blprizrak (blprizrak) wrote,
blprizrak
blprizrak

Category:

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876 гг.): Цитаты.

Все, что существует, все существа, составляющие бесконечный мир Вселенной, все существовавшие в мире предметы, какова бы ни была их природа в отношении качества или количества, большие, средние или бесконечно малые, близкие или бесконечно далекие, — взаимно оказывают друг на друга, помимо желания и даже сознания, непосредственным или косвенным путем, действие и противодействие. Эти-то непрестанные действия и противодействия, комбинируясь в единое движение, составляют то, что мы называем всеобщей солидарностью, жизнью и причинностью.

Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба эти закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют сущность человечности.

Отчаяние в своей любви и в своем достоинстве служит наилучшим доказательством их присутствия в человеке.

Человек не создает общества путем свободного договора: он рождается в недрах общества, и вне общества он не мог бы жить, как человек, ни даже стать человеком, ни мыслить, ни говорить, ни хотеть, ни действовать разумно. Ввиду того что общество формирует и определяет его человеческую сущность, человек находится в такой же абсолютной зависимости от общества, как от самой физической природы, и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от влияния общества.

Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек.

В России главный двигатель - страх, а страх убивает всякую жизнь, всякий ум, всякое благородное движение души. Трудно и тяжело жить в России человеку, любящему правду, человеку, любящему ближнего, уважающему равно во всех людях достоинство и независимость бессмертной души, человеку, терпящему одним словом не только от притеснений, которых он сам бывает жертва, но и от притеснений, падающих на соседа!

Русская общественная жизнь есть цепь взаимных притеснений: высший гнетет низшего; сей терпит, жаловаться не смеет, но зато жмет еще низшего, который также терпит и также мстит на ему подчиненном.

Он {Бог} строго запретил им {Адаму и Еве} касаться плодов древа познания. Он хотел, следовательно, чтобы человек, лишенный самосознания, оставался вечно животным, ползающим на четвереньках перед вечным Богом, его Создателем и Господином. Но вот появляется Сатана, вечный бунтовщик, первый свободный мыслитель и эмансипатор миров. Он пристыдил человека за его невежество и скотскую покорность; он эмансипировал его и наложил на его лоб печать свободы и человечности, толкая его к непослушанию и вкушению плода знания.

Первый закон всякого правительства есть закон самосохранения; ему покорены все нравственные законы, и нет еще в истории примера, чтобы какое-либо правительство сдержало без принуждения обещания, данные им в критическую минуту.

Коммунизм по крайней мере столько же произошел и происходит сверху, сколько и снизу; внизу, в народных массах, он растет и живет как потребность не ясная, но энергическая, как инстинкт возвышения; в верхних же классах как разврат, как эгоизм, как инстинкт угрожающей заслуженной беды, так неопределенный и беспомощный страх, следствие дряхлости и нечистой совести; и страх сей и беспрестанный крик против коммунизма чуть ли не более способствовали к распространению пос­леднего, чем самая пропаганда коммунистов.

Если бы меня кто в дилижансе спросил о цели моей поездки, и я бы захотел отвечать ему, то между нами мог бы произойти следующий разговор.
"Зачем ты едешь?" -- Еду бунтовать. -- "Против кого?" -- Против императора Николая.--"Каким образом?"-- Еще сам хорошо не знаю. -- "Куда ж ты едешь теперь?" -- В Познанское Герцогство.--"Зачем именно туда?"--Потому что слышал от поляков, что теперь там более жизни, более движения, и что от­туда легче действовать на Царство Польское, чем из Галиции. -- "Какие у тебя средства?" - 2000 франков.--"А надежды на средства?"--Никаких определенных, но авось найду,--"Есть знакомые и связи в Познанском Герцогстве?" - Исключая неко­торых молодых людей, которых встречал довольно часто в Берлинском университете, я там никого не знаю. -- "Есть рекомендательные письма?"--Ни одного.--"Как же ты без средств и один хочешь бороться с русским царем?"--Со мной революция, а в Позене надеюсь выйти из своего одиночества. -- "Теперь все немцы кричат против России, возносят поляков и с[о]бираются вместе с ними воевать против русского царства. Ты -- русский, неужели ты соединишься с ними?"--Сохрани бог! лишь только немцы дерзнут поставить ногу на славянскую землю, я сделаюсь им непримиримым врагом; но я затем-то и еду в Позен, чтоб все­ми силами воспротивиться неестественному соединению поляков с немцами против России. -- "Но поляки одни не в состоянии бороться с русскою силою?" -- Одни нет, но в соединении с дру­гими славянами, особенно же если мне удастся увлечь русских в Царстве Польском... -- "На чем основаны твои надежды, есть у тебя с русскими связи?"-- Никакой; надеюсь же на пропаган­ду и на могучий дух революции, овладевший ныне всем миром!
Subscribe

  • Не образно

    Что-то происходит в верхних эшелонах власти. Есть ощущение, что сюжет российской политики становится все острее… Итак, 13 сентября…

  • Как стать героем

    Об обстоятельствах смерти Зиничева и не только. Зиничев был каким-то … неброским персонажем. Я даже не знал этой фамилии, не обращал…

  • Борьба с фашизмом

    С фашизмом борются? Или фашизм торжествует? Читаю: «ХАБАРОВСК, 6 сентября. /ТАСС/. Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов предложил отнести…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments