blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Странная история



Я прочитав всего две книги братьев Стругацких - еще в школьные годы ("Понедельник начинается в субботу" и "Пикник на обочине"), никогда не относился к числу их горячих почитателей. Ничего не могу сказать об их творчестве. Но меня заинтересовали некоторые странности в их биографии.
Вот, например, что пишет "Еврейский журнал": "В повестях и романах, действие которых разворачивалось в вымышленном будущем, Аркадий Стругацкий вместе со своим младшим братом ставил те вопросы, которые интересовали их в реальном настоящем. Это понимали и многие читатели, воспринимавшие фантастику братьев Стругацких как злободневные социально-философские памфлеты. Для интеллигенции (прежде всего, для "научных сотрудников младшего возраста", которым адресовалась "сказка" "Понедельник начинается в субботу") произведения Стругацких стали культовыми.
Это не могло не тревожить власть, претендовавшую на монопольный контроль над умами советских людей. В печати стали подвергать критике произведения братьев. Они "…скорее могут дезориентировать нашу молодежь, чем помочь ей в понимании законов общественного развития", - писали "Известия" в 1966 году по поводу повестей "Далекая радуга" и "Трудно быть богом". Когда же в 1968 году иркутский альманах "Ангара" опубликовал яростную антибюрократическую "Сказку о тройке", последовали жесткие меры: редактор по распоряжению обкома КПСС был уволен, а авторов "вредной" и "идейно несостоятельной" повести практически перестали печатать. Изредка переиздавались их старые произведения, а новые с большой опаской и в урезанном виде публиковали мизерным тиражом, главным образом, провинциальные издательства. Съемки фильма "Сталкер" Андрея Тарковского по сценарию Стругацких также были сопряжены с огромными трудностями… Популярность произведений братьев росла, а доступность их для массового читателя падала. Выручал "самиздат" и "тамиздат", только благодаря которым и можно было ознакомиться с полными версиями "Жука в муравейнике", "Улитки на склоне", "Хромой судьбы", "Сказки о тройке"…
Однажды в ходе встречи с читателями на вопрос о том, где можно прочитать роман "Обитаемый остров", Аркадий Натанович прямо ответил: "В журнале "Грани", Мюнхен, издательство "Посев"". Кстати, первые собрания сочинений Стругацких вышли не в России, а за границей".
История несколько странная: Стругацких признали едва ли не вредными писателя, однако продолжали печать, ставить по их произведениям фильмы. Было ли секретом для КГБ, что "вредные" идейки Стругацких распространяются через "самиздат"? Разумеется, нет. А вольное или невольное сотрудничество с антисоветскими изданиями  - это очень серьезный проступок по тем временам, за который наказывали очень по всей строгости закона.
"Википедия" пишет: "В 1972 году за сотрудничество с "Посевом" в СССР был осужден историк Б. Евдокимов. На других процессах "диссидентов" советские власти вменяли подсудимым в вину контакты с "Посевом". Советская пресса изобиловала выпадами против журнала".
А как наказали братьев Стругацких? После истории со "Сказкой о тройке", за которую они, якобы, попали в опалу, в СССР были опубликованы: в 1969 году - "Обитаемый остров", в 1970 году - "Отель "У Погибшего Альпиниста"", в 1971 году - "Малыш", в 1972 году - "Пикник на обочине", в 1974 году - "Парень из преисподней", в 1976-1977 годах - "За миллиард лет до конца света", в 1980 году - "Повесть о дружбе и недружбе", в 1979-1980 годах  - "Жук в муравейнике". И это не считая сборников рассказов…
Кроме того, были экранизации: в 1979 году - "Отель "У погибшего альпиниста"" (реж. Г. Кроманов);  в 1979 году - "Сталкер" (реж. А. Тарковский); в 1981 год - "Космические пришельцы" (реж. Алексей Соловьев, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачев.); в 1982 году - "Космические пришельцы-2" (реж. Алексей Соловьев, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачев, Алексей Соловьев.); в 1982 году - "Чародеи" (реж. К. Бромберг).
Хороша опала? О такой «опале» многие только мечтать могли…
Почему же КГБ терпел этих диссидентствующих писателей? В чем тут секрет?
Я еще поискал в Интернете и нашел статью  Аркадия Киреева "Был ли Аркадий Стругацкий "Агентом влияния" КГБ?". Приведу ее с некоторыми сокращениями:
"Поднялся ужасный ор, когда Юрий Медведев несколько лет назад осмелился намекнуть, что писатель "братья Стругацкие" писал не только романы, но и "оперу"…
Аркадий Стругацкий в 1943 году был направлен в Московский военный институт иностранных языков, или, на жаргоне чекистов, "в Кормушку". Большинство выпускников "Кормушки", особенно испанисты, арабисты, китаисты и японисты, попадали прямо в спецшколы КГБ или в академию ГРУ. В институт военных переводчиков направляли исключительно "заслуживших доверие" у местного НКВД-шного начальства юнцов из военных училищ и строевых частей, которых сочли пригодными к чекистской работе.
Так за какие же заслуги Аркадия Стругацкого отправили из заштатного Актюбинска в Москву, да еще перед самым началом заведомо тяжелейшего сражения, да еще на отделение японского языка?..
Впрочем, после института он оказался едва ли не в ссылке - вместо элитных разведшкол ему пришлось ехать служить на Камчатку, рядовым офицером в пограничные войска КГБ СССР. И вдруг в мае 1956-го года в хабаровском журнале "Дальний Восток" N5 появилась художественно-документальная повесть "Пепел Бикини", написанная... Аркадием Стругацким и неким Л.Петровым. В ней шла речь о подготовке, проведении и трагических последствиях для японских рыбаков испытаний американской водородной бомбы на атолле Бикини в Тихом океане... Сегодня эта повесть старательно и целенаправленно забывается всеми биографами и комментаторами Стругацких. "Забывается", потому что непонятно, каким образом рядовой лейтенант-переводчик погранвойск не только смог вообще писать нечто неслужебно-художественное, не попав при этом в "зону особого внимания" военной контрразведки, но и получить разрешение на использование известной ему по службе, и наверняка имевшей гриф секретности, информации (например, статей из японской прессы, которые он переводил по долгу службы)?
И кто дал ему соавтора - очевидно, не просто журналиста или писателя, а человека, явно облеченного доверием тех спецслужб, коим положено было бдительно следить и пресекать несанкционированный интерес советских граждан к происходящему на Западе? И кто дал санкцию редактору журнала на публикацию повести, посвященной столь засекреченной теме, как ядерное оружие и его испытания? Ведь любая публикация на эту тему строжайше контролировалась спецслужбами СССР, так как считалось, что она могла бы послужить поводом к расшифровке агентурной сети советской разведки в США, Англии, Франции и других странах, где наши агенты добывали атомные секреты противника.
То есть, вполне вероятно, что или соавтор Аркадия Стругацкого был доверенным лицом чекистского ведомства, или сам Аркадий Натанович, выпускник специфического вуза, был сочтен отбывшим срок "ссылки", и вновь привлечен к сотрудничеству в виде так называемого "агента влияния" - проводника желательных и необходимых с точки зрения КГБ идей и мнений. А еще более вероятно -  то и другое одновременно...
Интересно и то, что повесть "Пепел Бикини" уже в начале 1958 года вышла отдельной книгой в "Детгизе". То есть, принята издательством и включена в план она была еще в 1956 г., и тогда же прошла все ступени партийной цензуры, включая и Идеологический отдел ЦК КПСС. Дебют в Москве, которого порой десятилетиями не удостаивались более талантливые писатели, состоялся у новоиспеченного москвича почти мгновенно.
...И в том же 1958 году вышли два первых фантастических рассказа писателя "братья Стругацкие" (а в просторечии - АБС) "Извне" и "Спонтанный рефлекс"...
...Впоследствии сами АБС будут рассказывать веселую и символическую притчу о том, как писался их первый фантастический роман "Страна багровых туч" - на пари, на "слабо написать самим что-то лучшее, а не только критиковать?" Ах, как славно было бы поверить, что "властителями дум" для, как минимум, двух или трех поколений можно стать в результате обыденного для российской интеллигенции "кухонного" спора...
Но тут снова вспоминается "Хромая судьба" Стругацких, и вскользь поминаемые там главным героем - писателем Феликсом Сорокиным - "высокопоставленные благодетели", защитившие его от идеологической травли. И вспоминается еще одно обстоятельство - безконечная "схватка бульдогов под ковром" между КГБ и Отделом административных органов ЦК КПСС - с одной стороны, и группировкой "коммунистов-почвенников" в том же ЦК КПСС - с другой...
Так почему этим "высокопоставленным благодетелям" захотелось поддерживать писателя "братья Стругацкие", да еще фантаста, да еще еврея, - неужто "за просто так"?
Только в одном случае эта поддержка выглядит оправданной - если в ответ сам писатель делал то, что нужно и выгодно КГБ, причем не просто так, а "от чистого сердца"... И к тому же соглашался время от времени служить "разменной монетой" в подковерных баталиях всевластных партбонз (что тоже, заметим, шло на пользу и писателю - ярче становится его диссидентский ореол - и его кураторам из КГБ)...
Вот теперь и начинают становиться на свое место многие труднообъяснимые идеи, а также детали и детальки из большинства произведений АБС - от многочисленных партийно-гэбистских деталей в "Стране Багровых туч", до пресловутого КОМКОН-2 и Наставников из "Града Обреченного"... И идея вечной необходимости спецслужб, более того - всенародной, даже всечеловеческой благотворности их деятельности оказывается, как минимум, той "жертвой", ради которой КГБ хранило, лелеяло и берегло писателя АБС - весьма полезного и особо ценного "агента влияния" на умы и души "советских людей"...
А писал ли писатель АБС, кроме фантастики, еще и "оперу" - этого мы, скорее всего, не узнаем никогда... Ведь архивы-то еще в 91-м - тю-тю..." (lebed.com)
Попалась мне еще одна интересная статейка - Леонида Александровича Ашкинази "Еврейская тема в творчестве Стругацких". Приведу лишь некоторые выдержки из нее: "Наша заметка посвящена еврейской теме в творчестве Стругацких. Эта проблема интересна по трем причинам: она неочевидна, она злободневна, а само творчество Стругацких для определенного слоя общества является культовым. Время от времени появляются статьи, в которых по поводу "еврейского" у Стругацких высказываются самые разные мнения и оценки. Утверждают, что целые произведения были посвящены еврейской теме, но излагали все в зашифрованном виде. Рассеянные по произведениям Стругацких еврейские мотивы означают, что еврейское присутствовало у них в актуальном сознании". (Lib.ru)
Павел Святенков 20 ноября опубликовал в своем блоге небольшой текст:
"19 ноября, после тяжелой болезни на 80-ом году жизни скончался классик советской и российской фантастической литературы писатель, сценарист и переводчик Борис Стругацкий. Творчество Стругацких интересно двумя вечно зелеными темами. Они писали о евреях ("люденах") и кэгебистах (КОМКОН-2), кэгебистах и евреях. В их мире сверхчеловеки безконечно пасли жезлом железным недочеловеков. Что чрезвычайно льстило всем, кто хотел быть допущенным в вышеперечисленные категории. Строго говоря, "интеллигенция" у Стругацких - это смесь люденов и комконовцев. Идеальный люден, конечно, служит в КОМКОНе. А идеальный комконовец всегда немножко ("на четверть") люден. Иначе говоря, идеальный человек Стругацких - это "Юрий Андропов"".
Вот такая странная закономерность: начнешь разбираться с какой-нибудь диссидентской или полудиссидентской историей так ненароком и выйдешь на что-нибудь кагебешное…

План Адропова-Путина
Не так давно в Сети была широко распространена опубликованная "Русским репортером" статья Дмитрия Карцева "План Андропова-Путина", которую переопубликовали почти все политические порталы. Согласно Карцеву, утверждающему, что он вынес свои выводы "из разговоров с разными чекистами", "план преобразований" был готов у Ю.В. Андропова еще в 1965 году: роспуск КПСС и диктатура на несколько лет. При этом, по утверждению автора, ссылающегося в основном на анонимные источники, ужесточение политического режима было условием проведения масштабных экономических реформ.  Далее автор приводит слова «помощника Крючкова»: "Что такое Пиночет как феномен? Это представитель силовой группы, который, опираясь на эту самую силовую группу, недемократическим путем, то есть без публичного обсуждения, проводит комплекс непопулярных модернизационных преобразований, направленных на вестернизацию страны". И подтверждает свои выводы общеизвестными фактами: работой "группы Гайдара-Чубайса" под покровительством КГБ СССР. Тогда-то и сложился, по Карцеву, "либерально-чекистский союз". То, что под личным покровительством Андропова работали еще только тогда начинавшие "экономисты-рыночники", хорошо известно. Не будем забывать, что Андропов совместно с Международным отделом ЦК КПСС (Б.Н.Пономарев) лично покровительствовал тем партийным кругам, которые уже давно к тому времени поддерживали "идеи пражской весны", "парижского мая", "демократизации социализма", "конвергенции". Достаточно назвать фигуры А.Е.Бовина, Ф.М.Бурлацкого, Л.В.Карпинского, входивших в "ближний круг" Андропова, а также теснейшим образом с ними сотрудничавшего диссидента-марксиста и известного историка Р.А.Медведева. Андропов и выдвигает Горбачева. "Вестернизацию" проталкивали в любой форме - с КПСС или без нее. ("Завтра")
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не образно

    Что-то происходит в верхних эшелонах власти. Есть ощущение, что сюжет российской политики становится все острее… Итак, 13 сентября…

  • Как стать героем

    Об обстоятельствах смерти Зиничева и не только. Зиничев был каким-то … неброским персонажем. Я даже не знал этой фамилии, не обращал…

  • Борьба с фашизмом

    С фашизмом борются? Или фашизм торжествует? Читаю: «ХАБАРОВСК, 6 сентября. /ТАСС/. Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов предложил отнести…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments