blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

О проблемах власти

Недоверие
19 февраля мы со Станиславом Викторовичем выехали на общественные слушания в поселок Орловка. Я затесался в уголке между здоровенными профессиональными камерами, и снимал происходящее на видеокамеру.
И сейчас хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями. Не могу судить о технической, экологической стороне вопроса, о том – насколько вредно или безвредно производство, которое хотят создать в Орловке, пусть об этом говорят специалисты, люди которые разбираются в этой сфере. Меня лично заинтересовало другое: в спортивном зале орловской школы собрались жители поселка, представители власти и бизнеса. И было очень любопытно то, как они ведут друг с другом диалог. В выступлениях простых людей я почувствовал довольно высокий градус ярости, неприязни. И даже не по конкретному, обсуждаемому вопросу, а вообще – неприязнь к власти, к бизнесменам. И доверительного диалога в принципе не могло получиться потому, что за 20 лет реформ случилась большая беда – капитал доверия к власти был уничтожен. Народ за эти годы серьезно не бунтовал, но у него сложилось определенное отношение к представителям власти и бизнеса – вполне враждебное. И в итоге сейчас возникают такие вот ситуации: выходит перед орловчанами директор магниевого завода, включает проектор, показывает схему производства, объясняет насколько оно безопасно. Но только это никому уже не интересно. Народ сидит в зале, враждебно поглядывает на него и думает: «Ага, давай – вешай нам лапшу на уши. Видали мы таких умников!» И уже не важно – прав директор или нет, ему просто никто не верит потому, что народ считает: он ведь «из этих» - из «бизнесманов», из богачей, т.е. из грабителей, и если он пришел в Орловку, то, стало быть, только затем, чтобы пограбить и нагадить. Такой образ был создан за 20 лет реформ. И кто в этом виноват? И когда затем выступает зампред Правительства Волгоградской области В. И. Галушкин и рассказывает о том, насколько полезно и важно и для поселка, и для области новое производство, расписывает блага, которые оно принесет («построим садик, проведем водопровод»), то его слова пропускают мимо ушей потому, что не верят. И даже не конкретно ему, а вообще – власти. За годы реформ у народа было создано стойкое мнение, что представитель власти по факту – лжец. И если чиновник выходит к народу и обещает какие-то блага, то он «пудрит мозги», т.к. ему на людей наплевать, а важно что-то лишь в личных интересах. После Галушкина выходит и выступает некий ученый говорит: «Я получил степени еще в советские времена, я настоящий ученый, и поверьте мне – производство безопасное». А народ хитро улыбается: «Понятно – продался!» И, еще раз подчеркну, в данном случае уже никому не интересно – честен или нет выступающий. Случилось отчуждение и оно дает свои плоды… И над тем, чтобы оно случилось – очень сильно «поработали», и продолжают «работать».

Немного о природе власти
Я бы хотел порассуждать о природе власти. Лев Николаевич Толстой однажды сказал, что чем ближе наука к человеку, тем она менее точная. И я тоже бы хотел сказать нечто весьма неточное, можно сказать - мифологическое по своей сути, полусказочное, несерьезное. Но, как говорится, сказка ложь - да в ней намек...
Дело в том, что власть по своей природе всегда связывалась с сакральностью. И люди власти казались принципиально отличающимися от простых смертных. И если династии не объявлялись прямо священными, то цари или императоры воспринимались чем-то вроде полномочных представителей Бога на земле. И в средневековой христианской Европе, например, считалось, что французский король может простым прикосновением руки творить чудеса, в Дании верили в то, что король может излечивать падучую, а венгерские короли, якобы, были наделены способностью изгонять желтуху.
Однако эта сакральность власти имела и другую сторону. То, что власть короля имела священный ореол, вовсе не означало, что она была полностью неприкасаемой. И, например, скандинавские сказания рассказывают о том, что в неурожайные годы королей приносили в жертву. Король, наделенный особыми полномочиями, должен был не просто отвечать за экономику или политику (просто экономика и политика - это удел обычных смертных), а за порядок на земле. Король, как священная персона, должен был творить чудеса, дарить, например, изобилие на земле. И если вместо изобилия случалось бедствие, то король нес за это ответственность. Помните фразу из фильма "Иван Васильевич меняет профессию": "А царь-то не настоящий!"
И мы знаем, что в неких примитивных племенах в том случае, если идол не приносил удачу, не отвечал на молитвы и жертвы, то его каким-то образом наказывали. И короли, несмотря на полное отсутствие избирательной системы и других демократических институтов, все равно могли быть переизбираемыми, только их отправляли не в отставку, а либо на жертвенник, либо на эшафот.
В эпоху крушения старых династий, с наступлением нового порядка, когда на сцену политической жизни вышли массы, вождями толп стали так называемые харизматики (харизма в переводе с греческого - благодать, дар Небес). В политике харизматик - это человек, наделенный особой энергией, которая его принципиально отличает от других.
Например, Валентинов в своих интересных воспоминаниях говорит о странностях отношений в близком кружке Ленина; соратники, несмотря на то, что они зачастую были старше, называли его Ильичом, а по отчеству в России называют довольно пожилых людей. Более того, Ленина соратники иногда даже называли "стариком". И Валентинов высказывает предположение, что это было своеобразным продолжением русской традиции старчества, когда в монашеской среде был такой непререкаемый авторитет, как старец.
В поведении Ленина, по словам Валентинова, было много интересных особенностей. На вождя большевиков словно бы накатывали иногда энергетические волны, когда он начинал устремляться к своей цели, невзирая ни на какие преграды. В такие моменты им словно бы овладевала нечеловеческая сила. Но после этих энергетических взлетов наступал период полного энергетического упадка, депрессии, когда он желал только одного - просто ни о чем не думать, чтобы придти в состояние покоя.
Подобные перепады настроения отмечались и у другого известного лидера ХХ века. Например, Юлиус Эвола пишет, что в Гитлере присутствовало что-то медиумическое, словно бы в него входила некая сила, позволявшая околдовывать массы. О некой странной двойственности в личности фюрера пишут и другие наблюдатели: то он казался очень заурядным, простым человеком, то, оказавшись на трибуне, вдруг превращался в удивительное существо, которое словно бы наполнялось особым, внутренним светом, силой...
То, почему люди тянутся к харизматикам, - в общем-то понятно. Они выделяются из толпы, отмечены какой-то силой, и тем самым получают право на власть, ведь человек власти должен иметь некую высшую санкцию. И если короли средневековью были похожи на первосвященников, то харизматические лидеры "века толп" напоминают шаманов.
Люди не без основания считают (или как-то внутренне чувствуют), что мы в этом мире оказались в состоянии полной неизвестности, и поэтому их вести должен тот, кто хоть как-то касается иных сфер - видит дальше, чем другие, чувствует лучше, а потому может нащупать курс, дорогу, по которой поведет за собой других... И это - великие люди - великие писатели, великие святые, великие художники или вожди.
А теперь, после долгого вступления, перейдем к нашей действительности. Особенность современной российской власти в том, что она при всей своей внешней демократичности, является неограниченной. Как мы знаем, самодержавие тоже считалось неограниченным, но оно было тем не менее вполне ограничено внутренними рамками, смыслами, понятиями. И известная уваровская триада «Православие – Самодержавие – Народность» четко устанавливала систему координат, в которую была включена власть императора. И самодержцу бы никогда не пришло в голову отрицать народ, как реальность. Он стоял над народом, но не порывая связи с ним, выполняя особую, так сказать, отцовскую функцию.
При всей диктаторской внешности советской власти внутри нее были ограничительные смыслы, границы. И вместе с культом главы государства существовал культ народа, культ работяги, простого человека.
А вот современная российская власть имеет совсем иную природу - рядом с ней абсолютно ничего и никого нет. Нет никаких координат, в которых она могла бы утвердить свое место - нет никакого "православия", никакой народности, которые бы ее ограничивали. Во время реформ было осуществлено то, что Сергей Георгиевич Кара-Мурза называет «демонтажом народа». И теперь, кроме власти, в России  никаких полноценных субъектов не осталось, вокруг - образовалась зияющая пустота. И в этой пустоте власть себя считает неограниченной никем, и ничем, если, конечно, речь не идет о внешнем влиянии. Самый главный принцип, заложенный в основание нынешней российской власти, - она полностью безответственна. Ради этого и совершалась "великая криминальная революция", чтобы снять с чиновников любую ответственность перед народом.
Но в этом заключается большая ошибка потому, что так в мире не бывает и отвечать все равно перед кем-нибудь, когда-нибудь придется.
Власть утверждается не только на голом насилии, даже Гитлер говорил, что власть не может удержаться только на насилии. Фундамент власти находится в области определенных смыслов. А в отношении российской власти становится окончательно непонятно – на каком основании, благодаря какой санкции она вообще правит Россией? Только потому, что у «элиты» хватило наглости учредить такой порядок, захватить и поделить собственность? И вопрос в сознании людей складывается так: современная элита есть по своей природе насильник или благодетель? Насильник может набрать бригаду бандюков и бравировать своей силой перед толпой народа. Вот только ему нельзя при этом поворачивать к толпе спиной, ибо в нее может полететь увесистый камень, который сломает хребет…
Относительно благополучное состояние  в тучные годы высоких цен на нефть, несколько маскировали эту неприятную ситуацию, скрывали возникшие противоречия, но кризис стал все менять. При худшем развитии событий весь грандиозный запас негатива может в одночасье сдетонировать, и тогда «элите» припомнят все «радости» последних 20 лет – и приватизацию, и разгромленные заводы и колхозы, и реформу образования, и закрытые больницы.
Уже сейчас мы наблюдаем то, что власть начинают винить в любом случае. Случилось наводнение в Краснодарском крае – и раздался крик «Проклятая власть специально открыла шлюзы и утопила людей!» Упал метеорит – и снова возмущение: «Проклятая власть недосмотрела, не предупредила!» Власть объявляется главным виновником при любом событии, даже не связанном с политикой и экономикой - природном катаклизме. И это симптом…
Subscribe

  • План господ

    Нас хотят превратить в зомби? Я хочу кое-что напомнить. Наверное, многие видели фильм «Дух времени». Вышло несколько частей, но…

  • Люди бегут

    Как достичь кадрового голода РБК пишет: «Глава Минздрава Михаил Мурашко предложил врачам и другим медикам-пенсионерам вернуться, поскольку…

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • План господ

    Нас хотят превратить в зомби? Я хочу кое-что напомнить. Наверное, многие видели фильм «Дух времени». Вышло несколько частей, но…

  • Люди бегут

    Как достичь кадрового голода РБК пишет: «Глава Минздрава Михаил Мурашко предложил врачам и другим медикам-пенсионерам вернуться, поскольку…

  • Game over

    Мы в полушаге от Конца истории. Мне этот фильм посоветовали посмотреть – в комментарии под моим роликом на Ютубе, дескать, погляди,…