чтобы ее освятить... Известные актеры, обещавшие принять участие, отказывались от съемок. Олег Янковский, как говорят, отказался от роли Воланда со словами: «Актеры не должны играть дьявола или Господа Бога». Янковский не глупый человек...
В сериал вбухали большое количество денег: впервые в истории сериальной практики СНГ были использованы сложнейшие трюковые съемки и дорогая компьютерная графика. «Мастер и Маргарита» - стал самым дорогостоящим проектом российского ТВ.
Я не люблю современный российский кинематограф. Но пересилил себя и заставил посмотреть одну серию. Смотреть остальные мне уже не захотелось: нехорошее отношение к отечественной кинопродукции только укрепилось. Стоит добавить, что музыку к кинофильму предложили написать выдающемуся сочинителю поп-песенок Игорю Корнелюку...
Тем не менее, как писали газеты, "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко побил российский рекорд по числу телезрителей. Мне всегда было интересно: как это число подсчитывается? Ну, наверное, есть какая-то методика...

Последний роман
Если бы речь шла только о фильме, то я бы не стал писать статью, к тому же спустя более полугода после премьеры - он того не стоит. Но тут интересен сам первоисточник... Книги, подобные "Мастеру и Маргарите", - не просто литературные произведения. Как говорил мудрый старый казак из "Ночи перед Рождеством": "Тот, кто ищет черта, носит его у себя за спиной". Такое впечатление, что и Михаил Афанасьевич тоже кого-то таскал на своем
горбу... Писателя нечто вдохновило, и именно этим вдохновением ценен роман для многочисленных поклонников; не внешней наружностью, а тем, кто «сидит в мешке». Кто-то это подсознательно чувствует, а кто-то и понимает...
Булгаков долго подбирал своему произведению название: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда», «Сатана», «Черный богослов», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта»...
Авторская правка романа продолжалась почти до самой смерти писателя. Булгаков прекратил ее 13 февраля 1940 г., менее чем за четыре недели до своей кончины, на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»
Впоследствии жена писателя Е. С. Булгакова вспоминала: «У меня был небольшой круг друзей, но очень хороший, очень интересный круг, они у нас собирались почти каждый день. Мы сидели весело за нашим круглым столом, и у Михаила Афанасьевича появилась манера вдруг, среди самого веселья, говорить: «Да, вам хорошо, вы все будете жить, а я скоро умру». И он начинал говорить о своей предстоящей смерти. Причём говорил до того в комических, юмористических тонах, что первая хохотала я. А мы-то все уже думали, что это всего одна из тем смешных булгаковских рассказов, настолько он выглядел здоровым и полным жизни. Но он действительно заболел в 39-м году. Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке, на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я пред- ' лагала ему лекарство, питье - лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да», и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «чтобы знали, чтобы знали».

Плащ тамплиера
Роман переполнен множеством намеков, знаков, обращенных к посвященному читателю. Например, Воланд достает из кармана портсигар с треугольником из бриллиантов. В «Булгаковской энциклопедии» по этому поводу говорится: «Треугольник Воланда имеет отношение к Масонству. В масонской символике треугольник восходит к легенде, развивающей притчу о Соломоновом храме».
АРыбалка и А.Синельников в книге "Интервью с масоном. Правда и легенды истории масонства"'попытались некоторые из них расшифровать. На сайте "Фраза" был опубликован отрывок из главы "Прогулки с командором". Точнее это - отрывок из рассказа "брата" (так называют себя масоны) Давида, обещавшего свозить главных героев книги (путешествующих по
Израилю российских журналистов) "в крепость тамплиеров Акко и Атлит":
"- Вот он, идет нам навстречу - в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, выходит он под крытую галерею дворца Ирода Великого... Сейчас мы его разоблачим, в смысле-разденем.
- Почему Понтий Пилат в «белом плаще с кровавым подбоем»? Ему по должности полагается тога с пурпурной каймой. Плащей римляне не носили - зато их носили тамплиеры, и красно-белые -это их цвета, - Спросите вы.
- Для кого сегодня 14-е нисана? Для Понтия Пилата? Но римляне пользовались юлианским календарем, бедный Пилат и не знал, поди, что такое нисан, - опять спросите вы, - Вот у евреев нисан действительно бывает, равно как и у масонов, документы которых ведутся по еврейскому календарю, - И будете правы.
- Почему Пилат движется «шаркающей кавалерийской походкой»? Он чиновник, а не воин.
-Конечно. Вот тамплиеры - они в самом деле всадники.
- Что делает Пилат во дворце Ирода Великого (нет никаких исторических свидетельств, что он там жил)?
- Отвечу. Имя Ирода понадобилось тут, чтобы вспомнить об Иерусалимском Храме, отстроенном этим самым Иродом.
- Так что получается? Под личиной Пилата к нам приближается самый настоящий тамплиер? - Гордо пояснил Давид.
- А как же Всадник Золотое Копье? - Возразил он же.
- Оставьте, любезные мои. Никаких Всадников с Золотыми Копьями у римлян не было. Зато у масонов в
одном из французских обрядов на самом деле есть Рыцарь Золотое Копье.
- Откуда же французские масоны попали на страницы булгаковского романа? - Опять спросите вы.
- Рискну сделать смелое предположение. Возьмем "Энциклопедию франкмасонства", вышедшую в середине прошлого века (настольная книга каждого истинного любителя тайных знаний). Раскроем ее на статье "Голгофа" - а предшествует ей непосредственно статья "Золотое копье". Вот из этой энциклопедии и получил Пилат свой непонятный, но звучный титул.
-А почему Пилату пришла в голову идея отомстить за Иешуа? Не потому ли, что масоны клянутся отомстить за тамплиеров? - Вот в чем главный вопрос. Он бросил руль и поднял палец вверх, но во время схватил его снова, - А проще говоря, Булгаков, с которым дружили Ильф и Петров, и с которым они долгое время работали в одной газете, был членом литературного кружка Московского ордена тамплиеров. Туда же входило еще немало людей, большинство которых сейчас забыты или малоизвестны. Назову разве что еще историка литературы Благого.
...Где Булгаков - там и "Дни Турбиных", а где "Дни Турбиных" - там, естественно, MXAT.
Во МХАТе того времени
мы могли встретить, например, Михаила Чехова - члена Антропософского общества и ордена тамплиеров. Он был одним из первых учеников Карелина (командор ордена). Режиссера Завадского, который был "рыцарем высших степеней, состоял в руководящей группе, достаточно изобличен показаниями Поля... и других" - выражаясь сухим языком протоколов ОГПУ. Из деятелей театра в орден входили также РН.Симонов и М.Ф.Астангов. Да и сам Эйзенштейн писал в своих мемуарах, которые вышли только в 1997 году, что в 1920-м году он был принят в Орден розенкрейцеров.
Вот этому кругу людей, достаточно узкому, и предназначались шутки Ильфа и Петрова (речь о романах "Золотой теленок", "12 стульев). Таково уж свойство сатириков - смеяться над всем увиденным. Булгаков же относился к этому гораздо серьезнее.
- Вы помните в «Мастере и Маргарите» жуткую сцену убийства барона Майгеля? Воланд убивает члена Зрелищной комиссии за то, что тот - "доносчик и шпион". Однако за кадром остается очень многое. Если Майгель -член Зрелищной комиссии, на кого он может доносить? На актеров? А обвинение в "шпионаже"? Шпионаж подразумевает внедрение, однако в свиту Воланда Майгелю внедриться не удалось, да он и не пытался. И почему, наконец, чекистским стукачом должен заниматься лично князь Тьмы? И где - самое главное - доказательства шпионской деятельности Майгеля? И почему Майгель - барон? Где вы на таком большом году Советской власти видели баронов? Что за нонсенс - барон заседает в Зрелищной комиссии, - Давид уже протиснулся среди серых домов Старого Акко к развалинам средневековой крепости, заглушил мотор и свободно махал руками, - А я вам скажу, почему Майгель - барон. А потому, что барон - это минимальный титул, дававший права на звание рыцаря. Барон Майгель - это рыцарь
Мазель, один из руководителей ордена тамплиеров в Москве и ближайший друг Михаила Чехова. Когда начались аресты московских тамплиеров, Мазель почему-то не был арестован, что и дало повод подозревать его в сотрудничестве с ЧК-ГПУ
- Так вот что значит ключевой эпизод бала Воланда -казнь барона Майгеля! Руками своего персонажа Булгаков расправляется с предателем, выстраивая параллель: Мастер - Иешуа, Май-гель - Иуда, - Подал голос Борис.
-Только предположения не подтвердились! - Воскликнул увлеченно наш гид, - Брат Абир, который знает рассекреченные уже в наше время архивы КГБ, убедительно свидетельствует - Мазель не был предателем. А не арестовали его по той причине, что списков членов ордена специально не велось, поэтому задержать удалось далеко не всех. Вернемся к Остапу (герой романа Ильфа и Петрова) - он называет себя гроссмейстером или старшим мастером. Булгаков тоже своего героя величает Мастером, хотя писателей обычно так не называют: Мастер -это тот, кто может что-то делать руками, у писателей же обычно обе руки левые, да и растут они сами, знаете откуда..., - Вернемся к рассказу досточтимого брата.
Мастер вообще-то - степень в ложах для полноправного масона (до этого идут подготовительные степени -ученик и подмастерье). Мастер - это уже человек, посвященный в какие-то тайны. А разве не в самые высшие тайны посвящен булгаковский мастер?"

Добрый, справедливый дьявол
История Иешуа (которой бредит Бездомный), изложенная Мастером в неподвластной огню и времени рукописи, как следует из романа, вдохновлена самим Во-ландом, рекомендующим себя правдивым очевидцем событий (разумеется, в пику «неточным» свидетельствам евангелистов). То есть мы имеем дело, как это не кощунственно звучит, с "Евангелием от Сатаны". И вопрос: в какой степени Булгаков отразил в Мастере самого себя? Мастера вдохновляет дьявол, а кто же вдохновлял на сей труд самого Михаила Афанасьевича?
Я перечитывал "Мастера и Маргариту" несколько раз, смеялся над проделками дьявольской свиты, и откровенно скучал над историей Иешуа, которая мне казалась вымученной, искусственной. А потом задумался о морали сего произведения: как красив, как умен, как привлекателен в нем дьявол, и как бледен, невзрачен, в конце концов просто неинтересен Спаситель... И разве выведенный в нем Воланд - источник зла? Ничего подобного! Он в романе не только вершит справедливое правосудие, карает людские пороки, но даже наделен полномочиями вознаграждать (как в случае с Мастером) загробным покоем. И так ли страшна его кара? Никаких жутких ужасов ада там нет: мамаше задушившей собственного ребенка всего лишь регулярно кладут на тумбочку возле кровати веревку, которой она совершила убийство. И только! За вечность к этой досадной мелочи легко можно привыкнуть. Но и эту казнь вполне можно отменить по ходатайству приближенных к Сатане персон. Дьявол добр, он снисходителен, не зверь там какой-нибудь! Зато, какое веселое времяпрепровождение у окаянных грешников, какой красочный бал разного рода мерзавцев! Разве сравнится с этим блеклое райское блаженство святых, которые, как говорится в романе, хотят видеть мир без теней, лишить его этой стильной сатанинской прелести! Меж строк бул-гаковского произведения так и видится дьявольская ухмылка: "Мы, конечно, ни к чему не призываем, но делайте вывод сами..."
Автор «Булгаковской энциклопедии» отмечает, что булгаковская трактовка дьявола совсем не христианская по своему характеру: «Нетрадиционность Воланда проявляется в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными атрибутами Бога»...
Некоторые верят, что роман Булгакова был проклят с того момента как бывший доктор и журналист завершил над ним работу в 1940 году, незадолго до своей смерти... Наверное, правильнее сказать, что сама его идея была изначально проклятой.

«Удивительно талантливая книга»
Петербуржский журналист Илья СТОГОВ В книге «Таблоид: Учебник желтой журналистики» описывает, как он брал интервью у нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, который сменил скоропостижно умершего митрополита Иоанна. Пробиваться пришлось с большим трудом; удалось договориться о пятнадцатиминутной беседе, однако интервью продлилось более двух часов.
Митрополит Владимир (мирское имя владыки - Владимир Саввич Котляров) рассказал, что в советские времена ему пришлось часто ездить в зарубежные поездки:
« - Вы помните свою самую первую поездку? - Прекрасно помню. При Хрущеве границы СССР немного приоткрылись. В 1961-м за рубеж отправилась первая большая делегация Русской Православной Церкви. Сложилось так, что в эту делегацию попал и я. Мы ехали в Нью-Дели, на конференцию Всемирного Совета Церквей. Есть такая организация. Ответственность -жуткая! Все понимали: случись что, и это моментально отразится на отношении советского правительства к Церкви. А с другой стороны, мы разговаривали с людьми, видели, что им безумно интересно, но на самом деле люди уверены, что все приехавшие священники - агенты КГБ. Вставали затемно. Прямо в номере отеля служили литургию. Потом шли на заседания. Опыта никакого не было. Но мы старались изо всех сил, пытались представлять Православие в мире.
- Насколько я знаю, за тридцать лет вы успели побывать от Парижа до Индии... -Да. Успел».
Митрополит объездил чуть ли не весь мир; надо сказать, что такой привилегией в те времена пользовались немногие...
И вот, когда в интервью зашла речь о любимых книгах, то оказалось, что владыке нравится «Мастер и Маргарита». Журналист не поверив услышанному, переспросил: «Вам, православному митрополиту, нравится «Мастер и Маргарита»?» И митрополит Владимир ответил: «Очень нравится! Удивительно талантливая книга. Ну, а Воланд... Это ведь просто литературный прием...»


Subscribe

  • Метод ассоциаций

    Читаю, сообщение с сайта «Медвестник» от 08.02.2021 г.: «С коронавирусной инфекцией в прошлом году было связано 162,4 тыс.…

  • О смерти В. И. Филина

    Черные крылья смерти над нашей Родиной. Скоропостижно, якобы, от инфаркта скончался Владимир Иванович Филин. Довольно остро выступавший…

  • Образ врага

    Антипрививочников уже называют «чумой XXI» века Давно хотел написать материал на эту тему, но надо набрать цитат, для этого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments