blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Природа души



Я думаю, что у многих людей, считающих себя христианами, довольно смутные представления об их вере. К примеру, моя бабушка каждое утро и каждый вечер читала молитву перед иконой, насколько помню - это была молитва Богородице. Но когда я однажды попробовал с ней заговорить о Вере, то услышал довольно-таки странные рассуждения, которые православный батюшка мог бы расценить, как кощунственные…
Мои представления о христианстве - тоже довольно общие. Но я потихоньку старался в нем разобраться. Будучи человеком не слишком умным, а к тому же рассеянным, не могу претендовать на то, что мои размышления имеют хоть какую-нибудь ценность. Наверное, я излагаю какую-то нелепость, детские заблуждения. Но единственно, что могу гарантировать - это искренность. То, о чем я говорю - по-настоящему меня волнует, а иногда и мучает…


Тлен и гниль
Кажется, все знают, что человеческое тело по Библии сотворено из земного праха. В проклятие Адаму Бог говорит: "Прах ты и в прах возвратишься". Слово "прах" толкуется в словаря Даля, как "сухая гниль, тлен, перегнившие останки".
Но я по наивности, по глубочайшему незнанию считал, что в христианстве тленным является только тело, а душа имеет божественную, безсмертную природу. И так я думал до тех пор, пока не встретил утверждение, что душа в христианском вероучении тоже носит тварный, тленный характер: "Со второй половины IV века идеи креационизма получили свою идеологическую поддержку христианской церковью на V-м Вселенском Соборе. Утверждалось, что душа творится Богом вместе с телом. И если душа создается Богом непосредственно из "ничто", то тело - опосредованно, из земли".
Я полазил по сайтам стараясь найти то, что пишут по этому вопросу. Вот, что говорит теолог, сотрудник пресс-службы Никопольского городского благочиния Александр Моисеенков: "Традиционное христианское богословие учит, что душа не только посылается, но и появляется на свет именно в момент зачатия. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, как появляется душа. На этот счет в богословии есть два мнения, которые взаимно дополняют друг друга. Первое мнение - душа творится непосредственно Самим Богом в момент зачатия. Существует и второе мнение - душа зачинается от родителей".
А вот еще один ответ православного батюшки на вопрос читателя его сайта: "Душа каждого человека рождается от душ родителей в момент зачатия ребенка или творится Богом в этот же момент. Хотя это учение в Православии не догматизировано".
Почему это учение осталось не догматизированным - вполне понятно. Ведь возникает множество вопросов: если Бог творит душу из ничего в момент зачатия, то почему - она не совершенна? Откуда берется наклонность ко злу? Если душа рождается от родителей, то почему дети бывают так не похожи на них по характеру? Тут концы с концами не сходятся. Но это не главное.
Дело в том, что душа человеческая так или иначе - тварная по своей природе, и более того - она творится во времени. А то, что творится во времени, во времени и умирает. Это значит, что душа по своей природе - смертна.
Вы думаете, я говорю какую-то ересь?

Учение о смертности души
У религиозного мыслителя, православного богослова, протоиерея Георгия Флоровского есть статья "О безсмертии души".  В ней говорится:
"Следует ли христианам непременно верить в безсмертие человеческой души?  Этьенн Жильсон в своих Гиффордских лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное заявление: "В общем, - сказал он, - христианство без безсмертия вполне осмысленно, и доказательство этому то, что поначалу оно осмыслялось именно так". Удивительной чертой раннего периода истории христианского представления о человеке было подчеркнутое отрицание ярчайшими авторами второго века природного безсмертия души. Епископ Андерс Нигрен в своей знаменитой книге "Den kristna karlekstanken genom tiderna" восхваляет апологетов второго века именно за эту смелую мысль и видит в ней выражение подлинно евангельского духа".
Св. Иустин в "Разговоре с Трифоном" повествует о том, как он встретил учителя-христианина, пожилого и почтенного человека. "Не следует называть душу безсмертною, - утверждал христианин. - Ибо, если она безсмертна, то и безначальна". Однако Бог один "безначален" и неразрушим и потому-то Он есть Бог. Мир же, напротив, "имеет начало", а души - часть мира. Все тварное "имеет разрушимую природу и может быть уничтожено и перестать некогда жить". Оно "тленно" (Разг., 5 и 6).
Татиан (раннехристианский апологет) идет даже дальше: "Душа сама по себе не безсмертна, но смертна". Св. Ириней утверждал, что душа не приходит из "другого мира", не знающего тления; она принадлежит именно этому сотворенному миру.  Климент Александрийский упоминает вскользь, что душа не безсмертна "по природе". Св. Афанасий настойчиво повторяет, что все тварное в природе своей неустойчиво и подвержено разрушению. Даже св. Августин осознавал необходимость ограничения безсмертия души: "Глядя на непостоянство этой жизни, можно назвать ее смертной".
А вот что пишет Михаил Богословский (сайт humanism.al.ru): "Живший во втором веке н.э. отец Церкви Ириней Лионский учил, что душа не имеет абсолютного безсмертия". И такая точка зрения не была случайной. Ведь первые книги Ветхого завета не дают никаких серьезных оснований для веры в безсмертие души. Даже в Новом завете прямо говорится, что только Бог "единый имеющий безсмертие" (1Павл.Тимоф.6,16). Ссылаясь на это утверждение, богословы пытались обойти неизбежно возникающие противоречия.
Действительно, если душа безсмертна по своей природе, то всемогущий Бог не может ее уничтожить. Однако, с богословских позиций думать так - кощунство. Чтобы не впасть в него некоторые теологи заявляли, что душа смертна и может существовать столько, сколько того захочет Бог. Титиан (II век н.э.) считал, что душа "имеет земное происхождение: сама по себе ничто иное, как тьма и нет в ней ничего светлого; по природе своей не безсмертна, но смертна и способна к разрушению". Другой отец христианской Церкви - Тертуллиан (II-III века н.э.) вообще считал душу телесной.
Споры о сути души продолжались несколько столетий, но и по сей день вера в безсмертие души так и не стала общепризнанной.
Ну, уж наверное православная Церковь и, в частности, Русская православная Церковь твердо убеждена в безсмертии души, скажете вы. К сожалению это не так. В сборнике "Душа человеческая", изданном в 1992 году Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем, принадлежащим Русской православной Церкви, сказано совершенно однозначно: "...говоря о безсмертии души, нельзя со строгой необходимостью доказать безсмертие ее". Уж если консервативная православная Церковь не может подтвердить безсмертие души, то что спрашивается, взять с вольнодумствующих протестантов? Идею безсмертия души отвергают, например, две крупные христанские протестантские Церкви -"Адвентисты седьмого дня" и "Свидетели Йеговы".
Один из руководителей "Свидетелей Йеговы" И. Рутерфорд, желая подчеркнуть крайнюю степень неприятия идеи вечной, неуничтожимой души, даже заявил, что "мысль о безсмертии души родилась у Сатаны".
Subscribe

  • Третья волна

    16.02.2021 г., РИА Новости: «Люди отказываются носить маски и делать прививки из-за конспирологических теорий, считает основатель компании…

  • Эффект Мидаса

    «Журналист Максим Шевченко ушел из КПРФ и стал лидером новой Российской партии свободы и справедливости (РПСС), сообщает РИА…

  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    Сайт «RT» сообщил 23 марта 2021 г. : «Секретарь Совбеза Николай Патрушев доложит российскому президенту Владимиру Путину об…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments