blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Categories:

Слово и дело



В книге Александра Эткинда "Хлыст: секты, революция и литература" я нашел интересный момент. Он пишет: «В 1861 году в Лондоне, на квартире у Бакунина, принимали старообрядческого епископа Пафнутия. Обстановка была обычная: «накурено было донельзя, разговор шел о политике, о народе, о революции». Но Пафнутию казалось иначе: «Да здесь судьбы мира решаются!», — восклицал Пафнутий с чрезвычайной серьезностью. На реакцию старообрядца смотрели с изумлением: «ему казалось, что он присутствовал чуть не на Конвенте, что приговор миру произнесен был не на шутку». Пафнутий «никак не мог отличить фраз от дела» — так лондонский сектоист Василий Кельсиев разобрался в этом расхождении, которое выявилось при первой же встрече интеллигентных революционеров с тем, кого они называли народом. Кельсиев два дня убеждал Пафнутия, «что нет ничего серьезного, что никто из них и не думает даже об осуществлении высказанных желаний». На третий день Пафнутий понял, а поняв, отказался от всякого сотрудничества с лондонскими эмигрантами».
Этот случай прекрасно демонстрирует принципиальное отличие лидеров народного религиозного движения от интеллигенции.
Если взглянуть на историю русского сектантства, то легко обнаружить, что это история не слов, не прекраснодушных рассуждений, а дел.  Если в старообрядчестве – в федосеевском согласии или в среде бегунов – приходили к какому-то выводу, решению, то это не было простыми словами, призванными кого-то убедить, очаровать, это незамедлительно становилось основой для новой деятельности. И если сектантские вожди решали, что для спасения необходимо что-либо сделать, то они не просто об этом говорили, они это делали. Например, когда бегуны-безденежники заявляли, что необходимо отказаться от денег, как символов антихриста, то они осуществляли это на практике.
Существует в российской истории такое поразительное явление, как скопцы. Подобную секту очень трудно отыскать. Читаем в «Истории Русской церкви»: «Первым проповедником и «мастером» оскопления был беглый помещичий крестьянин Севского уезда Андрей Иванов Блохин, из села Брасова, принадлежавшего генералу Апраксину. Еще четырнадцатилетним мальчишкой он бежал из своего села, пристал к нищим и с ними таскался по ярмаркам и по миру шесть лет; тут он случайно встретил «учителя веры, называемой христовщиной», и «обратился». Продолжая после этого бродить и нищенствовать, он попал в деревню Богдановку Орловского уезда и там привел в исполнение зародившуюся у него еще ранее идею о необходимости оскопления. К этой идее привел его собственный горький опыт: он не мог сдержать себя от влечения к женщине «даже самым жестоким бичеванием» и пришел к выводу, что «разве одним оскоплением вожделения сего избавиться можно». Придя к такому выводу, Блохин имел мужество и силу воли оскопить себя собственноручно раскаленным железом. Вслед за этим Андрей и Кондратий стали проповедовать оскопление среди хлыстов Богдановки и других соседних деревень, и в короткое время Блохину удалось убедить и оскопить свыше 55 крестьян».
Скопческое посвящение имело несколько стадий «убеления», называемых малой и большой «царской печатью». Эти операции, которые проводили без анестезии, для обычного человека могут показаться худшей разновидностью пытки.
Можно, конечно же, долго издеваться на темнотой русских крестьян, над дикостью их идей, говорить о том, что это явление представляет собой редкий случай изуверства. Но что меня поражает – это удивительная последовательность этих сектантов, неразрывная связь слова и дела. Скопцы, возможно, пришли к очень неправильным, ужасным идеям, но чем они не были – так это интеллигентскими болтунами, которые любят идеи совершенно безкорыстно, без какого-либо желания их осуществить. И пропаганда скопчества потому была успешной, что ее проповедники прежде на себе испробовали свои собственные идеи…
В Евангелии читаем, что Христос говорил «с силой». Что означает подобная сила слова? Это означает, что идея, звучащая в речи, уже захватила, изменила этого человека, уже вошло в  его жизнь, воплотилась в нем. Помните, как говорил Ленин: идея, овладевшая массами, становится силой. Но идея становится силой, когда она овладевает не только массами, а даже одним человеком. И когда этого овладения нет, то слова – это всего лишь пустая болтовня…
И когда кто-то говорит, что он хочет изменить мир, Россию, то первый вопрос: а как ты изменил себя? Покажи, как твоя идея преобразила тебя самого? Предъявите себя. И если твоя идея не смогла вдохновить на изменения себя, то как ты сможешь вдохновить других на изменение своей жизни?
У нас есть одна нехорошая привычка: мы всегда мыслим себя периферией. Мы уверены: что-то главное должно совершиться вне нас, а мы только можем подтолкнуть других к этих изменениям, распропагандировать их. Но все великие люди чувствовали себя центром изменения, «центром циклона». Они рвались в бой, так как верили, что именно они меняют мир, культуру, человечество. И им в итоге это удавалось.
Критиковать ничтожество окружающих людей – это слабость и большая безсмыслица. Есть смысл лишь в том, чтобы осознавать свое собственную ничтожность, объявлять ей войну. Это путь изменений.
Главный враг скрывается внутри нас, ему надо объявлять безпощадную войну потому, что именно он делает нас безсильными, безвольными. Такие, как мы есть сейчас – мы всегда проигравшие. Необходимо понять, что только изменившись мы можем преобразить страну. Самая главная революция происходит внутри нас.
Subscribe

  • Слушая лекцию о Бердяеве...

    ...тот, кто упрегает философию Бердяева в бесвязанности, в осутствии стройности, как мне кажется, не вполне ее понимают. В ней и не могло быть…

  • Женщины

    Мне интересны женщины. Это как инопланетяне, которые живут рядом...

  • Оставлять пространство...

    Принцип японской живописи суми-э (влияние дзен): чаще намекать, чем декларировать. Оставлять пространство, которое должно заполнять воображение...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments