Вторая моя мысль – мы должны избежать ошибок львовского национализма, ибо по своей природе это торжество глубочайшего провинциализма. Весь национальный запал заключается в отторжении «москалей», а вся положительная программа, которую может осуществить подобный «национальный авангард», – превращение Украины или ее части в захолустную, бесперспективную провинцию «цивилизованного мира». Это такое национальное самоопределение, которое с неизбежностью ведет к национальной самоликвидации.
Эта проблема болезненна для нас потому, что подобных идеологов провинциализма очень много и в России – в среде русских националистов. Существует много борцов с «вековым империализмом» угнетавшим русский народ, которые в принципе готовы довольствоваться маленькой компактной Русской республикой. Мне приходилось читать заявления о том, что принцип крови выше принципа почвы, и потому, территорией страны можно пожертвовать ради сохранения кровной чистоты пусть и в границах Московского княжества. Подчас под соусом русского национализма звучат откровенные пошлости о том, что все великие идеи вредны русским, что национальная идеология должна свестись к простому мещанству.
Много раз убеждаюсь в том, что наши соотечественники не знают ни своего народа, ни своей страны. Паршев написал целую книгу чтобы доступным языком объяснить – в чем уникальность нашей цивилизации и почему мы не можем стать Америкой. Дело в том, что Россия не может не быть великой страной. Мы не можем выстроиться ни в какую систему, мы выжить только полагаясь на свои силы и ресурсы. Распавшаяся Россия станет объектом раздела, никакая Русская республика не выживет, если окажется отрезанной от ресурсов, от месторождений. Мы можем существовать, если сами будем определять повестку дня своего бытия, а для этого необходима независимость – политическая и экономическая, которая возможна только в рамках большой страны. К сожалению это понимается не всеми.
Мир изменился, он становится глобальным, выжить в нем малым странам и народам, которые не влияют на мировую политику – будет очень тяжелы. Если не будут стерты с лица земли, то просто очень скоро утратят свое национальное своеобразие…