blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Предсуществование души

Психея в рабстве у Венеры. Античная камеяПредсуществование - существование индивидуальных душ ранее их физического рождения на земле.

ИНДУИЗМ
В индуизме между миром и Божеством нет непреодолимой пропасти. Подобно тому, как паук производит паутину, как шелковичный червь производит шелк, так и Единая абсолютная сущность (Брахман) выводит из себя Вселенную. По учению индуизма, душа человека есть не творение, а часть божественной души. Целью жизни является освобождение от цепи рождений и достижение освобождения - "мокши" или "нирваны". Мокша - осознание индивидуальной душой того, что она является частью божественной души.
Алан Уотс пишет в "Книге о табу на знание о том кто ты есть": "Мы считаем Бога Царем Вселенной, Абсолютным Технократом, который лично и сознательно контролирует каждую деталь своего космоса. Но проницательные индусы не считают Бога независимой ни от кого сверхличностью, которая управляет миром как монарх. Их Бог скорее находится "под" всем, а не "над" всем, играя мир изнутри. При этом ни один индус не думает, что только он является замаскированным Богом, а все остальные и все остальное нет. С точки зрения философии веданты кроме Бога ничего вообще не существует. Смысл веданты в том, чтобы привести человека к переживанию, к непосредственному постижению того, как все есть. Сходным образом звучит высказывание, приписываемое Христу (в апокрифе "Евангелие от Фомы"): "Я - свет, который сияет над всеми, Я - все, и все исходит из Меня и Возвращается в Меня. Расколи кусок дерева, и Я буду там; подними камень, и в нем Ты найдешь Меня".

АНТИЧНОСТЬ
Рене Менар в книге "Мифы в искусстве старом и новом" так комментирует античный миф об Амуре и Психее: "Весь этот миф изображает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красоте, дающей человеку высшее счастье и блаженство. Психея есть символ человеческой души, которая, по мнению греческих философов, до сошествия своего на землю живет в тесном общении с добром и красотой. Наказанная за свое любопытство (низменный инстинкт), Психея бродит по земле, но в душе ее не заглохли стремления к возвышенному, добру и красоте; она повсюду ищет их, исполняет всевозможные работы, проходит через целый ряд испытаний, которые подобно огню очищают ее душу; наконец, спускается в жилище смерти и, очищенная от зла, обретает безсмертие и вечно живет среди богов, "потому что, -- говорит Цицерон, -- то, что мы называем жизнью, есть в действительности смерть; наша душа начинает жить только тогда, когда освобождается от бренного тела; только сбросив эти тягостные оковы, обретает она безсмертие, и мы видим, что безсмертные боги посылают всегда смерть своим любимцам как высшую награду!". Искусство изображает Психею всегда в виде нежной молодой девы, с крыльями бабочки на плечах; очень часто на камеях подле нее лежит зеркало, в котором душа, до своей земной жизни, видит отражение обманчивых, но привлекательных картин этой земной жизни".
(А. Дугин говорит в интервью на радиостанции "Маяк 24": "Между жизнью и смертью в религиозном контексте существует такая аналогия: душа при жизни нашей почти мертва, а тело живо. А после смерти наоборот - душа жива, а тело мертво. Так вот, самая главная задача - в этом теле, будучи погребенным в гроб телесный, разбудить, оживить, пробудить к жизни ту душу, с которой мы и будем иметь дело после смерти").
По учению греческого философа Платона (427-347 гг до н.э.) душа - причина жизни и как таковая несовместима со смертью. Она однородна с божественной Мировой душой Космоса, из которой она происходит и в которую, после попадания в тело человека, более всего желает вернуться.
Платон считал, что душа до воплощения на Земле существует в Надземном мире, где ей открыты сокровенные тайны. При рождении  душа несет в себе знание об Истине, но у большинства людей под давлением земной среды это знание затемняется, чувства привязывают внимание души к земным объектам и душа забывает то, что знала когда-то. По Платону знание есть "припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу": "Знание на самом деле ничто иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе".
 Платон учил, что человек много раз рождается на земле, что путь к совершенствованию долог и что за одну земную жизнь невозможно обрести совершенство духа.  В диалоге "Федр" Сократ говорит: "В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, - никому, кто не стремился к познанию. Потому-то, милые мои, истинные философы гонят от себя желания тела, не боясь разорения, бедности, в отличие от большинства". Посредством размышления и наблюдения человек должен постоянно устремляться вглубь самого себя и мыслить о высшем мире, тогда на Земле подобными усилиями человек сможет самосовершенствоваться и  "припомнить" то, что знал.
Вячеслав Иванов в книге "Дионис и прадионисийство" пишет о том, что в античности существовало представление об Источнике забвения в Аиде, испив из которого души разрывали связь со своей духовной Отчизной и наполнялись жаждой жизни в земных телах. Этим водам забвения противопоставлялось озеро Памяти, которое возвращало душам знание об их подлинной природе.
Греческий философ, основатель неоплатонизма Плотин (205-270) так же утверждал, что душа человека имеет высшее происхождение, божественную природу. Он писал: "Я полагаю, что первоисточник любви следует искать в склонности души к чистой, небесной красоте, в ощущении ею своего родства с божественным, в тех дружеских чувствах, которые она, порой сама того не осознавая, питает к высшему. […]
Есть души, для которых земная красота - это поводырь, ведущий их дорогой воспоминаний к истинной красоте горних сфер; такие души любят земную красоту как образ красоты небесной".

ГНОСТИКИ
 Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий) - общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских учений.
Практически все гностики принимали идею предсуществование души. В гностическом трактате "Сущность архонтов" из библиотеки Наг-Хаммади III века (найденной в 1945 году) мы находим наставление великого ангела Элелефа дочери Евы Нореи: "Ты и твои дети относятся к Отцу, существующему изначала. Их души вышли из выси, из света нетленного".
Карпократ (II век) учил, что по теории мировой необходимости человеческая душа будет воплощаться на земле в новых телах до тех пор, пока не пройдет все искушения земли и упорными усилиями в течение многих земных жизней не освободится от притяжения законов плоти. На эту тайну, по мнению карпократиан, указывает евангельская притча о должнике, которого судья сажает в темницу, пока он не отдаст своего долга до последней полушки (Мф. V, 25 - 26; Лк. XII, 58 - 59); по карпократианскому толкованию, должник изображает человеческую душу, судья - миродержителя-демиурга, а темница - новое тело, в которое должна вселиться душа для выполнения дальнейших условий материальной жизни.
Валентин (II век) и валентиниане проповедовали идею перевоплощения. С именем Валентина связывается известный гностический трактат "Pistis Sophia". В этом трактате содержится разъяснение постепенной эволюции человечества по пути к совершенствованию и одухотворению, причем Господь раскрывает ученикам тайны загробного мира. Посмертное воздаяние за все содеянное в жизни совершается согласно теории перевоплощения: дух человеческий очищается через ряд последовательных существований в земной оболочке, испив, в промежутках между воплощениями, "чашу забвения". В книге содержится также указание на предсуществование душ: Господь разъясняет, каким образом души Иоанна крестителя, Апостолов и других взяты из небесных сфер для временного воплощения.

МАНИХЕИ
Основатель манихейства Мани (ок.215 - 277 гг.) происходил из знатной персидской семьи и был казнен по приказу персидского царя Бахрама I. Сподвижники Мани также были частично казнены или высланы. Но в результате миссионерская деятельность манихеев настолько усилилась в разных странах, что достигла Египта, Северной Африки, Италии и Рима; манихеи дошли даже до Монголии и Китая.  Манихеи считали себя истинными христианами, в то время как церковные христиане были для них всего лишь полухристианами.
По учению манихеев Душа Мира, т. е. частицы "Бога света", находятся не только в человеке, но и во всей природе. Душа человека считалось ими безгрешной, а источник зла они видел в материальном теле. Единственным грехом почиталась "забывчивость" души, потеря воспоминаний о своем источнике - свете.
У манихеев существовало интересное положение "о реинкарнации Апостолов - основателей мировых религий, периодически возрождающих "истинную церковь". Апостол воплощается на Земле тогда, когда церковь утрачивает данное прежде истинное учение, которое превращается в догму или лжеучение, и появляется насущная необходимость восстановить истину в церкви. Что примечательно, понятие церкви у манихеев очень широкое, оно не делится на разные религии, а подразумевает под собою единую истинную религию, которая в разные времена и в разных странах принимает свою форму. Отличия между религиями - только в форме, но вовсе не в содержании. Есть несколько вариантов перечня Апостолов. Самый короткий перечень: Будда - Заратуштра - Иисус - Мани.
Манихеи явно говорили о законе перевоплощения, конечно, не только для Апостолов, но для каждого человека. В главе "О перерождении" трактата "Кефалайа" читаем:  "И еще один из Слушателей спросил Апостола так: " Ты рассказал нам, что люди, выходя из тела, проходят через перерождение и странствие - каждый по мере сил своих. Если это грешники, они, как ты рассказал нам, проходят через перерождение, пока не уверуют…".

ОРИГЕН
Ориген (185 - 254) - один из великих Учителей Церкви. "Ориген - второй после Павла", - говорит о нем Дидим. А св.Ириней называет Оригена величайшим богословом христианства. В своем сочинении "О началах" Ориген в явном виде говорит о предсуществовании и о перевоплощении душ.  "Душа, как мы часто говорили, безсмертна и вечна; поэтому мы думаем, что на протяжении многочисленных и безконечных, огромных и разнообразных веков она может и от высочайшего добра нисходить к крайнему злу, и от крайнего зла возвращаться к высочайшему добру" ("О Началах").
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments